№ 2а - 114/2020
Решение
Именем Российской Федерации
14 июля 2020 года город Самара
Самарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего -Козачка С.А., с участием представителя административных ответчиков Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области» и начальника этого учреждения - Кармышева И.А., при секретаре Проциковой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> Андреева И.С. об оспаривании действий Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области», связанных с невыплатой административному истцу затрат по резервированию мест в поездах дальнего следования,
установил:
Андреев обратился в Самарский гарнизонный военный суд с административным иском, в котором указал, что проходит военную службу в войсковой части № и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ последний находился в служебной командировке в <адрес>, в составе воинской команды, при этом он понес расходы из собственных денежных средств по оплате сбора за резервирование мест для проезда в поездах дальнего следования.
Прибыв из служебной командировки в войсковую часть №, Андреев подал авансовый отчет в Федеральное казённое учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области» (далее по тексту - ФКУ «УФО МО Российской Федерации по Самарской области») по данным расходам на сумму 34462 рубля 80 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ФКУ «УФО МО Российской Федерации по Самарской области» возвратил Андрееву авансовый отчёт в связи с тем, что территориальные финансовые органы по данной статье бюджетной сметы, связанной с резервированием мест в поездах дальнего следования с 2018 года не финансируются.
Считая свои права нарушенными, Андреев уточнив свои требования, просил взыскать с ФКУ «УФО МО Российской Федерации по Самарской области» 34462 рубля 80 копеек, а действия связанные с невозмещением данных затрат просил признать незаконными.
Извещённый надлежащим образом административный истец в судебное заседание не прибыл и просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ФКУ «УФО МО Российской Федерации по Самарской области» и начальника этого же учреждения - Кармышев И.А. в судебном заседании пояснил, что требования истца не признает, так как оснований для принятия решения о возмещении расходов за резервирование мест для проезда в поездах дальнего следования не имеется, поскольку ФКУ «УФО МО Российской Федерации по Самарской области» по данной статье бюджетной сметы, связанной с резервированием мест в поездах дальнего следования с 2018 года не финансируется, а направленная заявка на выделение лимитов бюджетных средств по данной статье расходов была отклонена. Одновременно представитель административных ответчиков указал, что ранее до 2018 года расходы по данной статье «Транспортные расходы» и резервированию мест в поездах дальнего следования производились, как в наличной форме, так и за счет воинских перевозочных документов, однако на данный момент истцу необходимо обращаться в <данные изъяты>.
Заслушав объяснение представителя административных ответчиков, исследовав представленные и имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Так, в соответствии с п. 1 и 5 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
В силу п. 4 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» убытки, причиненные военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приведенными правовыми нормами закреплено право военнослужащих на возмещение понесённых ими при исполнении обязанностей военной службы убытков, в которые могут входить и вынужденно понесенные ими в связи с исполнением данных обязанностей расходы, на возмещение которых военнослужащие вправе рассчитывать.
Вместе с тем понесенные Андреевым расходы по оплате сбора за резервирование мест для проезда в поездах дальнего следования, что не оспаривается сторонами, на общую сумму 34462 рубля 80 копеек, в силу пункта 119 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700, действовавшим в период возникших правоотношений, не могут расцениваться, как дополнительные расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы.
Однако из исследованных в ходе судебного заседания распоряжений начальника штаба <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, а также приказов и заявок командира войсковой части №, контрольных купонов электронных квитанций разных сборов от ДД.ММ.ГГГГ с датой отправления ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ от <адрес> до <адрес>, усматривается, что данные расходы понесены Андреевым вынужденно, в связи с исполнением обязанностей военной службы, а поэтому являются убытками и в силу пп. 4 и 5 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Какого-либо специального постановления о возмещении военнослужащим убытков при исполнении ими обязанностей военной службы Правительством Российской Федерации не принималось.
Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества», определен порядок возмещения военнослужащим расходов за проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом, в том числе при исполнении обязанностей военной службы в командировках.
Согласно абзацу первому пункта 1 и пункту 6 данного Постановления Министерство обороны Российской Федерации возмещает военнослужащим расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту служебной командировки и обратно к месту прохождения военной службы, включая оплату услуг по оформлению проездных документов, а также расходы военнослужащих, имеющих право на проезд на безвозмездной основе, в случае приобретения ими проездных документов (билетов) за свой счет.
Аналогичные положения закреплены в пункте 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 года № 300 «О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества».
В соответствии с частью 6 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм права разрешает административное дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
С учетом данной правовой нормы суд приходит к выводу, что к указанным спорным правоотношениям необходимо применить аналогию закона, предусмотренную пунктами 1 и 6 постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества», и учитывая, что понесенные административным истцом затраты по дополнительным расходам на проезд, связаны с исполнением обязанностей военной службы и аналогичны оплате услуг по оформлению проездных документов, в связи с чем они подлежат возмещению.
Кроме того в ходе судебного заседания правильность расчета сумм, подлежащих возмещению Андрееву, была проверена судом и сторонами не оспаривается. Также судом установлено, что расходы, понесенные административным ответчиком из собственных денежных средств по оплате сбора за резервирование мест для проезда в поездах дальнего следования произведены в декабре 2017 года, до распоряжений командования <данные изъяты> о резервировании мест для проезда в поездах дальнего следования воинских команд с 2018 года только за счет воинских перевозочных документов, в связи с чем доводы представителя ФКУ «УФО МО Российской Федерации по Самарской области» о том, что данные расходы подлежат выплате административному истцу <данные изъяты>, как и изменение порядка производства данных выплат с 2018 года, суд считает несостоятельными, так как данный вид расходов произведен административным истцом в ранее действовавшем порядке, а ненадлежащее финансирование основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца не является.
При этом суд учитывает, что войсковая часть № в 2017 году состояла на финансовом обеспечении в ФКУ «УФО МО Российской Федерации по Самарской области», в том числе по статье бюджетной сметы «Транспортные расходы», а каких-либо данных, свидетельствующих о том, что ФКУ «УФО МО Российской Федерации по Самарской области» не предоставлено полномочий по обеспечению выплаты указанных расходов военнослужащим в период спорных отношений, в судебном заседании не приведено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что действия ФКУ «УФО МО Российской Федерации по Самарской области», связанные с невыплатой административному истцу затрат по резервированию мест в поездах дальнего следования являются незаконными, а Андреев имеет право на возмещение данных расходов произведенных за счет собственных средств, в связи с чем считает необходимым удовлетворить требования административного истца.
Учитывая, что в судебном заседании достоверно установлено, что расходы Андреева за резервирование мест в поездах дальнего следования составили 34462 рубля 80 копеек, размер которых ответчиком не оспаривается, суд считает необходимым, в целях реализации права Андреева на своевременное возмещение затраченных собственных денежных средств взыскать в пользу административного истца с ФКУ «УФО МО Российской Федерации по Самарской области» данный вид расходов на сумму 34462 рубля 80 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
Административное исковое заявление и заявленные требования Андреева И.С. об оспаривании действий Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области», связанных с невыплатой административному истцу затрат по резервированию мест в поездах дальнего следования удовлетворить полностью.
Признать действия Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области», связанные с невыплатой административному истцу затрат по резервированию мест в поездах дальнего следования, незаконными.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области» в пользу Андреева И.С. затраты по резервированию мест в поездах дальнего следования в размере 34462 (Тридцать четыре тысячи четыреста шестьдесят два) рубля 80 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Центральный окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 17 июля 2020 года.