по делу об административном правонарушении
2 сентября 2013 года |
город Гаджиево |
Заместитель председателя Гаджиевского гарнизонного военного суда Еремин Д.В., при секретаре судебного заседания Венгерак А.А., с участием помощника военного прокурора – войсковая часть 56186 старшего лейтенанта юстиции Найды А.В., в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном 8.2 КоАП РФ в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в войсковой части (...) капитана 2 ранга Суховерова Александра Вячеславовича, родившегося (...) года в г.Фергана Узбекской ССР, зарегистрированного и проживающего по адресу: (...)
установил:
(...) г. в ходе проведенной военной прокуратурой – войсковая часть 56186 проверки соблюдения требования законодательства в области охраны окружающей среды войсковой частью (...), расположенной в (...), установлено, что должностным лицом – временно исполняющим обязанности командира войсковой части (...) капитаном 2 ранга Суховеровым, отвечающим в силу должностных обязанностей за соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при складировании и ином обращении с отходами производства и потребления, допущено несанкционированное складирование на территории воинской части, металлолома 5 категории и комплектов регенерации воздуха В-64, а также установление не защищенных от воздействия атмосферных осадков, ветров и растаскивания отходов местной фауной мусорных контейнеров, предназначенных для хранения технических бытовых отходов.
Суховеров в судебное заседание не прибыл, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела с его участием и об отложении дела не просил.
Помощник военного прокурора – войсковая часть 56186 в судебном заседании указанные нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований подтвердил, пояснив, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено обоснованно, поскольку Суховеровым нарушены требования Федеральных законов «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О статусе военнослужащих», а также санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года № 4690-88 и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №80 от 30 апреля 2003 г.
Выслушав заключение помощника военного прокурора – войсковая часть 56186, исследовав материалы дела об административном правонарушении, следует прийти к следующему выводу.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от (...) г., фотоснимков размещения на территории войсковой части (...) мусорных контейнеров для хранения технических бытовых отходов, металлолома и комплектов регенерации воздуха В-64, письменных объяснений Соколова, Суховерова, Жукова, выписки из единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним, распоряжения федерального агенства по управлению федеральным имуществом от (...) г. № (...), свидетельства о государственной регистрации права от (...) г., кадастрового паспорта земельного участка, заключения по результатам проверки отдельных вопросов хозяйственной деятельности войсковой части (...) и справки командира войсковой части от (...) г. № (...) усматривается, что войсковая часть (...) дислоцируется на земельном участке в (...), который закреплен за ней, как за непосредственным землепользователем, при этом на момент проверки, на указанной территории были установлены не окрашенные мусорные контейнеры для хранения технических бытовых отходов, которые не защищены от воздействия атмосферных осадков, ветров и растаскивания отходов местной фауной, а также, на открытой площадке, не предназначенной для временного хранения (размещения) бытовых отходов, осуществлялось несанкционированное хранение металлолома 5 категории (неиспользуемых железных бочек, потерявших свои потребительские свойства) и комплектов регенерации воздуха В-64.
Из приказа командира войсковой части (...) усматривается, что с (...) по (...) г. на Суховерова были возложены обязанности командира войсковой части (...).
Согласно ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) административная ответственность предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Согласно п. 33 Устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 (далее – Устав внутренней службы), командир воинской части наделен всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.
При таких данных, в период с (...) по (...) г., Суховеров, исполняя обязанности командира войсковой части (...), выполнял организационно - распорядительные функции в воинской части, то есть являлся должностным лицом.
В соответствии со ст. 26 и 27 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие обязаны строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров. При этом должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 1 и 11 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
На основании ч. 1 ст. 39 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 51 вышеназванного закона, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии с п. 2.4.4 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88, пищевые отходы разрешается собирать только в специально предназначенные для этого сборники (баки, ведра и т.д.), окрашенные изнутри и снаружи краской, закрывающиеся крышками (применять оцинкованные емкости без окраски запрещается).
Из п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. № 80, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Согласно статьи 198 Устава внутренней службы, уборка территории военного объекта производится силами суточного наряда и выделенными командами, при этом мусор ежедневно собирается в закрывающиеся крышкой контейнеры и вывозится, а контейнеры устанавливаются на площадку с твердым покрытием. Кроме того, не реже одного раза в неделю контейнеры очищаются и дезинфицируются.
В соответствии со ст. 81 того же Устава, командир воинской части в целях обеспечения безопасности военной службы обязан осуществлять мероприятия по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью, имуществу местного населения и окружающей среде в ходе повседневной деятельности воинской части.
Из требований п. 196 и 203 Руководства по хранению вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты в воинских частях, на базах и складах, утвержденных начальником управления войск радиационной химической и биологической защиты Вооруженных сил Российской Федерации в 2002 г., регенеративные вещества и комплекты должны храниться в заводской упаковке в несгораемых, сухих, неотапливаемых хорошо вентилируемых помещениях.
При таких обстоятельствах, действия должностного лица - Суховерова, который, в нарушение вышеприведенных требований законодательства, (...)г., на территории войсковой части (...), расположенной в (...), допущено несанкционированное складирование металлолома 5 категории и комплектов регенерации воздуха В-64, а также установление не защищенных от воздействия атмосферных осадков, ветров и растаскивания отходов местной фауной мусорных контейнеров, предназначенных для хранения технических бытовых отходов необходимо квалифицировать по ст. 8.2 КоАП РФ
Из исследованной в суде характеристики усматривается, что Суховеров по службе характеризуется положительно.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность Суховерова, следует признать его положительную характеристику с места службы, а также то, что он впервые привлекается к административной ответственности по данной статье.
При назначении наказания Суховерову, как должностному лицу, с учетом смягчающих обстоятельств, и принимая во внимание, что каких-либо последствий данное нарушение не повлекло, является правильным назначить Суховерову минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь стст. 2.5 ч. 2, 24.5 ч.2, 28.9 ч. 2 и 29.10 КоАП РФ,
постановил:
признать должностное лицо – исполнявшего с (...) по (...) г. обязанности командира войсковой части (...) Суховерова Александра Вячеславовича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которой назначить ему наказание в виде штрафа в размере (...) рублей.
Указанную выше сумму штрафа Суховеров А.В. должен внести на следующие реквизиты:
Адрес: Литейный пр., д. 39, г. Санкт-Петербург, 199014
Получатель: ИНН 7841417074
КПП 784101001
УФК по г. Санкт-Петербургу
(Департамент Росприроднадзора
по Северо-Западному федеральному округу
л/сч 04721W01720)
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по г. Санкт-Петербургу
Расч/счет № 40101810 20 000001 0001
БИК 044030001
Назначение платежа: КБК – 048116 25040 01 6000 140 (Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды).
ОКАТО: (40298563000) Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства по постановлению от 2 сентября 2013 г.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Северный флотский военный суд через Гаджиевский гарнизонный военный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Заместитель председателя военного суда Д.В. Еремин