Дело № 2- 458/ 2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ишимбай 22 апреля 2015 года
Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Шагизигановой Х.Н.,
при секретаре Саитгареевой Л.И.,
с участием представителя истца по доверенности Фатхутдинова Р.М.,
представителя МРИ ФНС России №25 по РБ Сычковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Некрасовой М.Н. к МРИ ФНС России №25 по РБ, Территориальному управлению Росимущества в РБ об установлении факта принятия наследства, включении в состав наследственного имущества привилегированных именных акций типа «А» ОАО АНК «Башнефть», начисленных, но не полученных дивидендов по акциям, признании права собственности на привилегированные именные акции и начисленные, но не полученные дивиденды по акциям в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Некрасова М.Н. обратилась в Ишимбайский городской суд РБ с вышеуказанным иском (с учетом уточнений исковых требований) к заявлением к МРИ ФНС России №25 по РБ, Территориальному управлению Росимущества в РБ, указывая следующее. Некрасова М.Н. (девичья фамилия - ФИО18) приходится племянницей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умершему ДД.ММ.ГГГГ г.. Родство между Некрасовой М.Н. и умершим ФИО2 свидетельством о рождении истицы, свидетельством о заключении брака между ФИО5 и ФИО6 с присвоением жене фамилии – Некрасова, свидетельством о рождении ФИО2 свидетельством о рождении ФИО9, свидетельством о заключении брака между ФИО3 и ФИО9 с присвоением жене фамилии - ФИО18. Из перечисленных документов следует, что мать истицы - ФИО4 и ФИО2 были родными братом и сестрой. До своей смерти дядя истца ФИО2 проживал по адресу: РБ, <адрес> <адрес> <адрес>; на день его смерти с ним совместно проживала племянница Некрасова М.Н. Данная квартира принадлежала ФИО2, который ДД.ММ.ГГГГ подарил ее своей племяннице - истице Некрасовой М.Н. согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ В сентябре 2014 г. истице стало известно, что ее дядя ФИО17 С.А. являлся акционером № На его лицевом счете находятся привилегированные именные акции типа А № в количестве <данные изъяты> шт. Кроме того, в состав наследственного имущества ФИО2 входят также дивиденды, причитающиеся к выплате по акциям №. Из отзыва третьего лица ОАО «Реестр» следует, что сумма начисленных ФИО2, но не полученных им дивидендов по акциям ОАО «АНК Башнефть» составила:
по итогам 9 мес. ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>
по итогам ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>
по итогам ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>
по итогам ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
по итогам ДД.ММ.ГГГГ. - <данные изъяты>
по итогам ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>., всего на сумму: <данные изъяты>
Истица, Некрасова М.Н. и ее мать, ФИО4, являются единственными наследниками ФИО2,А., иных наследников у умершего не имеется. Некрасова М.Н. после смерти дяди ФИО2 к нотариусу за оформлением прав на наследственное имущество не обращалась, но ей в течение шестимесячного срока со дня открытия наследства как наследником были совершены действия, являющиеся в соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ фактическим принятием наследства (вступила во владение и управление наследственным имуществом, проживала с наследодателем в одном жилом помещении на день открытия наследства). Просила установить факт принятия ею наследства после смерти дяди ФИО2, включить в состав наследственного имущества привилегированные именные акции типа № в количестве <данные изъяты> штук, дивиденды по этим акциям в сумме <данные изъяты>., признать за ней право собственности на привилегированные именные акции типа № в количестве <данные изъяты> штук, на начисленные, но не полученные дивиденды по акциям № принадлежавшие ФИО2, в сумме <данные изъяты>.; списать указанные ценные бумаги с лицевого счета ФИО2 в реестре акционеров № и зачислить их на лицевой счет Некрасовой М.Н. в реестре акционеров №
Истец Некрасова М.Н., представитель ответчика Территориального управления Росимущества по РБ, представители третьих лиц ОАО «АНК Башнефть», ОАО «Реестр», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явились, не представили доказательства уважительности причин неявки, не просили отложить судебное заседание, в связи с чем в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Фатхутдинов Р.М. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также пояснил, что у умершего ФИО2 не было детей, братьев и сестер, кроме ФИО4 Некрасова М.Н. является единственной наследницей, принявшей наследство, ее мать ФИО4 после его смерти наследство не приняла, на наследство не претендует, т.к. знает, что именно ее дочь приняла наследство. Некрасова М.Н. на момент смерти дяди ФИО2 жила вместе с ним, после его смерти фактически приняла наследство: организовала похороны за свой счет, фактически вступила во владение и пользуется оставшимся после смерти дяди в квартире по <адрес> <адрес> <адрес> имуществом – телевизором, холодильником, стиральной машиной.
Представитель ответчика МРИ ФНС России № по РБ по доверенности ФИО12 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы письменного возражения, просила отказать в удовлетворении исковых требований в отношении МРИ ФНС России №25 по РБ, т.к. наследственное имущество не является выморочным, МРИ ФНС России №25 по РБ не может быть ответчиком по делу. В исковом заявлении не приведены действия по фактическому принятию наследства истцом.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 16 января 1996 года № 1-П, раскрывая конституционно – правовой смысл права наследования, предусмотренного ч. 4 ст. 35 Конституции РФ и урегулированного гражданским законодательством, отметил, что оно обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение. Право наследования в совокупности двух названных правомочий вытекает и из ч. 2 ст. 35 Конституции РФ, предусматривающей возможность для собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом, что является основой свободы завещания.
Основания приобретения права собственности установлены ст. 218 Гражданского кодекса РФ /далее по тексту ГК РФ/. В частности п.2 указанной нормы предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества; в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
Ст. 1112 ГК РФ установлено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 "О судебной практике по делам о наследовании", под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства, обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Фактическое вступление во владение хотя бы частью наследственного имущества рассматривается как фактическое принятие всего наследственного имущества, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии со ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства».
В ст. ст.1142, 1143, 1144, 1145 ГК РФ установлен круг наследников первой и последующих очередей и порядок их наследования.
Судом установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерший ДД.ММ.ГГГГ, приходится истице Некрасовой М.Н. дядей; мать истицы ФИО4 и ФИО2 были родными братом и сестрой.
Родство между Некрасовой М.Н. и умершим ФИО2 подтверждается представленными суду документами свидетельством о рождении ФИО18 (ФИО10) серии № от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которому, родители ФИО6: отец - ФИО3 и мать - ФИО4; свидетельством о заключении брака серии 1-АР № от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которому ФИО5 и ФИО6 заключили ДД.ММ.ГГГГ брак с присвоением жене фамилии – ФИО19; свидетельством о рождении ФИО2, серии III-АР № от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которому ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ г., родители: отец - ФИО7 и мать - ФИО8; свидетельством о рождении ФИО9 серии № № от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которому ФИО9 родилась ДД.ММ.ГГГГ г., родители: отец- ФИО7 и мать - ФИО8; свидетельством о заключении брака серии 1-№ № от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которому ФИО3 и ФИО9 заключили ДД.ММ.ГГГГ брак с присвоением жене фамилии - ФИО18.
Согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 подарил племяннице ФИО18 (в настоящее время Некрасовой) М.Н. однокомнатную квартиру по адресу: РБ, <адрес> <адрес> <адрес>.
Как следует из свидетельства о смерти, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Согласно справке МУП ИДЕЗ № от ДД.ММ.ГГГГ г, ФИО2 до смерти был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, совместно с ним на день смерти и по настоящее время зарегистрированы по месту жительства: ФИО6 - племянница.
Как видно из ответа нотариуса Файзуллиной Л.Р. от ДД.ММ.ГГГГ наследственное дело к имуществу ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ г., не заведено; с заявлениями о принятии либо об отказе от наследства по завещанию либо по закону на имущество умершего никто не обращался, свидетельства о праве на наследство по завещанию либо по закону на имущество умершего не выдавались.
Указанные документы в совокупности с вышеприведенными пояснениями представителя истца, изложенными в исковом заявлениями обстоятельствами подтверждают тот факт, что истица Некрасова М.Н. является единственной наследницей, принявшей наследство после смерти дяди ФИО2, других наследников, принявших наследство в законном порядке не имеется.
Согласно положениям статьи 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов
Изложенные в заявлении основания для установления факта принятия наследства Некрасовой М.Н. после смерти ФИО2 подтверждаются материалами дела. Оснований считать, что оставшееся после смерти ФИО2 наследственное имущество является выморочным в соответствии с требованиями ст. 1151 ГК РФ, у суда не имеется. В связи с чем суд считает обоснованными доводы представителя ответчика МРИ ФНС России №25 по РБ о том, что за налоговыми органами функции учета, оценки и передачи выморочного имущества не закреплены, обязанность по выявлению выморочного имущества законодательством РФ на налоговые органы не возложена, возложены на Росимущество, поэтому исковые требования по отношению к налоговой инспекции не могут быть удовлетворены.
Принимая решение об установлении факта принятия наследств Некрасовой М.Н., суд учитывает отсутствие спора о праве, и то, что установление данного факта может повлечь для заявителя возникновение права на наследование по закону.
После смерти ФИО2 открылось ниже перечисленное наследство. Как следует из отзыва представителя Уфимского филиала ОАО «Реестр» ФИО2 зарегистрирован в реестре владельцев именных ценных бумаг Открытого акционерного общества № ( далее – № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в реестре владельцев ценных бумаг № на лицевом счете ФИО2 учитываются привилегированные именные акции типа А в количестве <данные изъяты> (государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг - № Согласно отчету № об оценке рыночной стоимости от ДД.ММ.ГГГГ независимого оценщика ИП ФИО14 рыночная стоимость привилегированных именных акций типа № (государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг - №) в количестве № штук по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (на момент смерти ФИО2) с учетом округления составляет <данные изъяты>
Кроме того, в состав наследственного имущества ФИО2 входят также дивиденды, причитающиеся к выплате по акциям ОАО № Из отзыва представителя ОАО «Реестр» следует, что сумма начисленных ФИО2, но не полученных им дивидендов по акциям ОАО «АНК Башнефть» составила:
по итогам ДД.ММ.ГГГГ. - <данные изъяты>
по итогам ДД.ММ.ГГГГ. - <данные изъяты>
по итогам ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>
по итогам ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>
по итогам ДД.ММ.ГГГГ. - <данные изъяты>
по итогам ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>., всего на сумму: <данные изъяты>
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 22.04.1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются записями на лицевых счетах у держателя реестра или в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии - записями по счетам депо в депозитариях. Согласно ст. 29 того же ФЗ право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю в случае учета прав на ценные бумаги в реестре - с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя.
Согласно ч. 1 ст. 149.2. ГК РФ передача прав на бездокументарные ценные бумаги приобретателю осуществляется посредством списания бездокументарных ценных бумаг со счета лица, совершившего их отчуждение, и зачисления их на счет приобретателя на основании распоряжения лица, совершившего отчуждение. В силу требований ст.ст. 8.1 и 73.1 ч. 2 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» внесение записей о переводе ценных бумаг в реестре акционеров на основании решения суда осуществляется путем списания бездокументарных ценных бумаг с одного лицевого счета и зачисления этих бумаг на другой лицевой счет.
Поэтому в связи с установлением судом факта принятия Некрасовой М.Н. наследства после смерти ФИО2 суд приходит к выводу об удовлетворении требований истицы в части признания за ней права собственности на <данные изъяты> штук привилегированные именные акции типа № и на начисленные, но не полученные ФИО2 дивиденды по акциям № сумме <данные изъяты> при этом списав указанные ценные бумаги с лицевого счета ФИО2 в реестре акционеров № и зачислив их на лицевой счет Некрасовой М.Н. в реестре акционеров №
Как следует из п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования. Поскольку иск Некрасовой М.Н. предъявлен по истечении установленного судом шестимесячного срока на принятие наследства, надлежаще оформленные документы о праве собственности умершего ФИО2 на указанные привилегированные именные акции и дивиденды имелись, суд не находит оснований для удовлетворения требований о включении указанного имущества в состав наследственного имущества, считает достаточным защиту ее прав и законных прав путем признания права собственности на указанные имущественные права и дивиденды. Также суд приходит к выводу об отказе в исковых требований Некрасовой М.Н. в отношении МРИ ФНС России №25 по РБ как предъявленный к ненадлежащему ответчику.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Некрасовой М.Н. удовлетворить частично.
Установить факт принятия Некрасовой М.Н. наследства после смерти дяди ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ года, проживавшего по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, в виде привилегированных именных акций типа № (государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг - № в порядке наследования.
Признать за Некрасовой М.Н. право собственности на привилегированные именные акции типа А ОАО АНК «Башнефть» (государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг - 2-01-00013-А) в количестве 312 штук, оставшиеся после смерти ФИО2; списать указанные ценные бумаги с лицевого счета ФИО2 в реестре акционеров ОАО АНК «Башнефть» и зачислить их на лицевой счет ФИО10 в реестре акционеров ОАО АНК «Башнефть».
Признать за Некрасовой М.Н. право собственности на начисленные, но не полученные дивиденды по акциям № принадлежавшие ФИО2, в сумме <данные изъяты>
В удовлетворении остальной части исковых требований, в том числе к ответчику МРИ ФНС России №25 по Республике Башкортостан, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Ишимбайский городской суд РБ в течение месяца с момента принятия в окончательной форме – 27.04.2015 г.
Судья Шагизиганова Х.Н.