Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-639/2021 ~ М-9/2021 от 11.01.2021

Дело № 2-639/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 марта 2021 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Козловой Е.В.,

При секретаре судебного заседания Сабировой А.Т.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-639/2021

по иску Военного комиссариата Московской области к Никулину Игорю Валерьевичу о признании недействительным удостоверения «ветерана боевых действий»,

УСТАНОВИЛ:

Истец Военный комиссариат Московской области обратился в суд с иском к ответчику Никулину И.В. и просит признать недействительным удостоверение «Ветеран боевых действий», выданное Никулину И.В., установить факт отсутствия у Никулина правовых оснований для реализации мер социальной поддержки, предусмотренных Законом №5-ФЗ.

Свои требования истец мотивирует тем, что Никулин И.В. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. Пенсия за выслугу лет Никулину И.В. назначена после увольнения с военной службы военным комиссариатом Ростовской области с 24 мая 2010 г. Никулин И.В. обратился в военный комиссариат Ростовской области с заявлением о перерасчете пенсии за выслугу лет в соответствии с п. «г» статьи 45 Закона № 4468-1 и приложил копию удостоверения ветерана боевых действий серии БК № 0611436, выданного 8 сентября 2005 г. Управлением кадров Северо-Кавказского военного округа. Военным комиссариатом Ростовской области 18 января 2010 г. Никулину И.В. было разъяснено, что выписки из приказа командира войсковой части в материалах его пенсионного (личного) дела отсутствуют, в связи с чем оснований для повышения пенсии не имеется, так как не усматривается его непосредственное участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики. До переезда Никулина И.В. в Московскую область военным комиссариатом Ростовской области выплата пенсии за выслугу лет прозводилась без повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона № 4468-1. Сведений об оспаривании решения военного комиссариата Ростовской области по данному вопросу в материалах пенсионного (личного) дела майора Никулина И.В. не имеется.

В связи с переездом по месту жительства в Московскую область, выплата пенсии за выслугу лет Никулину И.В. с 1 марта 2013 г. осуществляется военным комиссариатом Московской области. Никулин И.В. обратился в военный комиссариат Московской области 21 января 2019 г. с заявлением по вопросу осуществления повышения пенсии за выслугу лет, как ветерану боевых действий на 32% расчетного размера пенсии, и ее выплате. К указанному заявлению Никулин И.В. представил копию удостоверения ветерана боевых действий серии БК <номер>, выданного 8 сентября 2005 г. Управлением кадров Северо-Кавказского военного округа.

26 февраля 2019 г. Никулину И.В. было разъяснено, что оснований для перерасчета пенсии за выслугу лет с учетом повышения, как участнику боевых действий не имеется, так как при проверке пенсионного (личного) дела АМ-408187 установлено, что отсутствуют документы, подтверждающие участие Никулина И.В. в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона. Согласно записи в послужном списке, Никулин И.В. проходил службу на территории Северо-Кавказского региона с 8 апреля 2005 г. по 10 августа 2005 г., но указанный период выслуги лет засчитан из расчета один месяц военной службы за полтора месяца. Ошибочность в выдаче Никулину И.В. удостоверения ветерана боевых действий не вызывает сомнений в связи со следующим: в пенсионном (личном) деле АМ - 408487 майора Никулина И.В. отсутствуют документы, подтверждающие его фактическое участие в боевых действиях при выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона; в справке от 9 ноября 2001 г. <номер>, выданной военной комендатурой Курчалойского района Чеченской Республики записано, что Никулин И.В. с 4 ноября 2001 г. по 12 ноября 2001 г. в связи со служебной необходимостью проходил военную службу в составе ОГВ (С) по проведению контртеррорестической операции на территории Северо-Кавказского региона. Этот период военной службы, на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 7 мая 1997 г. № 555 и от 28 октября 1999 г. № 1197-68 подлежат зачету в выслугу лет военной службы из расчета один месяц за полтора месяца военной службы. В этой же справке отмечено, что фактическое участие в проведении контртеррористических операций Никулин И.В. не принимал. На странице 9 послужного списка проставлен штамп о том, что Никулин И.В. в период с 8 апреля 2005 г. по 10 августа 2005 г. выполнял задачи на территории Северо-Кавказского региона, однако участия в боевых действиях не принимал (всего боевых дней - 0). Данный штамп скреплен подписью начальника штаба 291 гвардейского мотострелкового полка и гербовой печатью этой войсковой части. Отсутствуют выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия Никулина И.В. в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба. В расчете выслуги лет на пенсию военнослужащего, произведенного отделом социальных гарантий финансово-экономического управления СКВО 19 ноября 2009 г. при увольнении Никулина И.В. с военной службы в выслугу лет в льготном исчислении для назначения пенсии зачтен один день службы за полтора дня, в то время как в постановлении Правительства РФ № 941 от 22 сентября 1993 г. определено засчитывать время непосредственного участия в контртеррористической операции - один день за три дня. При увольнении с военной службы Никулин И.В. с расчетом выслуги лет был знакомлен 26 ноября 2009 г. и согласен.

В связи с Представлением военного прокурора Балашихинского гарнизона от 17 июня 2020 г. об устранении нарушений закона, вынесенным в адрес военного комиссариата Московской области в результате проверки по обращению Никулина И.В., военным комиссариатом Московской области Никулину И.В. произведена доплата пенсии в соответствии с п. «г» статьи 45 Закона № 4468-1 в размере 128 815 руб. 11 коп. за период с 1 марта 2013 г. по 31 марта 2020 г. и дальнейшая выплата пенсии с учетом надбавки. Также военному комиссару Серпуховского района дано указание о сообщении Управлению социальной защиты населения о возобновлении ежемесячной выплаты Никулину И.В. в соответствии со ст. 23.1 Закона № 5-ФЗ, как ветерану боевых действий.

Военный комиссариат Московской области полагает, что в материалах пенсионного (личного) дела АМ - 408187 майора Никулина И.В. не имеется документов, подтверждающих его непосредственное участие в боевых действиях, что свидетельствует о том, что удостоверение ветерана боевых действий серии БК <номер> от 8 сентября 2005 г. выдано Никулину И.В. ошибочно.

Таким образом, для повышения Никулину И.В. пенсии в соответствии с пунктом «г» части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» и для предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» для ветеранов боевых действий, оснований не имеется.

Представитель истца Военного комиссариата Московской области, по доверенности Бобырева Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, настаивала на их удовлетворении.

Ответчик Никулин И.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что является военным пенсионером, ветераном вооруженных сил, ветераном боевых действий, в связи с чем удостоверение ветерана боевых действий ему было выдано в установленном законом порядке. Полагал, что несмотря на доводы истца о том, что в материалах дела и в материалах пенсионного (личного) дела отсутствуют документы, подтверждающие его непосредственное участие в боевых действиях, у военного комиссариата или должностного лица структурного подразделения не имеется полномочий самим делать выводы о законности выданного ответчику удостоверения ветерана боевых действий. Министерством обороны РФ 08.09.2005 года выдано ответчику удостоверения ветерана боевых действий, то есть факт выполнения ответчиком задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооружённого конфликта подтвержден, выдаче такого удостоверения предшествовала определенная проверка, соблюден порядок такой выдачи. Запись об удостоверении ветерана боевых действий указана в удостоверении личности офицера. В подтверждение того, что ответчик находился в воинской части, входящей в перечень, в период выполнения ими задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ с августа 1999 года является ответ из Штаба Южного военного округа. Законность получения удостоверения ветерана боевых действий в установленном законом порядке истцом не оспорена, недействительным удостоверение не признано, факт участия в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона не опровергнут, в связи с чем не имеется оснований для отказа в праве на получение надбавки к пенсии за выслугу лет и лишения ответчика имущественного права на получение выплат. Ответчик также указал, только в октябре 2020 года узнал о представлении военной прокуратуры Балашихинского гарнизона Военного комиссариата Московской области. В апреле 2019 года по указанию военкомата Московской области ответчику прекращали предоставлении мер социальной поддержки как ветерану военных действий, однако впоследствии выплаты возобновились на основании представления прокурора.

Письменные возражения приобщены к материалам дела (л.д. 122-127, 214-222).

Представитель третьего лица Министерство Обороны РФ в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, возражений по исковым требования не представил.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, предметом спора является обоснованность выдачи удостоверения ветерана боевых действий серии БК <номер>, выданного 8 сентября 2005 г. Управлением кадров Северо-Кавказского военного округа, Никулину И.В., о чем имеется отметка в книге учета удостоверений ветеранов боевых действий УК СКВО том 6 (л.д. 20, 35-38).

Установлено, что майор Никулин И.В. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. Первоначально, пенсия за выслугу лет Никулину И.В. назначена после его увольнения с военной службы военным комиссариатом Ростовской области с 24 мая 2010 г. (л.д. 12-18).

Ответчик Никулин И.В. обратился в военный комиссариат Московской области 21 января 2019 г. с заявлением по вопросу осуществления повышения пенсии за выслугу лет в соответствии с п. «г» статьи 45 Закона № 4468-1, как ветерану боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона и ее выплате. К указанному заявлению Никулин И.В. представил копию удостоверения ветерана боевых действий серии БК <номер>, выданного 8 сентября 2005 г. (лд.18-20).

28.03.2019 года ответчиком в адрес истца направлена претензия по вопросу осуществления повышения пенсии за выслугу лет в соответствии с п. «г» статьи 45 Закона № 4468-1, как ветерану боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона и ее выплате. Военным комиссариатом Московской области дан ответ о том, что с 08.04.2005 года по 10.08.2005 года ответчик проходил военную службу в полку, который дислоцировался в Чеченской республике, этот период в подсчете выслуги лет засчитан год за полтора. В послужном списке п. 13 участие в войнах и других боевых действий записано начальником штаба 291 гв. МСП подполковником Ю.Меркель, боевые действия «0».

Военным комиссариатом Московской области Никулину И.В. было разъяснено, что основания для назначения и перерасчета пенсии с учетом повышения, как участнику боевых действий, не имеется в связи с отсутствием в материалах пенсионного (личного) дела документов, подтверждающих участие Никулина И.В. в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона, при этом указано, что период прохождения службы на территории Северо-Кавказского региона с 08.04.2005 года по 10.08.2005 года включен в выслугу лет из расчета один месяц военной службы за полтора месяца (лд.21-31).

Согласно сообщению начальника управления кадров Южного военного округа, по учетным данных Южного военного округа Никулину И.В. действительно выдано удостоверение ветерана боевых действий серии БК <номер> с датой выдачи 08.09.2005 года. Срок хранения копий документов, послуживших основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, не определен, в связи с чем сохранилась только книга выдачи удостоверений (лд.34).

Как усматривается из копии Книги учета удостоверений ветерана боевых действий УК СКВО, том 6, начатой 30.12.2004 года, оконченной 30.12.2009 года, на 101 листе, где на листе дела 48 указано, что Никулину И.В. выдано удостоверение серии БК <номер> от 8.9.2005 (лд. 35-38).

Согласно сообщению командира войсковой части <номер>, согласно Директиве ГШ ВС РФ, войсковая часть <номер> была расформирована в июне 2009 года, документы о запрашиваемом периоде сданы в ФЦА ВС РФ (лд.40).

По сообщению ВрИО командира войсковой части <номер> г. Шали Чеченской республики, войсковая часть <номер>291 гвардейский мотострелковый полк) в 2009 году прекратила свое существование, все учетные документы законченного делопроизводства части находятся на учете и хранении в филиале Центрального архива МО РФ г. Пугачева Саратовской области (лд.43).

Согласно копии расчета по содержанию, составленному в отношении Никулина И.В. 06.07.2020 года, последнему была начислена доплата за БД за период с 01.03.2013 года по 31.03.2020 год по исполнение предписания военного прокурора Балашихинского гарнизона (лд.44).

В связи с Представлением военного прокурора Балашихинского гарнизона от 17 июня 2020 г. об устранении нарушений закона, вынесенным в адрес военного комиссариата Московской области в результате проверки по обращению Никулина И.В. военным комиссариатом Московской области Никулину И.В. произведена доплата пенсии в соответствии с п. «г» статьи 45 Закона № 4468-1 в размере 128815 руб. 11 коп. за период с 1 марта 2013 г. по 31 марта 2020 г. и дальнейшая выплата пенсии с учетом надбавки (л.д. 44-46, 49-52).

Военному комиссару Серпуховского района дано указание о сообщении в Управлении социальной защиты населения о возобновлении ежемесячной выплаты Никулину И.В. в соответствии со ст. 23.1 Закона № 5-ФЗ как ветерану боевых действий (л.д. 47-48, 53, 55-62, 140-141).

Согласно копии материалов пенсионного дела ДР-162935, составлен расчет на пенсию за выслугу лет от 29.03.2012 года в отношении Никулина И.В. Управлением финансового обеспечения МО РФ по Ростовской области, согласно которого пенсия назначена 24.05.2010 года, общая выслуга лет 23, календарная-21, льготная-2; с указанием размеров оклада денежного содержания. В расчете выслуги лет на пенсию военнослужащего, произведенного отделом социальных гарантий финансово-экономического управления СКВО 19 ноября 2009 г. при увольнении Никулина И.В. с военной службы в выслугу лет в льготном исчислении для назначения пенсии зачтен один месяц службы за полтора месяца. При увольнении с военной службы Никулин И.В. с расчетом выслуги лет был знакомлен 26 ноября 2009 г. и согласен (л.д. 56- 62).

Установлено также, что 22.11.2010 года Никулин И.В. обращался с заявлением на имя начальника отдела военного комиссариата Ростовской области по Аксайскому району за произведением перерасчета пенсии в части доплаты, как участнику боевых действий, прилагая к данному заявлению удостоверение ветерана боевых действий (лд. 64).

На основании ответа от 18.01.2010 года за исх.№ Др-162935 Военного комиссариата Ростовской области, Никулину И.В. в повышении пенсии было отказано со ссылкой на отсутствие в пенсионном деле Никулина И.В. соответствующих выписок из приказа командира войсковой части, утвержденных руководителем оперативного отдела по управлению контртеррористической операцией, что является основанием для вывода о том, что Никулин И.В. не принимал непосредственного участия в боевых действиях на территории Чеченской республики (лд. 65-66).

В материалы дела представлен послужной список Никулина И.В., из которого усматривается, что проходил Никулин И.В. в период с 29.07.1992 года по 27.10.1995 год службу в местности с тяжелыми климатическими условиями (Шарлинский район Республики Казахстан) и имеет право на льготы. Засчитывается в выслугу лет из расчета один месяц службы за полтора месяца. В период с 08.04.2005 года по 10.08.2005 год выполнял задачи на территории Северо-Кавказского региона и имеет право на льготы. Засчитывается в выслугу лет из расчета один месяц за полтора месяца. Всего боевых дней – 0. В период с 04.11.2001 года по 12.11.2001 года в связи со служебной необходимостью проходил военную службу в составе ОГВ (С) по проведению контртеррористической операции на территории Север-Кавказского региона. Подлежит зачету в выслугу лет из расчета один месяц за полтора месяца. При этом не принимал фактического участия при проведении контртеррористических операций, которые подлежат зачёту в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета 1 месяц за 3 месяца службы (л.д. 67-79, 82-87, 111-121, 183-198).

Решением Серпуховского городского суда от 05.09.2019 года, административное исковое заявление Никулина И.В. к Отделу военного комиссариата Московской области городов Серпухов, Пущино, Протвино и Серпуховскому району, Военному комиссариату Московской области о признании незаконным решения от 24.04.2019 № П/905, за подписью военного комиссара городов Серпухов, Пущино, Протвино и Серпуховского района Московской области, на заявление Никулина И.В. от 04.04.2019г., зарегистрированное под вх.№1420, оставлено без удовлетворения (л.д. 88-90).

Решением Серпуховского городского суда от 13.11.2019 года, административное исковое заявление Никулина И.В. к Отделу военного комиссариата Московской области городов Серпухов, Пущино, Протвино и Серпуховскому району, Военному комиссариату Московской области о признании незаконными действий Военного комиссариата Московской области городов Серпухов, Пущино, Протвино и Серпуховскому району Московской области, выразившиеся в уведомлении отдела социальной защиты и отдел пенсионного фонда о лишении льгот и выплат, оставлено без удовлетворения (л.д. 93-97). Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 04.03.2020 года решение Серпуховского городского суда от 13.11.2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Никулина И.В. без удовлетворения (л.д. 98-100).

Из ответа Министерства обороны РФ Филиала Центрального архива установлено, что в приказах командира войсковой части 44822 «О выплате денежного вознаграждения военнослужащим, принимавшим фактическое участие в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ и зачете выслуги лет (трудового стажа) в льготное исчислении», в расчетно-платежных ведомостях на выплату денежного вознаграждения за участие в КТО военнослужащим войсковой части 44822 за май-август 2005 года Никулин И.В. не значится (л.д. 105, 109).

Из справки военного комиссариата Ростовской области от 18.02.2011 года № 116 усматривается, что Никулин И.В. 23.05.2010 года уволен с военной службы по статье: по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта и его общая продолжительность военной службы составляет: в льготном исчислении – 23 лет, в календарном исчислении – 21 лет, имеет право на льготы, установленные ст. 16 п.1 Федерального Закона «О ветеранах» (л.д. 135).

Согласно сообщению Штаба Южного военного округа, согласно указаниям вышестоящего командования личный состав от войсковой части 44822 включен в перечень воинских частей, подразделений и групп Вооруженных Сил РФ, входящих в состав Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-кавказского региона РФ и принимающих участие в контртеррористических операциях в период с 05.05.2000 года по 31.08.2009 года (л.д. 136).

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Система мер социальной поддержки ветеранов, согласно положениям пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах", включает в себя пенсионное обеспечение, выплаты пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся (помимо иных граждан) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.

В соответствии с Перечнем государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющимся приложением к ФЗ "О ветеранах" к территориям и периодам ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации относится, в том числе, выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.

Согласно разделу III указанного приложения к Федеральному закону "О ветеранах" указано выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.

Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции (пп. "в" п. 4 Постановления).

Таким образом, факт выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.

В соответствии с положениями п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца производится лицам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо выполнявшим задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.

Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения.

Согласно п. 1 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 07.05.2004 г. N 282, определен порядок выдачи в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Из содержания п. 3.2 Инструкции "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД РФ", являющейся Приложением к Приказу МВД России от 07.05.2004 г. N 282, следует, что документами, подтверждающими факт выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных в зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г., являются: выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, подтверждающие факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций".

В соответствии с пунктом 3.3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветеран боевых действий, подтверждающим документом для сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года, - выписки из приказов, изданных в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.

Из изложенного следует, что сам по себе факт нахождения военнослужащего на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период, начиная с 01 августа 1999 г. и направленного для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, без его участия в проведении каких-либо контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется по приказу руководителя Регионального оперативного штаба, не может являться основанием для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий. Наличие оснований для выдачи удостоверения "Ветеран боевых действий" должно подтверждаться приказами командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба или (с 1999 по 2000 годы) руководителем Временной оперативной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ N 280 от 31.03.1994 г. "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" следует, что местности (в том числе за пределами Российской Федерации), отнесенные к зонам вооруженного конфликта, определяются решениями Правительства РФ по представлению Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной пограничной службы - Главного командования Пограничных войск РФ, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 г. N 896 "О зонах вооруженных конфликтов" выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территории Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия в октябре - ноябре 1992 г., а также выполнение задач военнослужащими и лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений МВД РФ на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах.

Как отметил Европейский Суд по правам человека, в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (постановление от 15 сентября 2009 г. по делу "Москаль (Moskal) против Польши").

Определение же правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, является не только правом, но и обязанностью государства.

С учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, регулирующих порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий, юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию как для разрешения иска Военного комиссариата Московской области о признании удостоверения ветерана боевых действий недействительным, является установление судом обстоятельств наличия у Никулина И.В. права на получение звания ветерана боевых действий, а также соблюдения процедуры выдачи Никулину И.В. удостоверения, в частности того, имелись ли в Управлении кадров Северо-Кавказского военного округа, выдавшего указанное удостоверение, соответствующие материалы, послужившие основанием для приобретения ответчиком статуса ветерана боевых действий и выдачи Никулину И.В. удостоверения ветерана боевых действий.

В подтверждение факта участия истца в боевых действиях в период проведения контртеррористической операции были представлены в суд копии справок начальника штаба военной комендатуры Курчалойского района Чеченской республики № 265 от 09.11.2001года о том, что Никулин в период с 04.11.2001 года по 12.11.2001 года в связи со служебной необходимостью проходил военную службу в составе ОГВ (С) по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, который в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.05.1997 года № 555 и от 28.10.1999 года № 1197-68 подлежит зачету в выслугу лет (трудовой стаж) из расчета 1 месяц военной службы за 1,5 месяца. При этом НЕ принимал фактического участия при проведении контртеррористических операций, которые в соответствии с постановлением правительства РФ от 27.02.2001 года № 135-9 подлежат зачету в выслугу лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц военной службы за три месяца, а так же выписку из послужного списка личного дела, согласно которой Никулин И.В. в период с 08.04.2005 года по 10.08.2005 года выполнял задачи на территории Северо-Кавказского региона, и имеет право на льготы, предоставленные постановлением Правительства РФ 28.10.1999 года № 1197-68 подлежит зачету в выслугу лет (трудовой стаж) из расчета 1 месяц военной службы за 1,5 месяца.

