Дело № 2-709/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2016 года город Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Дайнеко А.М.,
при секретаре судебного заседания Новиковой О.С.,
с участием:
истца Орловой А.А. и её представителя – адвоката Пинчука А.П., действующего на основании доверенности от Д.М.Г. сроком действия три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Орловой Н.Б. к Орлову А.А. о включении имущества в состав наследства и признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Орлова Н.Б. обратилась в Колпашевский городской суд Томской области с исковым заявлением к Орлову А.А., с учётом последующего уточнения исковых требований, о включении в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти О.А., умершего Д.М.Г., шлаколитого двухэтажного гаража, общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, и признании права собственности в порядке наследования по закону на указанное недвижимое имущество.
В обоснование заявленных требований указано, что Д.М.Г. умер её супруг – О.А.. После его смерти открылось наследство, состоящее из гаража, расположенного по адресу: <адрес> построенный её мужем своими силами и средствами. Решением исполнительного комитета Колпашевского городского Совета народных депутатов № от Д.М.Г. О.А. был предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> под номером № и разрешено строительство гаража размером <данные изъяты> для индивидуального транспорта по адресу: <адрес> (конец улицы) в гаражном массиве из 15 боксов в одном ряду. Месторасположение гаража на земельном участке подтверждает планом разрешения строительства, согласованного с архитектором Колпашевского района. В Д.М.Г. супругом был выстроен первый этаж гаража, площадь застройки получилась <данные изъяты> по внешнему периметру за счёт того, что правая сторона соседа по гаражу была уже выстроена и имела в длину <данные изъяты> В Д.М.Г. году О.А. был выстроен второй этаж гаража, площадью <данные изъяты> общая площадь гаража составила <данные изъяты>. При жизни О.А. не успел оформить гараж в собственность и получить соответствующие документы, а также решить судьбу земельного участка под гаражом, однако он принимал все необходимые для этого меры, занимался оформлением технической документации. Д.М.Г. она вступила в права наследования по закону на квартиру и дачу, но гараж не был включён нотариусом в состав наследственного имущества, поскольку на него отсутствовали правоустанавливающие документы. После смерти супруга, данное имущество перешло в её владение, и она фактически приняла наследство: с момента смерти и по настоящее время пользуется гаражом, несёт расходы по его содержанию, принимает все необходимые меры к сохранности недвижимого имущества. Кроме неё наследником первой очереди является сын – О.А. который своих прав на наследственное имущество не заявляет. На момент смерти у наследодателя отсутствовали правоустанавливающие документы (свидетельство о государственной регистрации права) на указанный гараж, а потому, поскольку умерший О.А. не зарегистрировал своё право на названное выше имущество, единственным основанием для государственной регистрации перехода права собственности, в силу п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», является вступивший в законную силу судебный акт. При таких обстоятельствах, просит включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти О.А., умершего Д.М.Г., недвижимое имущество – гараж, расположенный по адресу: <адрес>, и признать за ней право собственности в порядке наследования по закону на названный объект недвижимости.
В судебном заседании истец Орлова Н.Б. заявленные требования, с учётом их уточнений, поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным выше, дополнительно пояснив, что признание за истцом право собственности на гараж необходимо для регистрации права собственности на названное выше имущество.
Представитель истца Пинчук А.П. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований Орловой Н.Б., с учётом их уточнения, по обстоятельствам, изложенным выше, дополнительных пояснений не представил.
Ответчик Орлов А.А., будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, согласно представленному заявлению просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования Орловой Н.Б. признаёт.
Представитель третьего лица <адрес> Комарова М.Н., действующая на основании доверенности № от Д.М.Г. сроком действия три года, надлежащим образом извещённая о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Согласно письменному ходатайству просит рассмотреть дело в её отсутствие, при этом не возражает против удовлетворения заявленных Орловой Н.Б. требований.
Представитель третьего лица – Администрации Колпашевского городского поселения, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела по существу уведомлён надлежащим образом (л.д. 59), не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений и ходатайств не заявил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика Орлова А.А., представителей третьих лиц Администрации Колпашевского района, Администрации Колпашевского городского поселения.
Заслушав истца и её представителя, исследовав представленные истцом в подтверждение своих исковых требований доказательства, в том числе показания свидетелей, а также заявление ответчика о признании иска, суд приходит к следующему выводу.
Конституцией Российской Федерации гарантируются свобода экономической деятельности, право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также признание и защита собственности, её охрана законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется государством.
В качестве одного из оснований (п. 1 ст. 8) возникновения прав и обязанностей Гражданский кодекс Российской Федерации называет событие, с которым закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. В данном случае, смерть человека является тем событием, вследствие которого право собственности на принадлежащее имущество переходит по наследству к другим лицам.
На основании п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как разъяснил в своём Постановлении Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, – также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В силу ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. При этом наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. По смыслу статей 1162, 1163 ГК РФ получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника. Свидетельство о праве на наследство выдается наследникам в любое время по истечении 6 месяцев со дня открытия наследства.
Положение указанной нормы разъяснено в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»: под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых, проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нём на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счёт наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами.
В силу п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чём бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Из разъяснений в п. 34 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 следует, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и её момента.
Аналогичные разъяснения о моменте возникновения права собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства содержатся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
В соответствии со ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признаётся, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счёт расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счёт долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Судом при рассмотрении дела установлено, что решением исполнительного комитета Колпашевского городского Совета народных депутатов от Д.М.Г. № «Об отводе земельных участков под строительство» О.А. во временное пользование предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> и разрешено строительство гаража размером <данные изъяты> из несгораемого материала для индивидуального транспорта по <адрес> (конец улицы) (л.д. 10).
В связи с обращением О.А. и с целью упорядочения нумерации земельных участков <адрес>, постановлением Администрации Колпашевского городского поселения от Д.М.Г. №, земельному участку, общей площадью <данные изъяты>, отведенному О.А. на основании решения Исполнительного комитета Колпашевского городского Совета народных депутатов от Д.М.Г. № присвоен адрес: <адрес> (л.д. 13).
Из справки о регистрации адреса № от Д.М.Г., следует, что нежилое помещение – гараж, ранее имел регистрацию по <адрес> <адрес>, в настоящее время имеется регистрационный номер адреса: <адрес> (л.д. 18).
Согласно техническому паспорту от Д.М.Г. и кадастровому паспорту помещения от Д.М.Г., по адресу: <адрес>, находится нежилое помещение в шлаколитом строении, общей площадью <данные изъяты> с инвентарным номером № и кадастровым номером № (л.д.14, 15-17).
Из свидетельства о заключении брака №, выданного Д.М.Г., следует, что Д.М.Г. О.А. заключил брак со С.Н., после заключения брака жене присвоена фамилия Орлова (л.д. 9).
Согласно свидетельству о смерти I-ОМ № от Д.М.Г. О.А., Д.М.Г. года рождения, умер Д.М.Г. (л.д. 6).
Согласно сообщению от Д.М.Г. и справке № от Д.М.Г. нотариуса Г.Е. нотариального округа <адрес> в Колпашевской нотариальной конторе после смерти О.А., умершего Д.М.Г., открыто наследственное дело №, единственным наследником, обратившимся к нотариусу является жена – Орлова Н.Б., что подтверждается свидетельствами о праве на наследство по закону (л.д. 20, 27).
Так, из свидетельств о праве на наследство по закону от Д.М.Г., следует, что наследником имущества О.А., умершего Д.М.Г., состоящего из 1/2 доли в праве общей совместной собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; земельного участка, площадью <данные изъяты> находящегося на землях населенных пунктов, предоставленного для строительства гаража, расположенного в <адрес> гаража, состоящего из основного строения, общей площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>; земельного участка, площадью <данные изъяты> находящегося на землях населенных пунктов, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в <адрес>, д. Родионовка, <адрес>; <данные изъяты> является жена – Орлова Н.Б., в том числе в виду отказа в её пользу сына умершего – О.А. (л.д. 28-30).
Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области № от Д.М.Г. следует, что в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 19).
По сведениям МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом» от Д.М.Г. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> – в реестре муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования «<адрес>», не числится (л.д. 45).
Д.М.Г. Орлова Н.Б. обратилась с заявлением на имя начальника Северного отделения ПАО «Томскэнергосбыт» о заключении договора энергоснабжения по объектам, в том числе, гаражу, расположенному по адресу: <адрес> (л.д. 62), на основании данного заявления Д.М.Г. между ОАО «Томская энерго-сбытовая компания» и Орловой Н.Б. заключён договор энергоснабжения, по условиям которого энерго-снабжающая организация обязуется подавать абоненту электроэнергию в необходимых ему количествах на личные нужды в квартирах, частных домах, на приусадебных участках, дачах, гаражах и других объектах личного пользования, а абонент обязуется оплачивать потребленную электроэнергию исходя из показаний расчетных электросчетчиков ежемесячно по тарифу (л.д.61).
В судебном заседании по существу заявленных требований были допрошены свидетели П.В. и С.В. которые показали, что истец Орлова Н.Б. является супругой О.А., умершего в Д.М.Г.. После его смерти осталось имущество, а именно гараж, расположенный по <адрес>. Ранее супруги пользовались гаражом вместе, после смерти мужа Орлова Н.Б. единолично пользуется указанным гаражом, несёт расходы по его содержанию, содержит в надлежащем виде. Претензий по поводу пользования гаражным боксом Орловой Н.Б. другие наследники, а также третьи лица не предъявляли.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, и если это не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, признание иска принимается судом. В этом случае, согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, выносится решение об удовлетворении иска.
Учитывая отсутствие правопритязаний на указанное выше имущество третьих лиц, с учётом приведённых обстоятельств и требований действующего гражданского законодательства, суд полагает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку данное признание иска полностью отвечает вышеприведённым требованиям закона, не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, а также не противоречит приведённым выше доказательствам.
Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что Орлова Н.Б. фактически приняла наследство, оставшееся после смерти О.А., умершего Д.М.Г., в виде нежилого помещения – гаража, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, и в силу отсутствия надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, спорное имущество подлежит включению в состав наследственного имущества, что, в свою очередь, порождает признание за истцом права собственности на спорное недвижимое имущество в порядке наследования.
Таким образом, суд считает возможным включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти О.А., умершего Д.М.Г., недвижимое имущество – гараж, расположенный по адресу: <адрес> и признать за Орловой Н.Б. право собственности в порядке наследования по закону на названный объект недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Орловой Н.Б. к Орлову А.А. о включении имущества в состав наследства и признании права собственности в порядке наследования удовлетворить.
Включить в состав наследства оставшегося после смерти О.А., умершего Д.М.Г., нежилое помещение – гараж, расположенный по адресу: <адрес>, признав за Орловой Н.Б., родившейся Д.М.Г. в <адрес>, право собственности на нежилое помещение – гараж, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: А.М. Дайнеко