Решение от 04.10.2022 по делу № 02а-0293/2022 от 01.08.2022

1

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

04 октября 2022 года                                                                               г. Москва

Таганский районный суд г. Москвы в составе 

председательствующего судьи Киселёвой Н. А.,

при секретаре  Корсаковой А. Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело  2а-293/2022 по административному исковому заявлению  Шлосберга Льва Марковича  к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных  технологий и массовых коммуникаций, Генеральной прокуратуре  РФ   о признании  требования незаконным, признании действий, решений  незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с данным иском к административным ответчикам Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Генеральной прокуратуре РФ и просил суд признать незаконным требование Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10.04.2022 27-31-2022/Ид4859-22 о принятии мер по ограничению доступа к странице в социальной сети «Вконтакте» «Лев Шлосберг», расположенной по адресу в сети Интернет; (https://vk.com/shlosberglev), и странице в социальной сети «Одноклассники», расположенной по адресу в сети Интернет: https://ok.ru/lev.shlosbеrg;

признать незаконными действия Роскомнадзора по направлению 10.04.2022 в администрацию социальной сети «Вконтакте» и в администрацию социальной сети «Одноклассники» уведомлений об ограничении доступа к странице в социальной сети «Вконтакте» «Лев Шлосберг», расположенной по адресу в сети Интернет: (https://vk.com/ shlosberglev ), и странице в социальной сети «Одноклассники», расположенной по адресу в сети Интернет: https://ok.ru/lev.shlosbеrg, соответственно;

признать незаконным отказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, выраженный в письмах от 28.04.2022 исх.  27/3-P-109222-22/142738 и от 25.05.2022 исх. МЬ27-66-2022/От2785-22/15261, в предоставлении информации о содержании требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которое стало основанием для блокировки страницы в социальной сети «ВКонтакте», расположенной по адресу в сети Интернет: https://vk.com/shlosberglev, и страницы в социальной сети «Одноклассники», расположенной по адресу в сети Интернет: https://ok.ru/lev.shlosbеrg, в том числе ссылки на конкретные в указанной социальной сети, указанные в требовании Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10.04.2022 27-31-2022/Ид4859-22;

признать незнакомым отказ Роскомнадзора, выражаемый в письме от 30.05.2022 исх.05СВ-609-ДСП, в предоставлении информации о содержании требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которое стало основанием для блокировки страницы в социальной сети «Вконтакте», расположенной по адресу в сети Интернет: https://vk.com/shlosberglev, и страницы в социальной сети «Одноклассники», расположенной по адресу в сети Интернет: https://ok.ru/lev.shlosbеrg, в том числе ссылки на конкретные в указанной социальной сети, указанные в требовании Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10.04.2022 г. 27-31-2022/Ид4859-22;

обязать Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Роскомнадзор устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод, соответственно отозвав указанное требование Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10.04.2022 27-31-2022/Ид4859-22 и уведомление Роскомнадзора по направлению 10.04.2022 в администрацию социальной сети «Вконтакте» и в администрацию социальной сети «Одноклассники» уведомлений об ограничении доступа к странице в социальной сети «Вконтакте» «Лев Шлосберг», расположенной по адресу в сети Интернет; (https://vk.com/shlosberglev), и странице в социальной сети «Одноклассники», расположенной по адресу в сети Интернет: https://ok.ru/lev.shlosbеrg, соответственно.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административные ответчики не доказали, что распространенные информационные материалы, содержат недостоверную общественно значимую информацию о проводимой Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции, ее форме, способах ведения боевых действий, а также информацию об атаках па объекты гражданской инфраструктуры, многочисленных жертвах среди гражданского населения Украины и в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, в связи с чем у них отсутствовали правовые основания для принятия Генеральной прокуратурой Российской Федерации требования и Роскомнадзором уведомлений об ограничении доступа к страницам в социальных сетях; административные ответчики незаконно и необоснованно отказали в предоставлении информации, непосредственно затрагивающей мои нрава на распространение информации н восстановление доступа (разблокировки) страниц в социальных сетях «Вконтакте» н «Одноклассники»; ограничение доступа к страницам в социальных сетях (блокировке страниц в социальных сетях) «Вконтакте» и «Одноклассники» нарушает право на распространение информации и в современных условиях но сути является цензурой.

Выслушав в настоящем судебном заседании представителя административного истца, поддержавшего административный иск, представителей административных ответчиков, возражавших против заявленных требований, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что  административный иск не подлежит удовлетворению.

В ходе судебного разбирательства установлено, что владельцем страницы в социальной сети «Вконтакте» «Лев Шлосберг», расположенной по адресу в сети Интернет: (https://vk.com/shlosberglev), и страницы в социальной сети «Одноклассники», расположенной по адресу в сети Интернет: https://ok.ru/lev.shlosbеrg является Шлосберг Лев Маркович.

В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 27 июля 2006г. N149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.1 ст.9).