Вместе с тем, указанные документы не подтверждают выполнение ответчиком задач в ходе контртеррористических операций в указанные в послужном списке периоды, а соответственно не дают оснований для признания Никулина И.В. ветераном боевых действий.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд исходит из того, что факт непосредственного участия Никулина И.В. в боевых действиях представленными как стороной истца, так и ответчиком документами, не подтверждается. Само по себе участие военнослужащего в выполнении им задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в условиях чрезвычайного положения на территории Северо-Кавказского региона не свидетельствует о его участии в боевых действиях.

Таким образом, факт участия истца в боевых действиях в период проведения контртеррористической операции не подтвержден надлежащими доказательствами.

Поскольку фактическое участие в боевых действиях определяется на основании приказов с указанием дат или периодов, когда сотрудники или военнослужащие принимали участие в боевых операциях, справки и иных сведения, имеющиеся в личном деле ответчика, представленные истцом, подтверждают только факт прохождения Никулина И.В. службы на территории Северо-Кавказского региона, иных доказательств, подтверждающих факт непосредственного участия ответчика в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона ответчиком не представлено, оснований для отказа в удовлетворении исковых требвоаний не имеется.

Доводы ответчика о том, что у Военного комиссариата Московской области не имеется полномочий признавать выданное ранее удостоверение участника боевых действий, поскольку на основании указанного удостоверения ответчиком получаются социальные выплаты, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, регулирующего порядок и условия придания лицам соответствующего статуса и выдачи удостоверений.

Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, в пункте 2 которой предписано, что выдача удостоверения ветерана боевых действий производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти.

Пунктом 2 Приказа МВД России от 07.05 2004 г. N 282 "О порядке выдачи удостоверения ветерана боевых действий в системе МВД России" установлено, что в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации функции по заполнению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий осуществляют ДГСК МВД России, ФЭД МВД России, УК ГКВВ МВД России, кадровые и пенсионные подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне, кадровые подразделения оперативно-территориальных объединений внутренних войск МВД России.

Таким образом, при обращении в суд с настоящим иском об оспаривании правомерности выдачи ответчику удостоверения ветерана боевых действий Военный комиссариат Московской области как уполномоченный орган, обладает необходимыми полномочиями по проверке обоснованности выдачи ответчику удостоверения на основании документов, имеющихся в его личном деле.

Доводы ответчика о том, что правомерность выдачи удостоверения ветерана боевых действий была проверена судебными решениями, вступившими в законную силу, а так же военной прокуратурой Балашихинского гарнизона, по представлению которой Никулину И.В. возобновили выплату мер социальной поддержки, как ветерану боевых действий, суд считает несостоятельными, поскольку при разрешении иного спора сторон в судебном порядке, проверка обоснованности и правомерности выдачи ответчику удостоверения ветерана боевых действий не являлась предметом спора, на что непосредственно было указано в судебном решении, при вынесении представления о возобновлении ответчику мер социальной поддержки прокуратура Балашихинского гарнизона руководствовалась данными о том, что на момент обращения Никулина И.В. с жалобой на действия военного комиссариата, правомерность такой выдачи не оспаривалась.

Разрешая требования военного комиссариата Московской области об установлении факта отсутствия у Никулина И.В. правовых оснований для реализации мер социальной поддержки, предусмотренных законом №5-ФЗ, суд полагает, что указанные требования не являются исковыми, а так же не могут быть разрешены в порядке особого производства, поскольку охватываются основными требованиями о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, не подлежат разрешению как самостоятельные, поскольку при удовлетворении первоначальных требований реализации мер социальной поддержки должна быть прекращена в силу закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать недействительным удостоверение «Ветерана боевых действий», выданное Никулину Игорю Валерьевичу.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Е.В. Козлова

Решение суда в окончательной форме составлено 16 апреля 2021 года

2-639/2021 ~ М-9/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Военный комиссариат Московской области
Ответчики
Никулин Игорь Валерьевич
Другие
Министерство Обороны РФ
Суд
Серпуховский городской суд Московской области
Судья
Козлова Елена Владимировна
Дело на странице суда
serpuhov--mo.sudrf.ru
11.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2021Передача материалов судье
18.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2021Подготовка дела (собеседование)
10.02.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.02.2021Предварительное судебное заседание
24.03.2021Судебное заседание
16.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.09.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее