Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-745/2021 ~ М-345/2021 от 31.03.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

23 июля 2021 года                 <данные изъяты>

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе

председательствующего судьи Невейкиной Н.Е.,

при секретаре Овсянниковой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а-745/2021 по административному исковому заявлению Берлевой Г. Е. к Министерству имущественных отношений <данные изъяты>, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Берлева Г.Е. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 249 960 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилого дома, участок находится примерно в 410 м от ориентира по направлению на юго-запад; почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, с/пос Ивановское, д. Лужки, <данные изъяты>. Просила установить кадастровую стоимость земельного участка, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты> по выводам, изложенным в отчете об оценке рыночной стоимости объекта ООО «АРЭО» № Н-28/03/2021-9 от <данные изъяты>. В обоснование иска указала, что являлась собственником земельного участка. В 2020 году вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> был изменен с «для сельскохозяйственного производства» на «для индивидуальной жилой застройки». Постановлением правительства Московской области от 31.12.2013 года № 1190/57 утвержден Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица, согласно пункту 3 которого размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Министерством имущественных отношений Московской области с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования. По мнению истца, заниженная (относительно действительной рыночной стоимости) государственная кадастровая стоимость земельного участка, определенная исходя из ВРИ «для сельскохозяйственного производства» существенно увеличивает разницу между указанной кадастровой стоимостью и кадастровой стоимостью, установленной после изменения ВРИ земельного участка, что необоснованно увеличивает размер платы за изменение ВРИ земельного участка и нарушает права истца на экономически обоснованный     расчет оплаты изменения вида разрешенного использования земельного участка.

Административный истец в лице представителя Русаковой М.П. в судебное заседание явилась, против выводов судебной оценочной экспертизы ООО «Объективная оценка» не возражал, уточнив исковые требования согласно выводам судебной оценочной экспертизы ООО «Объективная оценка».

    Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений <данные изъяты> в лице представителя Ивановой Н.Н. в судебном заседании не возражала против выводов судебной оценочной экспертизы ООО «Объективная оценка», оставила разрешение требований административного истца на усмотрение суда.

    Представитель заинтересованного лица ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, против выводов судебной оценочной экспертизы ООО «Объективная оценка» не возражал, оставил разрешение требований административного истца на усмотрение суда.

    Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом.

    Иные заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом.

    Учитывая положения ст. 150, ч. 4 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, судебную оценочную экспертизу, оценив имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

    В соответствии с ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

    Согласно ч. 5 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В соответствии с пунктом 2 ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

    Понятие кадастровой стоимости закреплено в пункте 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)» (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508).

    Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

    Из вышеприведенных положений законодательства следует, что определение кадастровой стоимости объекта недвижимости возможно как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и путем установления его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.

    Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Согласно пункту 3 статьи 66 названного закона в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

    В соответствии с частями 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Согласно ч. 1 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами публичной власти федеральной территории, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

    Разъяснениями, содержащимися в пунктах 14, 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

    Дело о пересмотре кадастровой стоимости подлежит рассмотрению по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1 числа налогового периода, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с пунктом 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03 августа 2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Федеральный закон № 334-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления его рыночной стоимости по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы по налогу на имущество, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

     Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административному истцу на праве собственности принадлежит объект недвижимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 249 960 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилого дома, участок находится примерно в 410 м от ориентира по направлению на юго-запад; почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах.

    В отношении вышеуказанного земельного участка, на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 года № 15ВР-1633 «Об утверждении кадастровой стоимости», утверждена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2018 года в размере 892 357,2 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В 2020 году вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> был изменен с «для сельскохозяйственного производства» на «для индивидуальной жилой застройки».

Таким образом, разница между государственной кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной на ту же дату, нарушает права и законные интересы административного истца в связи со следующим.

Постановлением правительства Московской области от 31.12.2013 года № 1190/57 утвержден Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, и Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области (далее – Порядок).

Согласно п. 3 Порядка размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Министерством имущественных отношений Московской области с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.

Таким образом, заниженная (относительно действительной рыночной стоимости) государственная кадастровая стоимость земельного участка, определенная исходя из ВРИ «для сельскохозяйственного производства» существенно увеличивает разницу между указанной кадастровой стоимостью и кадастровой стоимостью, установленной после изменения ВРИ земельного участка, что необоснованно увеличивает размер платы за изменение ВРИ земельного участка и нарушает права истца на экономически обоснованный расчет оплаты изменения вида разрешенного использования земельного участка.

Следовательно, административный истец имеет право на пересмотр кадастровой стоимости.

Согласно разъяснениям п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Таким образом, административный истец, являясь собственником объекта недвижимости земельного участка, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере действительной рыночной стоимости.

В соответствии с ч.1 ст. 245 КАС РФ обращение в суд с данными исковыми требованиями являются законными и обоснованными.

В силу ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

    Юридически значимым обстоятельством для разрешения данного спора является установление величины рыночной стоимости объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01 января 2018 года.

Кадастровая стоимость помещения по состоянию на 01 января 2018 года была установлена Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области.

При этом, в соответствии с 1 ст. 62, ч.5 ст. 247 обязанность доказывания наличия оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

    В обоснование заявленного требования административный истец представил отчет, подготовленный оценщиком ООО «АРЭО» № Н-28/03/2021-9 от 15 марта 2021 года.

    Для проверки правильности определения оценщиком рыночной стоимости объекта недвижимости определением Московского областного суда от 12 мая 2021 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «Объективная оценка» Белову И.В.

    Заключением судебной оценочной экспертизы установлено, что отчет об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, подготовленный оценщиком ООО «АРЭО» не соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки; установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости земельного участка равная его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 286 665 509 рублей.

    С выводами, содержащимися в экспертном заключении судебной оценочной экспертизы ООО «Объективная оценка» согласился представитель административного истца, а также административные ответчики, представив письменные пояснения касательно заявленных требований.

    В соответствии с частями 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

    Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (часть 2 статьи 58 КАС РФ).

    Судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ дана оценка заключению судебной оценочной экспертизы.

    Согласно статье 41 Федерального закона от 31.05.2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.

    На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2,3, 4,6 - 8,16 и 17, части второй статьи 18,статей 24 и 25 настоящего ФЗ.

    В соответствии со статьей 8 названного Федерального закона эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.

    Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

    Суд приходит к выводу, что рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на основании заключения судебной экспертизы ООО «Объективная оценка».

    Заключение содержит подробное описание проведенного исследования. Экспертное заключение содержит указание на применение экспертом при проведении исследований и производстве расчетов коэффициентов корректировок нормативных актов в области оценочной деятельности, стандартов по проведению оценки, учебных пособий, справочной аналитики и авторских монографических работ.

    Экспертное заключение понятно по своему содержанию, составлено в доступной форме изложения и не содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы эксперта.

    В заключении эксперта Белова И.В., по мнению суда, содержатся исчерпывающие суждения и выводы относительно совокупности всех ценообразующих факторов как по объектам-аналогам, так и по объекту оценки.

    В ходе анализа рынка исследуемых объектов, анализа других внешних факторов, не относящихся непосредственно к исследуемому объекту, но влияющих на его стоимость, а также нормативно-методической базы оценки экспертом выявлены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объекта оценки (элементы сравнения): определение сегмента рынка, альтернативные варианты использования объектов, местоположение и характеристики объектов, вид права, категория земель, вид разрешенного использования, а также площадь, время продажи/предложения, факт сделки (уторговывание), передаваемые права, условия продажи (чистота сделки), условия финансирования, инфраструктура, использование или назначение объекта, транспортная доступность, наличие рядом аналогичных объектов.

    Для сравнения эксперт выбрал объекты-аналоги, сопоставимые с объектом оценки.

    Информационной базой явился архив эксперта, данные из периодической печати и с интернет сайтов в электронном виде и на бумажных носителях.

    Характеристики объектов-аналогов представлены в таблице сравнения. Из таблицы сравнения следует, что объекты - аналоги сопоставлялись с объектом оценки по следующим единицам сравнения: рыночные условия, местоположения объекта, физические характеристики, экономические характеристики, использование объекта, наличие дополнительных компонентов стоимости.

    В процессе работы эксперт проанализировал возможность применения доходного, сравнительного и затратного подходов к оценке и методов оценки в рамках каждого из них к определению рыночной стоимости объекта экспертизы и пришел к выводам, изложенным в заключении.

    В судебном заседании не установлено обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость объектов недвижимости, определенная судебной оценочной экспертизой, не соответствует сложившемуся рынку цен на дату ее определения.

    Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

    Соглашаясь с заключением судебной оценочной экспертизы, суд исходит из анализа рынка, приведенного в экспертном заключении.

    С учетом системного толкования приведенных законов и нормативных актов, подлежащих применению в настоящем деле, а также представленных по делу доказательств, оцененных судом на предмет достаточности и допустимости, исходя из того, что заключением судебной оценочной экспертизы установлена рыночная стоимость объекта недвижимости, которая выше его кадастровой стоимости, а также с учетом п. 3 ст. 3 НК РФ, новая кадастровая стоимость объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу на праве собственности, на дату установления его кадастровой стоимости судом определяется исходя из размера, установленного экспертным заключением ООО «Объективная оценка».

Ходатайств о проведении дополнительной или повторной экспертизы сторонами не заявлялось.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Исходя из положений статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в связи с изменением на основании судебного акта кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, для целей внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости датой обращения административных истцов с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости следует считать дату обращения в суд 31 марта 2021 года.

Кроме того, актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда, в связи с чем, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.

    Руководствуясь статьями 177, 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Берлевой Г. Е. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, поданное в Московский областной суд <данные изъяты> - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости по состоянию на <данные изъяты> земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 249 960 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилого дома, участок находится примерно в 410 м от ориентира по направлению на юго-запад; почтовый адрес ориентира: <данные изъяты> размере 286 665 509 рублей.

Настоящая кадастровая стоимость действует до даты установления новой кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья Н.Е. Невейкина

    Мотивированное решение изготовлено <данные изъяты>.

3а-745/2021 ~ М-345/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Берлева Г.Е.
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Администрация городского округа Истра Московской области
Министерство имущественных отношений Московской области
Другие
ГБУ Московской области "Центр кадастровой оценки"
Трифонова Т.В.
Суд
Московский областной суд
Судья
Невейкина Н.Е.
Дело на сайте суда
oblsud--mo.sudrf.ru
31.03.2021Регистрация административного искового заявления
31.03.2021Передача материалов судье
05.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.04.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.04.2021Предварительное судебное заседание
12.05.2021Предварительное судебное заседание
12.05.2021Предварительное судебное заседание
07.07.2021Производство по делу возобновлено
22.07.2021Предварительное судебное заседание
23.07.2021Предварительное судебное заседание
23.07.2021Судебное заседание
30.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее