Решение по делу № 2-565/2020 от 23.03.2020

61RS0017-01-2020-000674-80

к делу № 2-565/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красный Сулин 20 мая 2020 года

Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Лиханова А.П.,

при секретаре Гусаревой С.И.,

с участием прокурора Лариной А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красносулинского городского прокурора Ростовской области, в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Пролетарская средняя общеобразовательная школа, Управлению образования Красносулинского района Ростовской области, третье лицо: ОВО по г. Гуково и Красносулинскому району филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Ростовской области о возложении обязанности по оборудованию здания образовательной организации каналом передачи тревожных сообщений,

у с т а н о в и л:

Красносулинский городской прокурор обратился в Красносулинский районный суд в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Пролетарская средняя общеобразовательная школа (далее – МБОУ Пролетарская СОШ), Управлению образование Красносулинского района по тем основаниям, что прокуратурой Красносулинского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия терроризму в МБОУ Пролетарская СОШ. В ходе проведенной проверки установлено, что в МБОУ Пролетарская СОШ отсутствует канал передачи тревожных сообщений в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) Просил суд обязать МБОУ Пролетарская СОШ принять меры по созданию безопасных условий обучения, а именно оборудовать здание МБОУ Пролетарская СОШ на первом этаже каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны). Обязать Управление образования Красносулинского района осуществить финансирование МБОУ Пролетарская СОШ по выполнению работ по оборудованию первого этажа здания МБОУ Пролетарская СОШ каналом передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации; обязать Управление образования Красносулинского района осуществить финансирование МБОУ Пролетарская СОШ по выполнению работ по оборудованию первого этажа здания МБОУ Пролетарская СОШ средствами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации.

Представитель истца помощник Красносулинского городского прокурора Ларина А.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске и просил их удовлетворить.

Представители МБОУ Пролетарская СОШ, Управления образования Красносулинского района и третьего лица ОВО по г. Гуково и Красносулинскому району филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Ростовской области» в судебное заседание не явились, о слушании дела были извещены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ч.4 ст. 167 ГПК РФ, в их отсутствие.

От представителей МБОУ Пролетарская СОШ и Управления образования Красносулинского района поступили письменные отзывы на иск, в которых они просят отказать в удовлетворении исковых требований прокурора. В обоснование своей позиции представители ответчиков указали, что образовательным учреждением заключен договор с ООО Казачье охранное предприятие «Тихий Дон» на охрану объектов путем установления и обслуживания тревожной сигнализации. Кроме того, в настоящее время заключен контракт на оборудование здания школы на первом этаже каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны).

Выслушав доводы помощника Красносулинского городского прокурора, исследовав материалы дела, изучив и оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу с детьми или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 названного закона одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Исходя из положений п. 2 и п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников, образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Закона).

Из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении.

Согласно пункту "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п. 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

В помещениях охраны всех типов общественных зданий следует предусматривать наличие радиотрансляционной абонентской точки.

Из приложения "В" к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об оборудовании канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

Согласно ГОСТ 31817.1.1-2012 под системой тревожной сигнализации понимается электрическая установка, предназначенная для обнаружения и сигнализации о наличии опасности. Под состоянием тревоги понимается состояние системы тревожной сигнализации или ее части, являющееся результатом реагирования системы на наличие опасности, при котором она выдает извещение о тревоге посредством СПИ (система передачи извещений, составная часть системы охранной или охранно-пожарной сигнализации, состоящая из совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованной охраны извещений о тревоге на охраняемых объектах, служебных и контрольно-диагностических извещений и, при наличии, обратного канала для передачи и приема команд управления и сообщений оператора пункта централизованной охраны) на ПЦО (удаленный центр приема извещений, (предназначенный для централизованной охраны ряда рассредоточенных объектов с помощью пульта централизованного наблюдения (ПЦН) и обеспечивающий оперативный выезд групп задержания на охраняемый объект при поступлении на него сообщений о срабатывании сигнализации).

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).

Согласно п.п. «в» п. 25 указанного Постановления, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оборудование на 1-м этаже средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в МБОУ Пролетарская СОШ имеются нарушения комплексной безопасности и антитеррористической защищенности, предусмотренные п. 6.48 СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", п.п. «в» п. 25 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", а именно: отсутствуют средства передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

При этом, Актом межведомственной комиссии по обследованию и категорированию объекта от 25.10.2019 установлена третья категория опасности объекта - МБОУ Пролетарская СОШ.

Согласно договору №251 от 30 декабря 2019 года, заключенному между МБОУ Пролетарская СОШ и ООО Казачье охранное предприятие «Тихий Дон», охрану объектов путем установления и обслуживания тревожной сигнализации осуществляет ООО Казачье охранное предприятие «Тихий Дон».

Вместе с тем, указанный договор не служит основанием для уклонения образовательного учреждения от установки средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), к которым ООО Казачье охранное предприятие «Тихий Дон» не относится.

Выявленные нарушения противоречат основным принципам и задачам противодействия терроризму, закрепленным в ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязанностей ответственными должностными лицами, ставит под угрозу безопасность воспитанников во время пребывания в образовательной организации.

Школы являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть относятся к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Отсутствие каналов передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел в образовательном учреждении отрицательно сказывается по обеспечению комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, а это может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.

Управление образования Красносулинского района по отношению к образовательному учреждению обладает властными полномочиями и является распорядителем бюджетных средств, т.е. распределяет полученные на свой счет бюджетные средства на оплату по конкретным договорам, заключенным образовательными учреждениями, и соответствующим статьям расходов.

С учетом изложенного суд считает, что отсутствие каналов передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел в образовательном учреждении отрицательно сказывается по обеспечению комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, а это может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.

Доказательств оборудования здания МБОУ Пролетарская СОШ средствами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), ответчиками суду не представлено.

Ссылка ответчика на наличие альтернативной системы оповещения посредством частного охранного предприятия судом воспринимается критично. Отсутствие предусмотренного вышеназванным национальным стандартом и Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 системы тревожного извещения в образовательных учреждениях отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в них, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данных учреждений, может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников, в силу возраста нуждающихся в особой защите.

При таких обстоятельствах суд, исходя из приоритета обеспечения безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, считает заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению.

Выполнение возложенных судом на ответчиков обязанностей направлено на пресечение действий, нарушающих права воспитанников и работников образовательных учреждений на антитеррористическую безопасность, а также иных лиц, посещающих данное дошкольное образовательное учреждение и школы, и как следствие, на охрану их жизни и здоровья в период нахождения в учреждении образования

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

В связи с чем, суд считает, что исковые требования Красносулинского городского прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме в срок не позднее 31 августа 2020 года, поскольку указанный срок является разумным, соответствует сложности работ, их объему, финансовым затратам за счет соответствующих бюджетных средств.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 321 ГПК РФ,

р е ш и л:

исковые требования Красносулинского городского прокурора Ростовской области удовлетворить.

Обязать Управление образования Красносулинского района осуществить финансирование Муниципального бюджетного образовательного учреждения Пролетарская средняя общеобразовательная школа по выполнению работ по оборудованию первого этажа здания МБОУ Пролетарская СОШ, расположенного по адресу: Ростовская область Красносулинский район х. Пролетарка ул. Советская, 22, средствами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), в срок не позднее 31 августа 2020 года.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Пролетарская средняя общеобразовательная школа оборудовать первый этаж здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: Ростовская область Красносулинский район х. Пролетарка ул. Советская, 22, средствами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), в срок не позднее 31 августа 2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд, через Красносулинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия судьей решения в окончательной форме, то есть с 25 мая 2020 года.

Судья: А.П. Лиханов

2-565/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Красносулинский городской прокурор Ростовской области
Ответчики
Управление образования Красносулинского района
МБОУ Пролетарская СОШ
Другие
ОВО по г. Гуково и Красносулинскому району филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Ростовской области"
Суд
Красносулинский районный суд Ростовской области
Судья
Лиханов Александр Павлович
Дело на сайте суда
krasnosulinsky.ros.sudrf.ru
23.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2020Передача материалов судье
25.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Подготовка дела (собеседование)
10.04.2020Подготовка дела (собеседование)
10.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2020Судебное заседание
25.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2020Судебное заседание
20.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее