Дело № 2-433/15 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 марта 2015 года г. Сарапул УР
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Голубева В.Ю.,
при секретаре Кузнецовой Н.В.,
с участием представителя истца Казанцевой С.Н., третьего лица Масловой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Широкова <данные изъяты> к Администрации г.Сарапула о признании права собственности,
установил:
Истец Широков В.Д. обратился в суд с иском к Администрации г. Сарапула о признании права собственности. Заявленные требования мотивированы тем, что в <данные изъяты> году умерла мать истца - <данные изъяты>. С ее смертью открылось наследство в виде доли жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>. При жизни собственником 1/2 доли жилого дома считалась Широкова М.М., но оказалось, что она является собственником только <данные изъяты> долей дома на основании договора дарения от 06 декабря 1967 года №<данные изъяты> и договора дарения от 19 мая 1969 года.<данные изъяты>. 1/8 доля принадлежит ее матери, бабушке истца – <данные изъяты>, умершей 01 октября 1956 года; 1/8 доля дома принадлежит тете истца - <данные изъяты>, умершей 20 апреля 1963 года, на основании свидетельства о наследстве от 26 сентября 1941 года №<данные изъяты>. После смерти своей матери истец оформил документы на 2/8 доли дома. Наследство мать истца после своей матери и сестры не оформляла. Мать истца <данные изъяты> приходится дочерью <данные изъяты> и родной сестрой <данные изъяты> После заключения брака 05 сентября 1949 года матери присвоена фамилия <данные изъяты> что подтверждается справкой о заключении брака № <данные изъяты> от 29.10.2014 года. Истец является наследником по праву представления. На момент смерти бабушки и тети истец проживал в указанном доме, пользовался имуществом, принадлежавшим наследодателям, совместно со своей матерью, поддерживал и поддерживает дом в надлежащем состоянии, производит затраты на содержание дома и оплату коммунальных услуг. Наследственных дел после смерти <данные изъяты> и <данные изъяты> не имеется.
Истец просит признать за Широковой <данные изъяты> право собственности на 2/8 доли жилого дома по адресу: <данные изъяты>
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, указав, что его мать – <данные изъяты> фактически приняла наследство после смерти свой матери <данные изъяты> умершей 01 октября 1956 года и своей сестры <данные изъяты> умершей 20 апреля 1963 года, но не оформила юридически своих прав. Истец Широков В.Д. является единственным наследником после смерти свой матери Широковой М.М. На основании этого, истец просит признать за ним право собственности в порядке наследования на 2/8 доли жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
В судебное заседание истец Широков В.Д. не явился, представив заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. Для представления своих интересов истец направил в суд представителя <данные изъяты>
Представитель ответчика Администрации г. Сарапула в судебное заседание не явился, направлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя. В заявлении указано об отсутствии возражений на заявленные требования истца.
Согласно ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.
В судебном заседании представитель истца <данные изъяты> действующая на основании доверенности со всеми правами стороны, исковые требования о признании права собственности поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просит их удовлетворить.
Третье лицо <данные изъяты> в судебном заседании с иском согласилась.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, оценив и проанализировав доказательства в их совокупности, пришел к следующему выводу.
Согласно справке ГУП УР «<данные изъяты>» №<данные изъяты> от 31 октября 2014 года, собственниками домовладения по адресу: <данные изъяты> являются по 1/8 доле <данные изъяты> <данные изъяты> на основании свидетельства о праве на наследство от 26 сентября 1941 года, собственником 1/4 доли является Широков В.Д. на основании свидетельства о государственной регистрации права от 17.02.2014 года <данные изъяты>.
Аналогичная информация относительно собственности Широкова В.Д. содержится в выписке из ЕГРП от 06.11.2014 года № <данные изъяты>. Кроме того, из указанной выписки следует, что собственниками долей в праве собственности на указанное домовладение являются также <данные изъяты> и ее несовершеннолетняя дочь <данные изъяты> по 1/4 доле каждая.
<данные изъяты> умерла 01 октября 1956 года, факт ее смерти подтверждается представленным свидетельством о смерти <данные изъяты> от 02 октября 1956 года.
Как усматривается из ответов нотариусов г. Сарапула, наследственное дело после смерти <данные изъяты> не заводилось, что подтверждается справкой Управления по делам архивов № <данные изъяты> от 21 ноября 2014 года, нотариуса <данные изъяты> от 27.11.2014 года №<данные изъяты>, нотариуса <данные изъяты> от 01.12.2014 года №<данные изъяты>.
В соответствии с действующим на момент ее смерти законодательством, а именно Гражданским Кодексом РСФСР 1922 г. в число наследников по закону включись дети, внуки, правнуки и их потомство, переживший супруг умершего, а также нетрудоспособные и неимущие лица, фактически находившиеся на полном иждивении умершего не менее одного года до его смерти. Наследниками могли быть только лица, находящиеся в живых к моменту смерти наследодателя, а также дети, зачатые при его жизни и родившиеся после его смерти (ст. 418). Если присутствующий в месте открытия наследства наследник в течение 3 месяцев со дня принятия мер охранения не заявит подлежащему суду об отказе от наследства, он считается принявшим наследство. (ст.429).
Указом Президиума ВС СССР от 14.03.1945"О наследниках по закону и по завещанию" было установлено, что наследниками по закону являются дети (в том числе усыновленные), супруг и нетрудоспособные родители умершего, а также другие нетрудоспособные, состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти (п.1).
Факт родственных отношений между <данные изъяты> и <данные изъяты>., <данные изъяты> подтверждается следующими документами.
Согласно свидетельству о рождении <данные изъяты> выданному Сарапульским ЗАГСом УАССР 04 ноября 1924 года родилась <данные изъяты>, родителями которой указаны <данные изъяты> и <данные изъяты>.
Согласно справке о заключении брака № <данные изъяты> от 29 октября 2014 года <данные изъяты> и <данные изъяты> заключили брак 05 сентября 1949 года, после чего <данные изъяты> присвоена фамилия «<данные изъяты>».
Согласно справке о рождении <данные изъяты> № <данные изъяты> от 06 августа 2013 года <данные изъяты> родилась 21 октября 1930 года, родителями указаны <данные изъяты> и <данные изъяты>.
Согласно свидетельству о рождении <данные изъяты>, выданному Сарапульским ЗАГСом УАССР 03 февраля 1901 года родилась <данные изъяты>.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 26.09.1941 года наследниками <данные изъяты> указаны среди прочих: жена <данные изъяты>, дочь <данные изъяты>, дочь <данные изъяты>.
В качестве наследственного имущества указано домовладение по ул. <данные изъяты>, в последующем на основании Решения исполкома Сарапульского горсовета депутатов трудящихся Удмуртской АССР от 03 декабря 1964 года переименованной в ул.<данные изъяты>.
Таким образом, суд приходит к выводу, что <данные изъяты> и <данные изъяты> является фактически одним лицом и матерью <данные изъяты> и <данные изъяты> которые, в свою очередь, являлись ее наследниками.
<данные изъяты> умерла 20 апреля 1963 года, факт ее смерти подтверждается свидетельством о смерти <данные изъяты> от 11 ноября 2014 года, выданным Управлением ЗАГС Администрации г.Сарапула.
Как усматривается из ответов нотариусов г.Сарапула, наследственное дело после смерти <данные изъяты> не заводилось, что подтверждается справкой Управления по делам архивов № <данные изъяты> от 21 ноября 2014 года, нотариуса <данные изъяты> от 27.11.2014 года №<данные изъяты>, нотариуса <данные изъяты>. от 28.11.2014 года № <данные изъяты>
В соответствии с действующим на момент ее смерти законодательством, а именно Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года при наследовании по закону наследниками первой очереди являются, в равных долях, дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего. К числу наследников первой очереди относится также ребенок умершего, родившийся после его смерти. Внуки и правнуки наследодателя являются наследниками по закону, если ко времени открытия наследства нет в живых того из их родителей, который был бы наследником; они наследуют поровну в той доле, которая причиталась бы при наследовании по закону их умершему родителю. Законодательством союзных республик могут быть установлены последующие очереди наследников по закону. Наследники последующей очереди призываются к наследованию по закону лишь при отсутствии наследников предшествующих очередей или при непринятии ими наследства. К числу наследников по закону относятся нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти. При наличии других наследников они наследуют наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию. Предметы обычной домашней обстановки и обихода переходят к наследникам по закону, проживавшим совместно с наследодателем, независимо от их очереди и наследственной доли. Условия наследования этого имущества устанавливаются законодательством союзных республик.
Кроме того, на момент ее смерти действовали приведенные выше положения Гражданского Кодекса РСФСР 1922 г. и Указом Президиума ВС СССР от 14.03.1945 «О наследниках по закону и по завещанию».
Как следует из искового заявления и материалов дела <данные изъяты> фактически приняла наследство после смерти своей матери <данные изъяты> и сестры <данные изъяты> в виде указанного домовладения и проживала в нем до своей смерти, что следует из выписки из домовой книги от 10.02.2015 года.
Вместе с тем, документально свои наследственные права <данные изъяты> не оформила.
Согласно свидетельству о смерти <данные изъяты> от 19 июня 2013 года, <данные изъяты> умерла 22 января 1992 года.
Истец Широков В.Д. является сыном <данные изъяты> и после ее смерти принял наследство, оставшееся после ее смерти. Данные обстоятельства установлены решением Сарапульского городского суда УР от 13 ноября 2013 года, вступившим в законную силу 14 декабря 2013 года, на основании которого Широкову В.Д. 13.01.2014 года выдано свидетельство о праве на наследство по закону на 2/8 доли жилого дома № <данные изъяты>.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечении срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Как установлено судом, <данные изъяты> после смерти <данные изъяты> и <данные изъяты> приняла наследственное имущество в виде принадлежащих им 2/8 долей в праве общей долевой собственности на домовладение по адресу: <данные изъяты>
Доказательств обратного суду не было представлено.
На момент рассмотрения дела истек срок для принятия Широковым В.Д. наследства в виде указанных 2/8 долей в праве общей долевой собственности на домовладение по адресу: <данные изъяты> ранее принадлежавших <данные изъяты> и <данные изъяты> по 1/8 доле каждой и в последующем принятых их наследником <данные изъяты>
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Таким образом, суд считает, что истцом представлены достаточные доказательства того, что право собственности на указанное имущество принадлежит истцу в порядке наследования за его умершей матерью <данные изъяты>
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требованиям Широкова <данные изъяты> о признании права собственности удовлетворить.
Признать за Широковым <данные изъяты> право собственности на 2/8 доли домовладения, расположенного по адресу: <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 17 марта 2015 года.
Судья Сарапульского
городского суда Голубев В.Ю.