Порядок ограничения, возобновления доступа к информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с нарушением закона, закреплен в ст.15.3 Федерального закона от 27 июля 2006г. N149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Положениями указанной статьи данного закона на Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, возложена обязанность по выполнению действий по направлению редакции сетевого издания, оператору связи, провайдеру хостинга или иному лицу, обеспечивающему размещение в сети Интернет информационного ресурса, уведомления и требования о необходимости удаления запрещенной информации.

В соответствии с полномочиями, предоставленными ст.15.3 ФЗ 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", первым заместителем Генерального прокурора РФ  Разинкиным А. В. в Роскомнадзор  направлено требование от 10.04.2022г. 27-31-2022/Ид4859-22 о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, перечисленным в требовании, в также в случае воспроизведения аналогичных материалов на других Интернет-ресурсах также об ограничении к ним доступа. Как указано в требовании, в ходе мониторинга в сети Интернет выявлены информационные материалы, содержащие недостоверную общественно-значимую информацию относительно целей и задач специальной военной операции на территории Украины, способах ведения боевых действий, количественных и человеческих потерях Вооружённых Сил Российской Федерации, обстрелах и жертвах среди мирного населения, направленную на дестабилизацию общественно-политической обстановки в РФ.

После получения Роскомнадзором указанного требования и во его исполнение описанная в требовании от 10.04.2022г. информация выявлена на Интернет-ресурсе https://vk.com/shlosberglev, https://ok.ru/lev.shlosbеrg и 11.04.2022 Роскомнадзором направлены уведомления (на русском и английском языках) для реагирования владельца информационного ресурса на удаление выявленной опасной информации (осуществление указанных действий предусмотрено ст.15.3 Федерального закона N149-ФЗ). Уведомления направлялись в адрес административного истца электронной почтой на принадлежащие ему адреса электронной почты. Затем, доступ к вышеуказанному Интернет-ресурсу заблокирован Роскомнадзором.

11.04.2022 хостинговая компания полностью ограничила доступ к (заблокированы страницы) https://vk.com/shlosberglev, https://ok.ru/lev.shlosbеrg в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе и «Интернет», на основании требования Генпрокуратуры России и уведомления Роскомнадзора.

Вышеизложенные обстоятельства объективно подтверждаются материалами дела, ничем не опровергнуты.

Вышеописанное требование Генеральной прокуратуры РФ  вынесено в пределах предоставленных законом полномочий и при наличии достаточных к тому оснований. Действия Роскомнадзора по ограничению доступа к страницам в сетях https://vk.com/shlosberglev, https://ok.ru/lev.shlosbеrg соответствуют закону, совершены во исполнение предоставленных законодательством полномочий.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009г. N228 (далее - Положение о Роскомнадзоре), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, является Роскомнадзор.

Согласно п.6.5 Положения о Роскомнадзоре, последний с целью реализации полномочий в установленной сфере ведения, имеет право в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, применять в установленной сфере ведения меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере (или) ликвидацию последствий таких нарушений.

В соответствии с п. 3.5 Положения об Управлении Управление контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций осуществляет взаимодействие с Генеральной прокуратурой РФ в рамках реализации ст. 15.3 Федерального закона N149-ФЗ, а также в соответствии с п.3.9 Положения об Управлении организует взаимодействие с провайдерами хостинга, владельцами сайтов в сети "Интернет", а также иными лицами, обеспечивающими размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети "Интернет", информационных ресурсов посредством направления уведомлений в соответствии с положениями статей 10.1, 10.5, 10.6, 15.1, 15.1.1 - 15.3, 15.8, 15.9 Федерального закона N149-ФЗ.

В соответствии с ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно  ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит, что  факт распространения на Интернет-ресурсе https://vk.com/shlosberglev, https://ok.ru/lev.shlosbеrg заведомо ложной общественно значимой информации  подтвержден в ходе судебного разбирательства, данная информация добровольно владельцем ресурсе не была удалена, вопреки направленным Роскомнадзором уведомлениям, меры по ограничению доступа к ранее названному Интернет-ресурсу в полной мере  соответствуют целям защиты прав граждан, основ конституционного строя и безопасности общества и государства. Оспариваемые действия и решения в полном объеме соответствуют требованиям законодательства, прав и законных интересов административного истца не нарушают.

В силу положений ч.1 ст.227 КАС РФ, для признания незаконными ненормативного правового акта, действий (бездействия), решений органа государственной власти  необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данными актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца. Указанной совокупности условий по настоящему делу не установлено, в связи с чем суд  приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 218, 227 КАС РФ, суд 

РЕШИЛ:

 

Административные исковые требования    Шлосберга Льва Марковича  к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных  технологий и массовых коммуникаций, Генеральной прокуратуре  РФ   о признании  требования незаконным, признании действий, решений  незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Таганский районный суд г. Москвы в течение месяца со дн ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░  ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

 

░░░░                                                                                                      

 

 

02а-0293/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении, 04.10.2022
Истцы
Шлосберг Л.М.
Ответчики
Генеральная Прокуратура Российской Федерации
ФСН в сфере связи, информационных технологий и массовых коммугикаций
Суд
Таганский районный суд
Судья
Киселёва Н.А.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
04.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее