Дело № 2-2441/2019
78RS0020-01-2019-001432-19
РЕШЕНИЕ
Именем российской федерации
г. Санкт-Петербург 05 сентября 2019 года
Пушкинский районный суд города СанктПетербурга в составе:
председательствующего судьи Черкасовой Л.А.,
при секретаре Фомичеве К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михович А.И. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Михович А.И. обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании в порядке приобретательной давности права собственности на земельный участок категории - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, площадью 600 кв.м., условный № 0, расположенный по адресу: ..., кадастровый квартал № 0, на территории земельного участка с бывшим кадастровым номером № 0 (идентификационный номер в РГИС № 0) в координатах, указанных истцом.
В обоснование заявленных требований указывает на то, что является владельцем указанного земельного участка в соответствии с приказом Павловской опытной станции ВИР от 25.09.1992 № 0, добросовестно и открыто владеет участком с данного времени, используя под огородничество. В 2008 году было создано СНТ садоводство ВИР «Тызьва». 08.08.2009 Президиумом Россельхозакадемии было принято решение об отказе от права постоянного бессрочного пользования земельным участком № 0 площадью 16,5 га и передаче его в собственность Санкт-Петербурга. Органами власти Санкт-Петербурга было отказано в передаче земельного участка в СНТ ВИР «Тызьва». Однако истец полагает, что в соответствии с положениями ст. 234 Гражданского кодекса РФ добросовестно, открыто и непрерывно владеет спорным земельным участком как своим собственным более 15 лет, а следовательно, приобрел право собственности на участок в порядке приобретательной давности.
Истец в судебное заседание не явился, извещен о дне, месте и времени судебного разбирательства, доверил представлять свои интересы адвокату Родионову А.В., который иск поддержал.
Представитель ответчика Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Кабикова В.Ю. против удовлетворения иска возражала, представила письменные возражения.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и п. 1 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, является государственной собственностью.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (пункты 15-21), применение приобретательной давности в отношении земельных участков имеет свои особенности, которые заключаются в том, что приобретательная давность может быть применима в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных п. 1 ст. 234 ГК РФ условий, а также на бесхозяйные земельные участки, но только на те из них, от права собственности на которые, собственник отказался, что касается всех иных земельных участков, то они не являются бесхозным имуществом, поскольку все иные земли в Российской Федерации являются либо государственной, либо муниципальной собственностью.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 16 вышеуказанного Постановления Пленума только один факт пользования земельным участком не может служить основанием для возникновении права собственности на него в силу приобретательной давности, поскольку земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретаются в собственности в порядке, установленном земельным законодательством (часть 2 статьи 6, статьи 27, часть 1 статьи 16 ЗК РФ, часть 2 статьи 214 ГК РФ).
Согласно пункту 2.7 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (Закон № 137-Ф3) до 31.12.2020 члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности ряду условий, в том числе: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Закона № 137-Ф3 для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение.
Садоводческое некоммерческое товарищество «Тызьва» было зарегистрировано в качестве юридического лица 26.05.2008.
Истец, как член СНТ «Тызьва», использует участок земли, входящий в земельный участок площадью 153 289 кв.м, на котором расположено садоводство.
Документы, подтверждающие предоставление СНТ «Тызьва» земельного участка для организации садоводства, отсутствуют. Наружные границы земельного участка и границы земель общего пользования СНТ «Тызьва» в порядке, установленном законодательством, не утверждены.
Решение Пушкинского горсовета от 05.05.1991 № 210 и приказ Павловской опытной станции от 25.09.1992 о предоставлении во временное пользование до 5 лет земельного участка под огороды для работников Павловской опытной станции, не являются документами, на основании которых возможно было бы предоставление земельных участков в порядке, установленном Законом № 137-Ф3.
В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о земле, принятых Верховным Советом СССР 28.02.1990, земля находилась в государственной собственности, при этом в силу ст.ст. 8, 20, 21, 53 Основ предоставление земельных участков во владение и пользование осуществлялось в порядке отвода, право владения и пользования землей удостоверялось Государственным актом, при этом любые сделки с землей признавались недействительными, а самовольно занятые участки подлежали возврату по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.
Аналогичные положения были установлены статьями 3, 31, 32 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991.
Основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен главой 5.1 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 1 ст. 39.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Таким образом, возникновение права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в силу приобретательной давности не допускается, так как законом, как и ранее, так и в настоящее время, предусмотрен административно-правовой порядок возникновения прав и обязанностей в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Доказательства возникновения права собственности истца на участок, предоставления участка истцу на вещном праве, отсутствуют, участок относится к неразграниченной государственной собственности.
Также суд принимает во внимание, что для применения ст. 234 ГК РФ в данном случае отсутствует совокупность необходимых условий, установленных для признания права собственности в силу приобретательной давности.
Так, в соответствии с п. 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
В соответствии с Земельным кодексом РСФСР от 25.04.1991 земельные участки для коллективного садоводства предоставлялись местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции. Земельные участки для коллективного огородничества предоставлялись местными Советами народных депутатов из земель запаса в краткосрочную аренду (до пяти лет), а предприятиями, учреждениями и организациями - во временное пользование по договору, который регистрировался в соответствующем Совете народных депутатов (предельный срок временного пользования землей устанавливался не более трех лет).
Решением Президиума Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов от 22.11.1991 № 399 «О садоводствах и огородничествах в Санкт-Петербурге и на территориях административно подчиненных Петербургскому Горсовету» было запрещено до утверждения Президиумом Петербургского горсовета схемы размещения и реконструкции садоводств отвод земельных участков под размещение новых и расширение существующих садоводств, а также оформление фактического землепользования садоводств. В соответствии с данным решением предоставление земельных участков под огородничество производится сроком на 1 год с обязательным заключением договоров.
Согласно приказу № 29 на основании решения профкома Павловской опытной станции ВИР от 24.09.1992 года № 18 был выделен земельный участок под огороды для работников опытной станции ВИР и института площадью 16 га во временное пользование.
Временное использование земельного участка под огород (при этом доказательства заключения в установленном порядке договора аренды в материалы дела не представлены), исключает добросовестность, поскольку истец знал об отсутствии оснований возникновения у него права собственности на участок.
С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленных Михович А.И. исковых требований о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Михович А.И. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании права собственности отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Решение принято судом в окончательной форме 09.09.2019