Дело № 2-1284/19
76RS0010-01-2019-001554-39
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 октября 2019 года город Ростов Ярославской области
Ростовский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Бабич В.Е.,
при секретаре Наумовой Л.В.,
с участием прокурора Шишковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ростовского межрайонного прокурора Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Петровское Ярославской области о возложении обязанности провести межевание земельного участка, определить границы земельного участка, осуществить постановку земельного участка на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Ростовский межрайонный прокурор Ярославской области, действуя в интересах неопределенного круга, лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации сельского поселения Петровское Ярославской области о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к проведению землеустроительных кадастровых работ путем проведения межевания и определения границ земельного участка, занятого общественным кладбищем, расположенным в <адрес>, и осуществить постановку земельного участка, занятого общественным кладбищем, на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле Ростовской межрайонной прокуратурой установлено, что на территории сельского поселения Петровское Ростовского района Ярославской области находится действующее место захоронения – общественное кладбище в <адрес>, общей площадью 0, 5 га. Данное кладбище находится в ведении Администрации сельского поселения Петровское, содержание места захоронения осуществляется за счет средств бюджета указанного муниципального образования.
На земельном участке, занятом кладбищем, и находящимся в собственности сельского поселения, не проведено межевание, не определены границы участка, право муниципальной собственности надлежащим образом не зарегистрировано. В Едином государственном реестре недвижимости сведения об описании границ указанного земельного участка отсутствуют.
Действующим законодательством к земельным участкам, на которых расположены места погребения, и содержанию мест погребения предъявляются особые требования, в том числе санитарные, экологические, обеспечение которых невозможно без определения границ указанных земельных участков.
Отсутствие в ЕГРН описания границ земельного участка, занятого общественным кладбищем, создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического режима, может привести к нарушению границ смежных земельных участков и захоронению тел на них, с нарушением назначения смежных участков, нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник Ростовского межрайонного прокурора Ярославской области Шишкова В.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Ответчик Администрация сельского поселения Петровское Ярославской области о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что в отношении заявленных прокурором требований возражений не имеет.
Судом разрешен вопрос о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав помощника прокурора Шишкову В.В., исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 6 ч. 2 ст. 2 Закона Ярославской области № 36-з от 30.06.2014 г. «О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области» к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Частью 1 ст. 4 указанного Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ установлено, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Статьей 16, 17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», а также Санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.2882-11», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 г., установлены санитарные, экологические и гигиенические требования к размещению, а также содержанию мест погребения.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2001 г. «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно ч.1 ст. 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Землеустройство - мероприятия, в том числе по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства (ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве»).
Согласно ст. 17 Федерального закона «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 г. № 688, принятым в развитие указанной нормы, утверждены Правила установления на местности границ объектов землеустройства.
Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.
В силу п. 7 ч. 2 ст. 14 указанного Федерального закона с заявлением в орган кадастрового учета необходимо представить межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Согласно ст. 37 Федерального закона «О кадастровой деятельности» результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования.
Установлено, что в соответствии с п. 21, ч.2 ст. 41 Устава Сельского поселения Петровское Ярославской области, Администрация сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом сельского поселения, созданным для решения вопросов местного значения, а также с целью обеспечения исполнения полномочий Главы сельского поселения. В области благоустройства территории администрация сельского поселения осуществляет организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения (л.д. 5).
На территории сельского поселения Петровское Ростовского района Ярославской области находится действующее место захоронения – общественное кладбище в <адрес>, общей площадью 0,5 га.
Межевание земельного участка, занятого общественным кладбищем, находящегося в ведении Администрации сельского поселения Петровское Ярославской области, не проведено, не определены границы участка, право муниципальной собственности на земельный участок не зарегистрировано. В Едином государственном реестре недвижимости сведения об описании границ указанного земельного участка отсутствуют.
Указанные нарушения действующего земельного законодательства создают угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку не позволяют обеспечить соблюдение соответствующего санитарно- эпидемиологического режима, может привести к нарушению границ смежных земельных участков и захоронению тел на них с нарушением назначения смежных участков, нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что заявленные требования законны и обоснованны, подлежат удовлетворению.
Исходя из объема мероприятий, которые необходимо провести Администрации сельского поселения Петровское Ярославской области, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Ростовского межрайонного прокурора Ярославской области.
Обязать Администрацию сельского поселения Петровское Ростовского муниципального района Ярославской области провести землеустроительные кадастровые работы, путем проведения межевания и определения границ земельного участка, занятого общественным кладбищем, расположенным в <адрес>, общей площадью 0,5 га и осуществить постановку земельного участка, занятого общественным кладбищем, на кадастровый учет в органе осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.Е. Бабич