2-600/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Оренбург 10 апреля 2013 года
Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Бураченок Н.Ю.,
при секретаре Яковлеве В.Л.,
с участием представителя Бондаренко ДВ, Бондаренко СВ – Купавцевой МВ действующей по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондаренко ДВ, Бондаренко СВ, Солуяновой ЮН к администрации <адрес> о признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Бондаренко Д.В., Бондаренко С.В., Солуянова Ю.Н. обратились в суд с вышеназванным иском, указав, что жилой дом литер АА1, по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство принадлежит Бондаренко Л.И.
В 2008 году к законному дому литер АА1 учтен пристрой литер А2, в результате площадь дома увеличилась.
ДД.ММ.ГГГГ Лавренникова Л.И. (Бондаренко) заключили брак с Бондаренко В.Н.
ДД.ММ.ГГГГ Бондаренко Л.И. умерла и жилой дом по Фурманова, 15 завещала своей дочери Солуяновой Ю.Н.
Бондаренко В.Н. являлся инвалидом <данные изъяты> группы и имеет право на обязательную долю после смерти супруги, он в установленный законом срок обратился к нотариусу.
ДД.ММ.ГГГГ Бондаренко В.Н. умер, не успев оформить свою наследственную долю.
Спорный дом соответствует санитарным, строительным, пожарным нормами правилам. На основании изложенного просили определить доли в наследственном имуществе ? за Бондаренко Д.В., Бондаренко С.В., за Солуяновой Ю.Н. – ? доли. Признать право собственности за Бондаренко Д.В., Бондаренко С.В. по 1/8 доли за каждым, за Солуяновой Ю.Н. признать право собственности на ? доли дома.
Впоследствии уточнили исковые требования, указали в качестве третьих лиц соседей Ситкина В.А., Андреева А.П. и просили признать за Бондаренко С.В. и Бондаренко Д.В., право собственности по 1/8 доли на спорный дом, а за Солуяновой Ю.Н. признать право собственности на ? доли спорного дома.
В судебное заседание не явились истцы, представитель администрации <адрес>, третьи лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд в порядке ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истцов Купавцева М.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле (ст.57 ГПК РФ).
В соответствии со ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.
Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно требованиям п.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, осуществившим ее, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии со ст.35 Земельного кодекса РФ - при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно ч.1 ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ч.1 ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ч.1 ст.1154 ГК РФ).
Материалами дела установлено, что Бондаренко Л.И. принадлежит на праве собственности, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, жилой дом, по адресу: <адрес>, полезной площадью 65,7 кв.м., жилой – 50,4 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, а также выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке формы № 1 ГУП ОЦиОН от 26 июня 2012 года следует, что жилой дом литер АА1 по <адрес> в <адрес>, принадлежит на праве собственности Бондаренко Л.И.
К законному дому литер АА1 учтен пристрой литер А2 в 2008 году, площадью 35,8 кв.м., сведений о вводе в эксплуатацию не имеется.
Дом литер АА1А2 – одноэтажный, смешанной конструкции, полезной площадью 100,5 кв.м., жилой – 65,2 кв.м., что также подтверждается кадастровым и техническим паспортом жилого дома.
На данное домовладение выдавался договор застройки от ДД.ММ.ГГГГ Бузину Н.М.
Согласно кадастровому паспорту на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок площадью 670 кв.м. по <адрес> в <адрес> поставлен на кадастровый учет за номером 56:44:0342007:56 и является государственной собственностью.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Бондаренко Л.И. составила завещание в пользу дочери Солуяновой Ю.Н., которое удостоверено нотариусом и зарегистрировано в реестре за №, согласно данному завещанию наследодатель на случай своей смерти завещала все свое имущество, какое окажется ко дню ее смерти ей принадлежащим, в чем бы оно не заключалось и где бы не находилось, в том числе и дом с земельным участком, по <адрес>, в <адрес>.
Согласно отметке нотариуса Сираевой Т.В. вышеназванное завещание не отменялось и не изменялось.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Бондаренко В.Н. и Лавренникова Л.И. зарегистрировали брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака.
Согласно свидетельствам о смерти I – РА № и II – РА № соответственно Бондаренко Л.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ, Бондаренко В.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов наследственного дела заведенного после смерти Бондаренко Л.И. следует, что с заявлением о принятии наследства по завещанию обратилась дочь Солуянова Ю.Н., родственные отношения которой, подтверждаются документально, кроме того, в установленные законом сроки к нотариусу с заявлением о принятии наследства по закону обратился Бондаренко В.Н., предъявив нотариусу справку МСЭ-2006 №, из которой следует, что он является инвалидом III группы.
Из адресных справок следует, что Бондаренко Л.И. и Бондаренко В.Н. были зарегистрированы по адресу: <адрес>, <адрес>.
Согласно справке ЗАО «Оренбургская техинформкомпания» от ДД.ММ.ГГГГ Бондаренко Л.И. на день смерти проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес>, совместно с умершей по данному адресу зарегистрирован Бондаренко В.Н.
Таким образом, установлено, что после смерти Бондаренко Л.И. наследниками в установленные законом сроки принявшие наследство являются дочь Солуянова Ю.Н. – наследник по завещанию и супруг Бондаренко В.Н., имеющий право на обязательную долю.
При этом необходимо иметь в виду, что в силу п.п.б. п.32 постановления Пленума РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебно практике по делам о наследовании» к завещаниям, совершенным до 01 марта 2002 года, применяются правила об обязательной доле, установленной ст.535 ГК РСФСР, согласно которой несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя (в том числе усыновленные), а также нетрудоспособные супруг, родители (усыновители) и иждивенцы умершего наследуют, независимо от содержания завещания, не менее двух третей доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля). При определении размера обязательной доли учитывается и стоимость наследственного имущества, состоящего из предметов обычной домашней обстановки и обихода.
В соответствии с п.31 вышеназванного постановления Пленума при определении наследственных прав в соответствии со ст.ст.1148 и 1149 ГК РФ необходимо иметь в виду, что к нетрудоспособным относятся, в том числе, и граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II, III группы, при этом, учитывается, что обстоятельства, с которыми связывается нетрудоспособность гражданина, определяется на день открытия наследства.
Таким образом, на день открытия наследства после смерти Бондаренко Л.И., наследником, имеющим право на обязательную долю являлся ее супруг Бондаренко В.Н., который в силу ст.1152 ГК РФ с момента открытия наследства, являлся собственником обязательной доли, поскольку в установленный законом срок принял наследство, но не оформил его надлежащим порядком.
Установлено, что Бондаренко В.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ, наследниками первой очереди после его смерти являются сыновья: Бондаренко Д.В. и Бондаренко С.В., родственные отношения которых подтверждены документально.
Из материалов наследственного дела, заведенного после смерти Бондаренко В.Н., с заявлениями о принятии наследства обратились Бондаренко Д.В. и Бондаренко С.В., Бондаренко Д.В. было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежные вклады.
Согласно справке ЗАО «Оренбургская техинформкомпания» от ДД.ММ.ГГГГ Бондаренко В.Н. на день смерти проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>, <адрес>, совместно с умершим по данному адресу зарегистрированным никто не значится.
Таким образом, по делу установлены все заинтересованные лица.
Материалами дела установлено, что на день смерти Бондаренко Л.И. принадлежал дом литер АА1А2 по адресу: <адрес>, однако из-за возведенного пристроя литер А2 право собственности надлежащим порядком ко дню ее смерти оформлено не было, что на сегодняшний день препятствует наследникам оформить свои наследственные права.
Вместе с тем, в соответствии с позицией постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума высшего Арбитражного суда РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в состав наследственной массы. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ним права собственности на самовольную постройку. В связи с чем, такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право законного пользования земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных ст.222 ГК РФ.
Согласно санитарно–эпидемиологическому заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № 56.ФГУЗ.01.01-11.2012-5335 спорный жилой дом адресу: <адрес>, соответствуют государственным санитарным правилам СанПиН 2.1.2.265-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Из акта предварительного обследования ЗАО ПИ «Оренбурггражданпроект» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что спорный дом не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из сообщения отдела надзорной деятельности по <адрес> МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что для соответствия спорного жилого дома требованиям действующих норм и правил пожарной безопасности необходимо, что бы расстояние жилого дома до строений на соседнем участке составляло не менее 8 метров, с обеспечением требуемым количеством первичных средств пожаротушения.
Между тем, иных нарушений норм и правил пожарной безопасности в сообщении Государственного пожарного надзора не указано. Вместе с тем, соблюдение противопожарных расстояний в старой части города невозможно, так как требуется комплексная реконструкция всего квартала. Поскольку в сообщении не указаны нарушения норм при строительстве самого объекта (возведение из горючего материала, отсутствие противопожарных запасных выходов и т.п.), что суд считает возможным узаконение жилого дома при отсутствии требуемого отступа от соседнего дома, при этом суду представлены доказательства того, что истцами в исполнении требований МЧС приобретен огнетушитель.
Кроме того, от соседей по левой и правой межам поступили заявления, в которых они не возражают против удовлетворения исковых требований.
Поскольку на земельном участке находился законный дом, то земельный участок находился в пользовании у наследодателя на законных основаниях, которое в силу ст.35 ЗК РФ переходит к наследникам, принявшим наследство.
При таких обстоятельствах, суд, оценивая в совокупности представленные доказательства, считает, что самовольное строение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, соответствует строительным, санитарным, пожарным нормам и правилам, не создает угрозы третьим лицам, приходит к выводу, об удовлетворении исковых требований.
При этом, суд в соответствии со ст.196 ГПК РФ считает, возможным удовлетворить исковые требования в пределах заявленных требований, и признать право собственности на спорный дом, в долях определенных наследниками.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бондаренко ДВ, Бондаренко СВ, Солуяновой ЮН к администрации <адрес> о признании права собственности удовлетворить.
Признать за Бондаренко ДВ, Бондаренко СВ право собственности на жилой дом литер АА1А2, одноэтажный, смешанной конструкции, общей площадью <данные изъяты>., жилой – <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес> по 1/8 доли за каждым.
Признать за Солуяновой ЮН право собственности на ? доли жилого дома литер АА1А2, одноэтажный, смешанной конструкции, общей площадью <данные изъяты>., жилой – <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Бураченок Н.Ю.
Решение суда в окончательной форме принято 17 апреля 2013 года.
Судья Бураченок Н.Ю.