Дело № 2-1200/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 мая 2017 года г. Сарапул
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи: Майоровой Л. В.,
при секретаре: Дыньковой Е. А.,
при участии представителя ответчика Сухоплюевой Е. М. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чепарухина <данные изъяты> к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратился Чепарухин А. Л. с исковыми требованиями к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонному) (далее по тексту ГУ УПФ) о восстановлении пенсионных прав. В исковом заявлении указал, что 28.03.2017 года он обратился в ГУ УПФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, не менее 25 лет. 10.04.2017 года ГУ УПФ в назначении пенсии ему было отказано, в связи с отсутствием требуемого для назначения досрочной пенсии 25 летнего педагогического стажа. Считает решение пенсионного органа незаконным. ГУ УПФ в специальный стаж не включены периоды его службы в СА с 22.04.1981 года по 17.06.1983 года. С решением ГУ УПФ истец не согласен, поскольку оно противоречит п. 1 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года.
Просит признать незаконным решение об отказе в назначении пенсии ГУ УПФ от 28.03.2017 года.
Обязать ГУ УПФ зачесть в педагогический стаж период его службы в СА с 22.04.1981 года по 17.06.1983 года.
Обязать ГУ УПФ назначить ему страховую пенсию по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей со дня обращения за ее назначением, т. е. с 28.03.2017 года, а также возместить понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебное заседание истец Чепарухин А. Л. не явился, заявив о рассмотрении дела в его отсутствие. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Представитель ГУ УПФ Сухоплюева Е. М., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, считает решение от 10.04.2017 года Управления Пенсионного фонда об отказе в назначении Чепарухину А. Л. досрочной страховой пенсии законным и обоснованным. 28.03.2017 года Чепарухин А. Л. обратился в Управление по вопросу назначения досрочной пенсии по старости, в соответствии с п.п. 19 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицо, не менее 25 лет осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Решением комиссии от 10.04.2017 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 19 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» Чепарухину А. Л. отказано. Период службы истца с 22.04.1981 года по 17.06.1983 года в рядах СА не подлежит включению в педагогический стаж, поскольку наименование должности и организации не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. В период службы истца действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии за выслугу лет работникам просвещения здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. В соответствии Положением от 17.12.1959 года № 1397 в стаж учителей и других работников просвещения засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР и служба в органах Министерства внутренних дел СССР, но в соответствии с п. 4 время службы засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. В соответствии с п. 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 был сохранен порядок назначения пенсии за выслугу лет, действовавший до введения в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Постановлением Совета Министров РСФСР от 22.09.1993 года № 953 данный пункт был отменен с 01.10.1993 года и не содержал нормы, допускающей возможность исчисления сроков выслуги по правилам, имевшим место до 22.09.1993 года, что указывает на недопустимость применения Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. На дату обращения, 10.04.2017 года стаж работы Чепарухина А. Л., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности составил 23 года 00 месяцев 28 дней. Поскольку необходимый стаж п.п. 19 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» Чепарухиным А. Л. не выработан, правовых оснований для назначения досрочной пенсии по старости не имеет. Просят в удовлетворении исковых требований Чепарухина А. Л. отказать.
Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года № ФЗ-400 «О страховых пенсиях» - страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
28.03.2017 года Чепарухин А. Л. обратился в ГУ УПФ с заявлением о досрочном назначении пенсии.
Решением ГУ УПФ от 10.04.2017 года в назначении досрочной страховой пенсии Чепарухину А. Л. отказано в связи с наличием специального педагогического стажа в виде 23 года 00 месяцев 28 дней, вместо требуемых 25 лет. При этом пенсионным органом не был включен в специальный стаж период службы истца в СА с 22.04.1981 года по 17.06.1983 года.
Отказ пенсионного органа мотивирован тем, что период службы истца в рядах СА не может быть включен в педагогический стаж, поскольку наименование должности не соответствует Списку должностей и учреждений, дающих право на назначение трудовой пенсии по старости, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.
Как установлено судом, в период с 22.04.1981 года по 17.06.1983 года Чепарухин А. Л. проходил службу в рядах СА. Данное обстоятельство подтверждается военным билетом истца серии № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой Военного комиссариата г.Сарапула, Камбарского, Каракулинского и Сарапульского районов УР от ДД.ММ.ГГГГ №, имеющимися в материалах дела.
Согласно записям в трудовой книжке истца, ДД.ММ.ГГГГ Чепарухин А. Л. принят на работу в МСЧ <данные изъяты> на должность фельдшера во взрослую поликлинику; ДД.ММ.ГГГГ освобожден от занимаемой должности в связи с уходом в ряды СА; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в СА; ДД.ММ.ГГГГ принят военруком в среднюю школу №; ДД.ММ.ГГГГ освобожден от занимаемой должности по ст. 29 п. 5 КЗоТ РСФСР в <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> принят руководителем допризывной подготовки студентов, переводом из средней школы №; ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с переводом в среднюю школу №, ст. 29 п. 5 КЗоТ РСФСР; ДД.ММ.ГГГГ принят в среднюю школу № преподавателем ОБЖ; ДД.ММ.ГГГГ переведен учителем физкультуры, ОБЖ и биологии в этой школе; ДД.ММ.ГГГГ уволен переводом в <данные изъяты> школу ст. 77 п. 5 ТК РФ; ДД.ММ.ГГГГ МОУДОД <данные изъяты> принят переводом и назначен директором; ДД.ММ.ГГГГ МОУДОД <данные изъяты> переименована МБОУДОД <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ МБОУДОД <данные изъяты> переименована МБУДОД <данные изъяты> где и работает по настоящее время.
Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года.
В разделе «Наименование должностей» Списка служба в рядах СА не указана.
Не предусматривались вышеназванные службы и действовавшими до 1 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с Законом «О государственных пенсиях», принятого Верховным Советом СССР» 14.07.1956 года, для отдельных категорий специалистов было установлено право на пенсию за выслугу лет. В том числе учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет.
Статьей 58 вышеназванного Закона были сохранены пенсии за выслугу лет, установленные Постановлением Правительства СССР для отдельных категорий специалистов, в том числе учителей. При этом Совету Министров СССР было поручено определить порядок дальнейшего назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, в т.ч. определить круг работников, которым назначаются эти пенсии.
Согласно п.п. «г» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 (далее по тексту Положение), служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции включалась в стаж работы по специальности.
В силу п. 4 данного Положения время работы, указанной в п. 1 настоящего Положения, засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.01.2004 года N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах.
С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 года № ФЗ-400 «О страховых пенсиях» - страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (п.2 ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 года № ФЗ-400 «О страховых пенсиях»).
Заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях (п. 7 ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 года № ФЗ-400 «О страховых пенсиях»).
Вследствие этого, обязательными условиями на досрочное назначение страховой пенсии по старости является подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального стажа), подтвержденного соответствующими документами.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет) истец обратился в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, 28.03.2017 года.
При этом, на момент обращения истца в ГУ УПФ, с учетом периода службы в СА с 22.04.1981 года по 17.06.1983 года (02 года 01 месяц 16 дней) педагогический стаж истца составляет 25 лет 02 месяца 14 дней. Учитывая то обстоятельство, что стаж службы истца в СА составляет менее 1/3 стажа работы по специальности, у истца возникло право на досрочное назначение страховой пенсии.
Таким образом, учитывая наличие требуемого специального педагогического стажа у истца на момент его обращения в ГУ УПФ, решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии является незаконным, исковые требования Чепарухина А. Л. о назначении досрочной трудовой пенсии по старости подлежат удовлетворению, т. к. оспариваемый период подлежит включению в педагогический стаж истца.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу которой состоялось решение суд присуждает к взысканию с другой стороны понесенные судебные расходы.
На основании изложенного, с УПФ подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей в пользу истца.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Чепарухина <данные изъяты> к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонного) от 10.04.2017 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии Чепарухину <данные изъяты>.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное) зачесть в педагогический стаж Чепарухину <данные изъяты> период военной службы с 22.04.1981 года по 17.06.1983 года.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное) произвести назначение пенсии Чепарухину <данные изъяты> в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», начиная с 28.03.2017 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонного) в пользу Чепарухина <данные изъяты> расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение принято судьей в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Л. В. Майорова