Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-96/2020 от 23.09.2020

Дело №12-96/2020

УИД - 10MS0034-01-2020-003483-55

И.о. мирового судьи судебного участка №2

мировой судья судебного участка №2 г.Сортавала

Республики Карелия Канаева Е.А.

Р Е Ш Е Н И Е

20 октября 2020 года г. Сортавала

Судья Сортавальского городского суда Республики Карелия Ратомская Е.В., при секретаре Лифановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу на постановление и.о. мирового судьи судебного участка №2 г.Сортавала Республики Карелия мирового судьи судебного участка №1 г.Сортавала Республики Карелия Канаевой Е.А. от 11 сентября 2020 года о привлечении Филипченко И.Н. к административной ответственности по ч.1 ст. 6.9 КоАП РФ,

установил:

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №2 г.Сортавала Республики Карелия мирового судьи судебного участка №1 г.Сортавала Республики Карелия Канаевой Е.А. от 11 сентября 2020 года Филипченко И.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.9 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного ареста на одни сутки, с возложением обязанности пройти диагностику в ГБУЗ «Республиканский наркологический диспансер» в течение 20 дней со дня вступлении постановления в законную силу, по тем основаниям, что 10.09.2020 в 19 час. 50 минут Филипченко И.Н., находясь в ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ», отказался от прохождения медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения, тем самым не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотическое средство без назначения врача.

Филипченко И.Н. с постановлением не согласился, обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что 10.09.2020 и 26.08.2020 наркотических веществ не употреблял. 10.09.2020 выпил, но оснований для направления на установление наркотического опьянения не имелось. Пройти освидетельствование на алкогольное опьянение предложено не было. Также указал, что акт №523 от 26.08.2020 не подписывал. Не согласен проходить диагностику в г.Петрозаводске, так как это не является его местом жительства, денежных средств на поездки не имеет.

В судебном заседании Филипченко И.Н. доводы жалобы поддержал. Пояснил, что в связи с расторжением барка имеется конфликтная ситуация с супругой. Наркотические средства не употреблял, употреблял спиртные напитки, но пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения не предлагалось.

Участковый уполномоченный оУУП и ПДН ЛМВД России по Сортавальскому району Юрченко С.А. в судебном заседании пояснил, что в отношении Филипченко имелись достаточные основания полагать, что он находится в состоянии наркотического опьянения, так как его поведение было неадекватным, при этом, запах алкоголя отсутствовал. Со слов сотрудников полиции, осуществлявших выезд по месту жительства привлекаемого лица, его супруга сообщила, что Филипченко И. потребляет какие-то вещества. Данные обстоятельства послужили поводом для направления Филипченко И. для прохождения освидетельствования, от которого он отказался. Полагает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

На основании ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Из представленных материалов следует, что копия постановления получена привлекаемым лицом 11.09.2020, жалоба подана 18.09.2020. Таким образом, жалоба на постановление подана в суд в пределах срока, установленного КоАП РФ.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления (ч.2), при этом, судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ч.3).

На основании ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, предусмотрена ч.1 ст. 6.9 КоАП РФ.

Как следует из части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно материалам дела, в основу вывода о виновности Филипченко И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом первой инстанции положены: протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.9 КоАП РФ, составленный 10.09.2020 участковым уполномоченным оУУП и ПДН ОМВД России по Сортавальскому району Юрченко С.А., в котором указано, что в 19.50 час. 10.09.2020 Филипченко И.Н. сотрудниками полиции по адресу: г.Сортавала, ул.Спортивная, д.1, предложено пройти медицинское освидетельствование в ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ» на состояние опьянения, так как имелись достаточные основания полагать, что он употребил наркотические средства или психотропные вещества, а именно: неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение не соответствующее обстановке, зрительные галлюцинации. Филипченко И.Н. отказался пройти медицинское освидетельствование, тем самым не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотическое средство или психотропные вещества без назначения врача; объяснение Филипченко И.Н. от 10.09.2020, из которого следует, что он отрицает употребление наркотических веществ, признает употребление алкоголя, протокол об административном задержании Филипченко И. от 10.09.2020, рапорт оперуполномоченного ОМВД России по Сортавальскому району Стукалова К.В., и аналогичный рапорт полицейского ОППСП ОМВД РФ по Сортавальскому району В.С.Климченкова, из которых следует, что Филипченко И.В. был доставлен в ОМВД по Сортавальскому району с явными признаками опьянения в виде несвязной речи, шаткой походки, видел демонов, и направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, рапорт следователя СО ОМВД России по Сортавальскому району Дмитриевой А.Е. о том, что при доставлении в дежурную часть Филипченко И.Н., ставящего своим поведением под угрозу жизнь и здоровье сотрудников полиции и иных граждан, к нему были применены физическая сила и специальные средства на основании ФЗ от 07.03.2011 № 3-ФЗ «О полиции», протокол о доставлении, постановление о направлении на медицинское освидетельствование, в котором указано, что Филипченко И. направлен для прохождения медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения при наличии признаков наркотического опьянения: неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов, поведение, не соответствующее обстановке, видел «демонов», акт медицинского освидетельствования, где зафиксирован отказ Филипченко И. от прохождения медицинского освидетельствования, сведения о привлечении Филипченко И. 26.09.2019 года к административной ответственности по ч.6 ст.19.1 КоАП РФ, форма 1- П.

В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ ("О наркотических средствах и психотропных веществах" лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, может быть направлено на медицинское освидетельствование.

На основании статей 65 и 14 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Одним из видов медицинского освидетельствования является освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического). Утверждение порядка медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения

Приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н утвержден Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2016 N 41390).

Подпунктом 3.1 пункта 5 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) определено, что медицинское освидетельствование проводится, в частности, в отношении лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, - на основании постановления, вынесенного судьей, следователем, органом дознания, или направления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 3 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Согласно части 4 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 5 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 N 37 утверждены Правила направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения (далее - Правила от 23.01.2015 N 37).

В указанных Правилах содержится правовое регулирование, аналогичное закрепленному в вышеприведенных положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 7 Правил в случае отказа лиц, указанных в пункте 1 настоящих Правил, от прохождения медицинского освидетельствования делается соответствующая отметка в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование.

Из изложенных норм права следует, что о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должен составляться соответствующий протокол, в котором указываются, в том числе, основания направления на медицинское освидетельствование. Протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется в присутствии лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и удостоверяется, в том числе, его подписью. В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания такого процессуального акта в нем делается соответствующая запись.

Исключений из установленного порядка применения медицинского освидетельствования на состояние опьянения как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, по которому состояние опьянения входит в предмет доказывания, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения не содержит.

Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Иное толкование вышеприведенных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Как видно из материалов дела, протокол о направлении Филипченко И. на медицинское освидетельствование в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом не составлялся. Признать таковым постановление полицейского ОППСП ОМВД РФ по Сортавальскому району Климченкова В.С. о направлении Филипченко И. на медицинское освидетельствование не представляется возможным в связи со следующим.

Согласно пункта 6 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), общими критериями, при наличии хотя бы одного из которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, являются: а) запах алкоголя изо рта; б) неустойчивость позы и шаткость походки; в) нарушение речи; г) резкое изменение окраски кожных покровов лица, при этом, медицинское освидетельствование лиц, указанных в п.п.3.1 п.5 Порядка, проводится в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", предусматривающей для проведения медицинского освидетельствования наличие достаточных оснований полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество.

Постановление полицейского ОППСП ОМВД РФ по Сортавальскому району Климченкова В.С. о направлении Филипченко И. на медицинское освидетельствование не содержит сведений о достаточности оснований для проведения медицинского освидетельствования Филипченко И. как лица, указанного в п.п.3.1 п.5 Порядка, а перечисленные в постановлении признаки опьянения в виде неустойчивости позы, нарушения речи, резкого изменения окраски кожных покровов, поведения, не соответствующего обстановке, не исключают состояния опьянения, вызванного алкоголем. Сведения должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, о том, что при наличии указанных признаков у Филипченко И. отсутствовал запах алкоголя изо рта - в материалах дела не зафиксированы, равно как и якобы поступившие сведения об употреблении Филипченко И. наркотических средств.

Кроме этого, в данном случае к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, относится установление законности предъявленного Филипченко И. требования о прохождении медицинского освидетельствования.

Сотрудник полиции Климченков В.С. не являлся ни должностным лицом, осуществлявшим производство по делу об административном правонарушении, ни органом дознания, соответственно, исходя из п.п.3.1 п.5 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) не обладал полномочиями направлять на медицинское освидетельствование Филипченко И. как лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество.

При таких обстоятельствах, следует признать, что в рассматриваемом случае установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Правилами порядок направления на медицинское освидетельствование соблюден не был.

Отсутствие по делу допустимых доказательств порождает неустранимые сомнения в виновности привлеченного к административной ответственности лица.

Данное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является существенным, повлиявшим на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление и.о. мирового судьи судебного участка №2 г.Сортавала Республики Карелия мирового судьи судебного участка №1 г.Сортавала Республики Карелия Канаевой Е.А. от 11 сентября 2020 года о привлечении Филипченко И.Н. к административной ответственности по ч.1 ст. 6.9 КоАП РФ подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых был вынесен обжалуемый акт.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление и.о. мирового судьи судебного участка №2 г.Сортавала Республики Карелия мирового судьи судебного участка №1 г.Сортавала Республики Карелия Канаевой Е.А. от 11 сентября 2020 года о привлечении Филипченко И.Н. к административной ответственности по ч.1 ст. 6.9 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Судья Е.В. Ратомская

12-96/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Филипченко Игорь Николаевич
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Ратомская Елена Викторовна
Статьи

ст. 6.9 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
sortavalsky--kar.sudrf.ru
23.09.2020Материалы переданы в производство судье
08.10.2020Судебное заседание
20.10.2020Судебное заседание
20.10.2020Вступило в законную силу
03.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее