Дело № 2-656/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Мотыгино 20 ноября 2013 года
Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Васильковой И.М.
при секретаре ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 к ФИО3 <адрес> ФИО6 о признании незаконным отказа в удовлетворении ходатайств о премировании и устранении допущенных нарушений,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ФИО3 <адрес> ФИО6 о признании незаконным отказа в удовлетворении ходатайств о премировании и устранении допущенных нарушений. Исковые требования мотивировала тем, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности председателя контрольно-счетного органа ФИО4 <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 ФИО4 <адрес> Совета депутатов № утверждено Положение о премировании муниципального служащего ФИО4 <адрес>, в соответствии с которым, в районный Совет депутатов были направлены ходатайства с основаниями о премировании от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ № для рассмотрения. ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении ходатайств отказано по причинам, которые не имеют отношения к тем основаниям, что указаны в ходатайствах. Согласно утвержденному Положению о премировании муниципального служащего, премирование осуществляется в целях усиления мотивации муниципальных служащих для выполнения задач профессионального характера на высоком уровне, для повышения эффективности и качества профессиональной деятельности, безупречной службы (п. 1.2): единовременно, за продолжительную и безупречную муниципальную службу, где продолжительной считается служба свыше 5 лет, безупречность определяется отсутствием дисциплинарных взысканий на дату оформления премирования; за успешное исполнение должностных обязанностей, где успешное исполнение означает качественное их исполнение, творческий подход, новаторство и др. Ходатайства о премировании содержат основания, установленные в Положении о премировании: 1) стаж муниципальной службы с ДД.ММ.ГГГГ – № месяцев, отсутствие взысканий, 2) успешное проведение внешней проверки бюджета района за 2012 год и выявление системных нарушений при формировании фонда оплаты труда выборных должностных лиц и муниципальных служащих. Отказ в удовлетворении ходатайств мотивирован иными основаниями. Считает отказ ФИО3 района в удовлетворении ходатайств о премировании противоречащим законодательству и нарушающим её права, т.к. поощрение работника по указанным основаниям зафиксированы в Положении о премировании, а отказ в её выплате со ссылкой на неограниченное усмотрение работодателя в этом вопросе недостаточно обоснован.
<адрес> Советом депутатов представлены возражения на исковое заявление, о несогласии с исковыми требованиями, т.к. у работодателя имелись основания для отказа в выплате премии. По ходатайству № от ДД.ММ.ГГГГ о выплате премии за продолжительную и безупречную муниципальную службу отказано, т.к. в должность председателя контрольно-счетного органа ФИО2 вступила с ДД.ММ.ГГГГ, соответственно стаж муниципальной службы в данной должности в данном учреждении на момент подачи ходатайства составил № месяцев; данных о прохождении безупречной муниципальной службы в иных учреждениях, в районном Совете депутатов не имеется, а также не представлено подтверждения экономии фонда оплаты труда. По ходатайству № от ДД.ММ.ГГГГ истица просит о премировании за «успешное исполнение должностных обязанностей, в том числе в обоснование премии ставит «успешное проведение внешней проверки бюджета района за <адрес> г., выявление системных нарушений при формировании бюджета», однако, в районном Совете депутатов имеются факты, свидетельствующие о некачественном выполнении трудовых обязанностей, возложенных на работника, которые повлияли на ФИО3 об отказе в выплате премии, о чём свидетельствуют следующие факты:
Так, в представлении прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ № говориться о том, что за время существования контрольно-счетного органа не было проведено ни одной проверки в КУМИ. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес контрольно-счетного органа было направлено поручение, в исполнении которого было отказано по причине «организационного становления контрольно-счетного органа», что является нарушением пунктов 5, 8 статьи 2 Положения о контрольно-счетном органе;
- в письме администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № говорится, что контрольно-счетный орган фактически свою деятельность не осуществлял за весь период с момента создания;
- имеет место неисполнение ФИО3 сессии от ДД.ММ.ГГГГ № №, в котором руководителя контрольно-счетного органа обязали в 10-дневный срок дать письменный ответ по существу депутатского запроса. Письменный ответ контрольно-счетным органом не представлен;
- ФИО3 об отчете председателя контрольно-счетного органа ФИО4 <адрес> о результатах деятельности в ДД.ММ.ГГГГ году, депутатами районного Совета депутатов на заседании № очередной сессии ФИО4 <адрес> Совета депутатов четвертого созыва состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ не принято. Отчету не дана положительная оценка, в ходе заседания депутатами было предложено принять отчет «к сведению», предложения «признать отчет удовлетворительным» депутатами не выносилось, что в свою очередь свидетельствует об оценке деятельности контрольно-счетного органа депутатским корпусом;
- по представлениям контрольно-счетного органа от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № районный Совет депутатов обращался в судебные органы. Согласно ФИО3 ФИО4 районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично. ФИО3 ФИО4 районного суда от ДД.ММ.ГГГГ было признано представление контрольно-счетного органа от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным. Что является показателем работы контрольно-счетного органа и не может входить в понятие «успешное исполнение должностных обязанностей»;
- в № года председателем контрольно-счетного органа был издан приказ (распоряжение) о выплате ей премии по итогам работы за № год, на основании которого председатель контрольно-счетного органа получила премию незаконно. Согласно ранее действовавшему положению об оплате труда и положению о премировании выплата премии председателю контрольно-счетного органа должна производиться по ФИО3 работодателя – ФИО3 <адрес>, соответственно, денежные средства председателем контрольно-счетного органа по итогам работы за № год были начислены ею в нарушение действующих нормативно-правовых актов;
- обращения ФИО3 <адрес>, заместителя председателя районного Совета депутатов, игнорируются. Так, например, обращение к контрольно-счетному органу с просьбой рассмотрения вопроса о выделении денежных средств на захоронения ТБО (письмо РСД от ДД.ММ.ГГГГ № 10). В ответе от ДД.ММ.ГГГГ № контрольно-счетный орган просит «отказаться от обращений в контрольно-счетный орган», чем нарушены пункты 1, 3 ст. 2 Положения о контрольно-счетном органе, согласно которому задачами контрольно-счетного органа являются организация и осуществление предварительного и последующего контроля за исполнением бюджета, оценка законности, обоснованности расходования средств районного бюджета;
- письмом от ДД.ММ.ГГГГ и.о. ФИО3 <адрес> поручалось контрольно-счетному органу провести экспертизу муниципальных целевых программ, экспертизу «Положения о бюджетном процессе», однако, до настоящего момента ответа от контрольно-счетного органа не поступало. Согласно п. 6 ст. 2 Положения о контрольно-счетном органе одной из задач контрольно-счетного органа является проведение финансовой экспертизы и подготовка заключений по всем вопросам бюджетно-финансовой политики и совершенствованию бюджетного процесса ФИО4 <адрес>;
- в ДД.ММ.ГГГГ году службой финансово-экономического контроля <адрес> констатирован факт допущения председателем контрольно-счетного органа нецелевого использования бюджетных средств;
- имеет место незаконное истребование документов в районном Совете депутатов в ДД.ММ.ГГГГ году. Районным советом депутатов было отказано контрольно-счетному органу в выдаче документов по письму контрольно-счетного органа, действия контрольно-счетного органа были незаконными, что подтверждается письмом прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ № №
Изложенные факты послужили основанием для отказа в выплате премий по ходатайству председателя контрольно-счетного органа.
В судебном заседании ФИО2 исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ФИО4 <адрес> Совета депутатов ФИО7, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО2 не признала по основаниям, изложенным в возражениях.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ премия входит в категорию поощрительных стимулирующих выплат. В соответствии со ст. 191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников добросовестно исполняющих трудовые обязанности.
В соответствии с положениями ст. 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу статьи 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 22.10.2013) «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом, ФИО3 ФИО4 <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о контрольном органе в ФИО4 <адрес>. Согласно статье 1 Положения (с учетом изменений), контрольно-счетный орган местного самоуправления является постоянно действующим органом внешнего финансового контроля, образуемым <адрес> Советом депутатов. Контрольно-счетный орган подотчетен районному Совету.
ФИО3 <адрес> ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № на должность руководителя контрольно-счетного органа ФИО4 <адрес> по результатам выборов назначена ФИО2
Согласно распоряжения № 1-к от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 приступила к исполнению обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ
ФИО3 ФИО4 <адрес> совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 <адрес> избран ФИО8, ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № заместителем председателя ФИО4 <адрес> Совета депутатов избрана ФИО9
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 <адрес> ФИО6 и ФИО2, именуемой в дальнейшем «Руководитель контрольно-счетного органа ФИО4 <адрес>», назначенной на должность муниципальной службы, был заключен трудовой договор, по условиям которого ФИО3 <адрес> имеет право вносить на рассмотрение районного Совета депутатов вопрос о поощрении либо о привлечении руководителя контрольно-счетного органа к дисциплинарной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» и трудовым законодательством за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него служебных обязанностей (п. 4.2 трудового договора). Согласно пункта 5.1 трудового договора оплата труда руководителя контрольно-счетного органа состоит из должностного оклада руководителя контрольно-счетного органа, в том числе премии в соответствии с Положением о премировании, утвержденным правовым актом районного Совета депутатов, в размере, утвержденном правовым актом районного Совета депутатов (пункты 5.1.1 и 5.1.6 трудового договора).
Согласно Положения об оплате труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих иные муниципальные должности и муниципальных служащих ФИО4 <адрес>, утвержденного ФИО3 ФИО4 <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № №, оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания. В состав денежного содержания включаются: а) должностной оклад, б) ежемесячная надбавка за классный чин; в) ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы; г) ежемесячная надбавка за выслугу лет; д) ежемесячное денежное поощрение; е) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ж) премии; з) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; и) материальная помощь. На денежные содержание начисляются районный коэффициент, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, и приравненных к ним местностях и иных местностях края с особыми климатическим условиями, размер которых не может превышать размер, установленный федеральными и краевыми нормативными правовыми актами (статья 4). В силу статьи 11 Положения об оплате труда, значение размеров премирования муниципальных служащих ограничиваются пределами установленного фонда оплаты труда.
В соответствии с Положением о премировании муниципального служащего ФИО4 <адрес>, утвержденного ФИО3 ФИО4 <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № №, премирование муниципальных служащих производится: в виде премии за выполнение заданий особой важности и сложности (организация и проведение на высоком уровне мероприятий); за успешное исполнение муниципальным служащим должностных обязанностей; единовременно, за продолжительную и безупречную муниципальную службу.
Продолжительной считается служба свыше № лет. Безупречность службы определяется отсутствием дисциплинарных взысканий на дату оформления премирования. Успешное исполнение должностных обязанностей означает качественное их исполнение, творческий подход, новаторство, обеспечивающие эффективность работы органа местного самоуправления (пункт 1.3 Положения).
Согласно пункту 1.5 Положения, оформление документов о премировании муниципальных служащих (внесение ходатайства о премировании муниципального служащего вносится непосредственным руководителем муниципального служащего), подготовка проекта правового акта и учёт премирований осуществляется отделом по управлению делами.
Пунктом 2.1.1 определено, что выплата денежной премии производится один раз в пять лет за продолжительную и безупречную службу и составляет от 5 до 10 лет муниципальной службы – в размере 1 оклада рублей.
Размер денежной премии за успешное исполнение должностных обязанностей, в силу пунктов 2.1.3, 2.1.4 Положения, осуществляется в пределах установленного фонда оплаты труда на текущий финансовый год и составляет 1 оклад рублей. Указанный вид премирования выплачивается по итогам работы за квартал, при наличии средств в фонде оплаты труда в текущем финансовом году. Размер денежной премии за успешное исполнение должностных обязанностей устанавливается с учетом следующих упущений, за которые работодателем может производиться снижение размера премии: за несвоевременное выполнение постановлений, распоряжений, поручений и резолюций руководителя, рассмотрение заявлений, писем, жалоб от организаций и граждан, а также несвоевременную подготовку и оформление документов – 100 % снижения премии за каждый случай упущения; за нарушение сроков предоставления установленной отчетности – 80 % за каждый случай упущения.
В силу пунктов 3.1 и 3.2 Положения, вопрос о применении премирования муниципального служащего решается работодателем по ходатайству непосредственного руководителя (руководителя структурного подразделения) муниципального служащего, составленному по форме, согласно Приложению к настоящему Положению. Ходатайство о применении премировании должно быть мотивированным, отражать степень участия муниципального служащего в ФИО3 конкретной задачи, стоящей перед органами местного самоуправления, проявление муниципальным служащим инициативы, уровень профессиональных навыков и способностей. ФИО3 о применении премирования муниципального служащего может приниматься работодателем самостоятельно, по ходатайству, по рекомендации аттестационной комиссии.
Проанализировав вышеприведенные нормы, изложенные в Положении о премировании и утвержденные ФИО3 ФИО4 <адрес> Совета депутатов, можно сделать вывод, что каждый муниципальный служащий ФИО4 <адрес>, имеет право на получение единовременной премии, за продолжительную и безупречную муниципальную службу, при наличии двух условий: продолжительность муниципальной службы должна составлять от 5 до 10 лет, от 10 до 15 лет, свыше 15 лет и отсутствие дисциплинарных взысканий на дату оформления премирования. Каких-либо других условий для выплаты данного вида премии Положение не содержит.
Председатель контрольно-счетного органа ФИО2, являясь руководителем структурного подразделения, ДД.ММ.ГГГГ за исх. № направила ходатайство ФИО3 <адрес> ФИО6 о премировании ФИО2, за продолжительную (свыше 5 лет) и безупречную (отсутствие дисциплинарных взысканий) муниципальную службу. В ходатайстве было указано, что стаж муниципальной службы ФИО2 составляет №
Таким образом, в ходатайстве руководителя структурного подразделения, содержалось два обязательных условия для выплаты единовременной премии за продолжительную и безупречную службу муниципального служащего.
Факт замещения муниципальной службы ФИО2 подтверждается записями, сделанными в трудовой книжке, согласно которой ДД.ММ.ГГГГ она была принята в администрацию ФИО4 <адрес> на муниципальную должность муниципальной службы ведущего специалиста в юридический отдел; ДД.ММ.ГГГГ назначена на муниципальную должность муниципальной службы начальника отдела по управлению делами; ДД.ММ.ГГГГ переведена на муниципальную должность муниципальной службы начальника правового отдела; ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность муниципальной службы руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации ФИО4 <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность муниципальной службы руководителя (председателя) контрольно-счетного органа.
Доказательств, свидетельствующих о применении к ФИО2 дисциплинарных взысканий, в течение 1 года на дату направления ходатайства, ответчиком не представлено и как пояснила в судебном заседании представитель ответчика ФИО7, ФИО2 к дисциплинарной ответственности в течение 1 года не привлекалась.
Основания, по которым ФИО2 было отказано в выплате единовременной премии, изложенные и.о. ФИО3 <адрес> ФИО9 в пункте 1 в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № №, опровергаются вышеприведенными доказательствами. Законных оснований для отказа в выплате работнику данного вида премии у работодателя не имелось, в связи с чем, допущенное нарушение прав работника должно быть устранено, т.к. в силу ст. 2 Трудового кодекса РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является запрещение дискриминации в сфере труда.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ за исх. № председателем контрольно-счетного органа ФИО2 ФИО3 <адрес> ФИО6 было направлено ходатайство о премировании ФИО2 за успешное исполнение должностных обязанностей. Конкретными достижениями муниципального служащего указаны следующие: 1. успешное проведение внешней проверки бюджета района за <адрес> год; 2. выявление системных нарушений при формировании фонда оплаты труда выборных должностных лиц и муниципальных служащих по результатам контрольных мероприятий, проведенных в <адрес> годах.
Отказывая в удовлетворении данного ходатайства, и.о. ФИО3 района ФИО9 в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № №, указала, что основания для премирования указанные в ходатайстве, являются прямыми должностными обязанностями, для реализации которых и был создан орган, возглавляемый ФИО2; отчет об исполнении бюджета за <адрес> год сессией ещё не рассмотрен и не оценен депутатским корпусом, а отчёт о деятельности контрольно-счетного органа за ДД.ММ.ГГГГ год при рассмотрении его на № очередной сессии не получил оценки, как и не был принят к сведению; также были допущены и другие нарушения <адрес>, отказ исполнять ФИО3 сессии, поручения, выполнять законные требования депутатов, заключение прокуратуры о незаконном премировании по итогам за <адрес>
Согласно Положению о премировании, данный вид премии выплачивается работнику по итогам работы за квартал.
С учетом изложенного и исходя из того, что денежное поощрение является поощрением за труд в целях стимулирования труда работника, и в данном конкретном случае устанавливается работодателем за успешное исполнение должностных обязанностей, качественное их исполнение, творческий подход, новаторство, обеспечивающих эффективность работы органа местного самоуправления, оценка данных факторов входит в исключительную компетенцию работодателя, а не самого работника или суда, при этом, данный вид премии выплачивается только при наличии средств в фонде оплаты труда в текущем финансовом году.
Отказывая ФИО2 в иске в этой части, суд исходит из того, что право определения конкретного размера денежного поощрения муниципального служащего, возможность снижения размера премии до 100%, с учетом качества и успешности исполнения должностных обязанностей, обеспечивающих эффективность работы органа местного самоуправления, принадлежит исключительно работодателю. При этом оценка результативности и личного вклада труда муниципального служащего также является исключительной прерогативой работодателя.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Признать отказ и.о. ФИО3 <адрес> ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ № изложенный в пункте 1 об отказе в удовлетворении ходатайств о премировании ФИО2 незаконным с возложением обязанности на ФИО3 <адрес> устранить допущенное нарушение прав истца.
В остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий судья И.М. Василькова
ФИО3 в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.