Дело № 2-189/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 ноября 2018 года г. Любим
Любимский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Рябкова А.В.
с участием истца Бредневой Л.Н.
представителя ответчика – администрации Любимского МР Борисовой О.А.
при секретаре судебного заседания Ивановой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бредневой Л.Н. к администрации Любимского МР Ярославской области о признании незаконным решения комиссии по установлению, расчету, перерасчету и выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Любимского муниципального района Ярославской области незаконным и возложения на ответчика обязанности назначить пенсию за выслугу лет,
у с т а н о в и л:
Бреднева Л.Н. обратилась в суд с иском к администрации Любимского МР Ярославской области о признании незаконным решения комиссии по установлению, расчету, перерасчету и выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Любимского муниципального района Ярославской области незаконным и возложения на ответчика обязанности назначить пенсию за выслугу лет.
В обоснование иска указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности архитектора и заведующего отделом архитектуры администрации Любимского муниципального района Ярославской области, уволена с данной должности по собственному желанию, имея стаж муниципальной службы 22 года 08 месяцев 02 дня.
ДД.ММ.ГГГГ она достигла пенсионного возраста и ей была назначена страховая пенсия по старости. После назначения страховой пенсии по старости обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в назначении пенсии со ссылкой на не достижение истцом пенсионного возраста на момент прекращения трудовых отношений и отсутствие необходимого стажа муниципальной службы в 25 лет на момент обращения. Отказ считает незаконным, поскольку была уволена по собственному желанию, замещала должность муниципального служащего непосредственно перед увольнением не менее 12 полных месяцев, имела стаж муниципальной службы более 22 лет, т.е. более необходимых 15 лет.
В судебном заседании Бреднева Л.Н. исковые требования и доводы искового заявления полностью поддержала. Полагает, что при признании ответчиком фактов замещения ею должностей муниципальной службы на момент увольнения в 2011 году по собственному желанию с выслугой в 22 года 8 месяцев 2 дня и работы непосредственно перед увольнением более одного года, решение является незаконным, поскольку по ранее действовавшему законодательству на момент увольнения, имея длительный стаж муниципальной службы приобрела «отложенное право» для обращения с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет по достижении общеустановленного пенсионного возраста, считая при этом, что юридически значимыми обстоятельствами для назначения пенсии за выслугу лет являются срок работы на муниципальной службе и увольнение по соответствующим основаниям, что ею и было соблюдено. Полагает, что положения Закона ЯО № от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих Ярославской области» о необходимом стаже в 25 лет не распространяются на лиц, уволившихся с муниципальной службы до ДД.ММ.ГГГГ и получивших право на выслугу лет в связи с наличием стажа не менее 15 лет муниципальной службы и ч. 5 ст. 3 Закона прямо указывает на наличие у нее такого права.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения иска в полном объеме, указав в обоснование, что стороной ответчика не оспариваются фактические обстоятельства, указанные истцом, а именно, периоды работы, общий стаж муниципальной службы истца, время и основание увольнения с муниципальной службы, время возникновения права на страховую пенсию по старости лет. Считает неправильным понимание истцом положений Закона ЯО № от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих Ярославской области», считая, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, поскольку согласно п. 4 ст. 3 указанного Закона, подлежавшего применению при разрешении заявления истца, у истца не выполняется условие назначения пенсии за выслугу лет, а именно, в случае увольнения до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) гражданин имеет право на пенсию за выслугу лет при наличии служебного стажа продолжительностью не менее 25 лет, тогда как у Бредневой Л.Н. таковой составляет 22 года 8 месяцев 22 дня. Считает мнение истца о том, что на нее распространяются положения п. 1 ч. 5 ст. 3 Закона ЯО несостоятельным, т.к. в данном случае не выполняется правило об обязательном наличии права на страховую пенсию по старости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав истца и представителя ответчика, изучив предоставленные доказательства, в т.ч. оспариваемое решение и протокол заседания комиссии Любимского муниципального района по назначению пенсии за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы № от ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
Положения Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на момент увольнения истца), пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и выплачивается одновременно с ней.
В силу ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" федеральные государственные гражданские служащие при - наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).
Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами "1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев (пункт 1 статьи 7).
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавший до ДД.ММ.ГГГГ) предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Согласно п. 1 ст. 7 указанного Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Бреднева Л.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещала должности архитектора и заведующего отделом архитектуры администрации Любимского муниципального района Ярославской области, уволена с данной должности, по собственному желанию по п. 3 ч.1 ст. 77 ТК РФ, имея стаж муниципальной службы 22 года 08 месяцев 02 дня.
С ДД.ММ.ГГГГ Бредневой Л.Н. назначена страховая пенсия по старости.
Данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки, справкой КС В Любимском муниципальном районе ЯО др. документами и не оспариваются сторонами.
ДД.ММ.ГГГГ решением № комиссии по установлению, расчету, перерасчету и выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Любимского муниципального района Ярославской области по результатам рассмотрения обращения истцу отказано в назначении пенсии за выслугу лет, в связи с отсутствием на момент освобождения от должности права на трудовую пенсию по старости и отсутствием 25 лет муниципального стажа на момент получения права на страховую пенсию по старости.
В соответствии со ст. 11 Закона ЯО от ДД.ММ.ГГГГ N 46-з (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О муниципальной службе в Ярославской области", действовавшей на момент увольнения истца, муниципальный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей. Муниципальный служащий при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет и замещении должности муниципальной службы в Ярославской области не менее 12 полных месяцев имеет право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы в Ярославской области по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 5 (в случае перехода на выборную работу (должность), 7 - 9 части первой статьи 77, пунктами 2 и 3 части первой статьи 81, пунктами 2, 5 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктами 1 и 3 (в случае признания муниципального служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу) части 1 статьи 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящей части).
Муниципальный служащий при увольнении с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 (за исключением случаев увольнения с высшей должности муниципальной службы), 2 (за исключением случаев истечения срока трудового договора (служебного контракта) в связи с прекращением полномочий лицами, для непосредственного обеспечения исполнения полномочий которых учреждена должность, замещавшаяся муниципальным служащим), 3 (за исключением случаев увольнения с высшей должности муниципальной службы) и 7 части первой статьи 77, пунктом 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", имеет право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности он имел право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещал должность муниципальной службы не менее 12 полных месяцев. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Пенсия за выслугу лет, установленная к трудовой пенсии по старости, назначается пожизненно. Пенсия за выслугу лет, установленная к пенсии по инвалидности, назначается на срок, на который определена инвалидность.
В соответствие с о ст. 3 Закона ЯО от ДД.ММ.ГГГГ N 90-з "О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области" -
Часть 1. Гражданин имеет право на получение пенсии за выслугу лет в случае увольнения с гражданской (муниципальной) службы по соответствующему основанию с соблюдением условий, установленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Часть 3. Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", или пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Пенсия за выслугу лет, установленная к страховой пенсии по старости, назначается пожизненно. Пенсия за выслугу лет, установленная к пенсии по инвалидности, назначается на срок, на который определена инвалидность.
Пенсия за выслугу лет, установленная к пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", назначается на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, либо на период до назначения страховой пенсии по инвалидности.
Часть 4. В случае увольнения до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) гражданин имеет право на пенсию за выслугу лет при наличии служебного стажа продолжительностью не менее 25 лет, если непосредственно перед увольнением он замещал должности гражданской службы или должности муниципальной службы не менее 7 лет и был уволен:
1) с гражданской службы в связи с расторжением служебного контракта по инициативе гражданского служащего (пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации");
2) с муниципальной службы в связи с расторжением трудового договора по инициативе работника (пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации) или в связи с переводом работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю (пункт 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации), за исключением перевода на иную должность муниципальной службы.
Часть 5. Право на назначение пенсии за выслугу лет при наличии минимальной продолжительности служебного стажа в 15 лет сохраняется:
1) за гражданами, которые до ДД.ММ.ГГГГ уволены с гражданской (муниципальной) службы и до указанной даты приобрели право на пенсию за выслугу лет;
2) за гражданскими (муниципальными) служащими, которые на ДД.ММ.ГГГГ продолжали замещать должности гражданской (муниципальной) службы и имели на указанную дату не менее 20 лет служебного стажа;
3) за гражданскими (муниципальными) служащими, которые на ДД.ММ.ГГГГ продолжали замещать должности гражданской (муниципальной) службы, имели на указанную дату не менее 15 лет служебного стажа и приобрели до ДД.ММ.ГГГГ право на страховую пенсию по старости (инвалидности), назначенную в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Таким образом, в отношении муниципальных служащих для назначения пенсии за выслугу лет требуется совокупность ряда условий: наличие стажа муниципальной службы не менее 15 лет, определенные основания увольнения со службы с правом на страховую (трудовую пенсию) и замещение должности муниципальной службы непосредственно перед увольнением не менее 12 полных месяцев.
По делу установлено, что истец на момент увольнения имела стаж муниципальной службы не менее 15 лет, перед увольнением замещала должность муниципальной службы не менее 12 полных месяцев, однако на момент освобождения от должности не имела права на трудовую пенсию по старости, в силу вышеуказанных актов органа местного самоуправления, ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
При этом суд считает необходимым указать, что законодательными актами, как на момент увольнения истца, так и на момент рассмотрения спора, предусмотрено обязательное условие для назначения пенсии - достижение права на получение страховой (трудовой) пенсии на момент увольнения с должности муниципальной службы. Истец право на трудовую пенсию достигла ДД.ММ.ГГГГ, будучи уволенной ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, на момент увольнения у истца не имелось совокупности условий, предусмотренных законом, дающих право для назначения пенсии за выслугу лет.
Довод истца о том, что законодатель предусмотрел принцип отложенного права обращения за назначением пенсии за выслугу лет по достижении общеустановленного пенсионного возраста, а юридически значимыми обстоятельствами для назначения такой пенсии являются срок работы на муниципальной службе не менее 15 лет и увольнение по соответствующим основаниям, что было соблюдено истцом, является неосновательным.
Право на пенсию за выслугу лет у муниципального служащего возникает в случае увольнения с этой службы по собственной инициативе до приобретения права на страховую пенсию по старости лишь при условии наличия у служащего стажа муниципальной службы не менее 25 лет (а также при соблюдении условий об увольнении с муниципальной службы (расторжение служебного контракта по инициативе государственного гражданского служащего)), и если непосредственно перед увольнением он замещал должности муниципальной службы не менее 7 лет), что прямо определено ч. 4 ст. 3 Закона ЯО от ДД.ММ.ГГГГ N 90-з "О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области".
Довод истца о том, что п. 1 ч. 5 ст. 3 указанного Закона ЯО предоставляет ей право на пенсию за выслугу лет, основан на неправильном понимании данной нормы, предусматривающей наличие обязательного условия – наличие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у лица помимо минимального стажа муниципальной службы права на пенсию за выслугу лет в т.ч. иным категориям граждан, которого у истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не имелось.
Таким образом, законных оснований к признанию оспариваемого решении об отказе в назначении пенсии за выслугу лет и к удовлетворению требований истца о возложении обязанности назначить такую пенсию в судебном заседании не установлено, как не установлено каких-либо иных оснований к признанию оспариваемого решения незаконным, что влечет за собой отказ в удовлетворении требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
р е ш и л:
исковое заявление Бредневой Л.Н. к администрации Любимского МР Ярославской области о признании незаконным решения комиссии по установлению, расчету, перерасчету и выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Любимского муниципального района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложения на ответчика обязанности назначить пенсию за выслугу лет, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Яроблсуд в течение 1 месяца путем подачи апелляционной жалобы через Любимский районный суд.
Судья Рябков А.В.