Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-65/2020 (2-1805/2019;) ~ М-1738/2019 от 21.11.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 февраля 2020 года г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Чернякова Н.Н.,

с участием прокурора Кудряшова А.В.,

представителя ответчика ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» Король А.П.,

при секретаре Котовой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-65/2020 по иску заместителя прокурора Самарского района г.Самары в защиту интересов Кошкина Алексея Владимировича к ФГБОУ «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики», Федеральному агентству связи Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о возложении обязанности выплатить Кошкину А.В., оставшемуся без попечения родителей, государственное обеспечение за период с сентября 2017 года по декабрь 2017 года,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1, оставшегося без попечения родителей, обратился в суд с вышеуказанным иском, требуя обязать ФГБОУ «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» выплатить ФИО1 государственное обеспечение за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство связи Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор доводы иска поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ФГБОУ «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» возражал против иска, указав, что в расчете иска не учтена необходимость применения коэффициента приведения для <адрес>, в результате чего общая сумма, подлежащая выплате ФИО1 составляет 133455 рублей, из которых ФИО1 получил <данные изъяты> рублей в пределах бюджетных ассигнований, а оставшуюся часть 70149,70 рублей получил в виде материальной помощи. Дефицит финансирование публичных обязательств за ДД.ММ.ГГГГ год составил 72%. На ФГБОУ «ПГУТИ» возложена обязанность выплатить поступившие денежные средства, что исполнено в полном объеме.

Представитель ответчика Федеральное агентство связи Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, поддержал позицию ФГБОУ «ПГУТИ», просил в иске отказать.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

Из имеющихся в деле доказательств следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, относящийся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, является с ДД.ММ.ГГГГ студентом ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» (далее ФГБОУ «ПГУТИ»).

Согласно Приказу ФГБОУ «ПГУТИ» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на полное государственное обеспечение до окончания обучения.

Учредителем ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» является Федеральное агентство связи Министерства связи массовых коммуникаций Российской Федерации (Россвязь).

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ч. 3 ст. 6 Закона № 159-ФЗ дети-сироты, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.

В соответствии с ч. 6 ст. 6 Закона № 159-ФЗ нормы и порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя (далее - детей-сирот), обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (далее - Постановление ).

Постановление утратило силу ДД.ММ.ГГГГ, в связи с принятием Правительством Российской Федерации Постановления от ДД.ММ.ГГГГ , которым утверждены новые нормы и правила обеспечения бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей-сирот. Кроме того, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены новые нормы и порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем несовершеннолетних, находящихся в федеральных учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Поскольку закон обратной силы не имеет и нормативными правовыми актами не установлено иное, к правоотношениям, возникшим до введения в действие указанных актов, применяются положения ранее действовавшего Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с ч. 7 ст. 6 Закона № 159-ФЗ выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, дети-сироты обеспечиваются за счет средств организаций бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием по нормам и в порядке, которые утверждены Правительством Российской Федерации, и единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей. Методика расчета обеспечения ФИО1 бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием по нормам и в порядке, которые утверждены Правительством Российской Федерации, а так же в соответствии с предоставленной информацией ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики».

Согласно абзацу второму ч. 7 ст. 6 Закона № 159-ФЗ студентам может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена на счет или счета, открытые на имя выпускника в банке или банках.

Согласно приложению , приложению , приложению к Постановлению и в соответствии с предоставленной информацией ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики», ФИО1 подлежали выплаты за период с января 2017 года по декабрь 2017 года социальное обеспечение в размере 231 204 руб., из которых сумма на обеспечение питанием составила 149 275 руб., на обеспечение одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия - 69 666 руб., на обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием при выпуске - 4 903 руб., компенсация на проезд - 550 руб., на обеспечение приобретения учебной литературы - 6 810 руб.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выплачены денежные средства на цели, связанные с публичным обязательством по материальному обеспечению детей-сирот в размере 79 585.35 рублей, а также 54858,83 рубля в качестве материальной помощи за счет стипендиального фонда ПГУТИ, ввиду значительного дефицита бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств в 2017 года с целью доведения материального обеспечения детей сирот до размеров нормативов.

Таким образом, всего ФИО1 выплачено 134444,18 рублей.

Сумма невыплаченного социального обеспечения ФИО1 составила <данные изъяты> рубля.

Фактически выплаченные ФИО1 денежные средства меньше нормы материального обеспечения, что является нарушением прав последнего на государственное обеспечение.

Ссылку ответчика ФГБОУ «ПГУТИ» о необходимости учитывать при рассмотрении настоящего иска «коэффициент приведения», в размере 0,5772 для <адрес>, суд считает необоснованной.

Так, согласно абзацу 10 п.3 Методики расчета объемов финансового обеспечения исполнения публичных обязательств образовательными организациями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, в части материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования и программам среднего профессионального образования, и порядок их расходования" (утв. Минобрнауки России ДД.ММ.ГГГГ N ИК-56/18вн) коэффициент приведения - коэффициент, применяемый к объему финансового обеспечения исполнения публичных обязательств, рассчитанного в соответствии с настоящей Методикой, с целью доведения его до утвержденных бюджетной росписью объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству образования и науки Российской Федерации на выполнение указанных публичных обязательств.

По смыслу указанной методики «коэффициент приведения» применяется исходя из утвержденных бюджетной росписью объемов бюджетных ассигнований.

«Коэффициент приведения» применяется с учетом объема финансирования в целях одинакового распределения выделенных средств на исполнение публичных обязательств.

Таким образом, «коэффициент приведения» определяет порядок распределения выделенных бюджетных ассигнований, а не устанавливает нормативную обеспеченность.

Сам по себе «коэффициент приведения» не является основанием для предоставления в <адрес> детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, государственного обеспечения с поправкой на коэффициент <данные изъяты>, фактически уменьшающий размер нормативной обеспеченности на 43%.

Указанный «коэффициент приведения» по смыслу применяется в условиях недостаточного бюджетного финансирования, в целях равномерного распределения имеющихся лимитов, а не в целях снижения нормативов.

Вместе с тем, суд полагает необоснованным включение в сумму требований по иску <данные изъяты> рубля, полученных ФИО1 в качестве материальной помощи.

Так, ДД.ММ.ГГГГ ректор ФГБОУ «ПГУТИ» издал распоряжение -рр/а о выплате материальной помощи детям сиротам за счет стипендиального фонда ПГУТИ, ввиду значительного дефицита бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств в 2017 года с целью доведения материального обеспечения детей сирот до размеров нормативов.

На основании указанного Распоряжения ДД.ММ.ГГГГ издан Приказ о выплате материальной помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, за счет средств на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание государственный услуг, в размере <данные изъяты> рублей.

С учетом удержания налога, ФИО1 получил <данные изъяты> рубля.

Во вводной части Приказа указано, что он издается, в связи с тяжелой экономической ситуацией в стране, в целях оказания поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей.

Суд полагает, что указанная материальная помощь выдавалась студентам именно в целях восполнения дефицита бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств в 2017 год для доведения материального обеспечения детей сирот до размеров нормативов.

То обстоятельство, что денежные средства выплачены в качестве материальной помощи за счет иных субсидий, не свидетельствует о том, что указанная сумма не подлежит учету в качестве расходов на исполнение публичных обязательств в 2017 году для материального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей

Целью указанной материальной помощи согласно вышеуказанным приказу и распоряжению являлось выполнение публичных обязательств, в связи с недостаточным финансированием, за счет иных субсидий.

В этой связи повторное взыскание суммы <данные изъяты> рубля является необоснованным.

Определяя порядок взыскания недоплаченной суммы, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Исполнение публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, в ПГУТИ осуществляется на основании Приказа Россвязи от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок).

В соответствии с п. 4 Порядка на учреждения, подведомственные Россвязи, возложена обязанность по государственному обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся студентами данных учреждений, в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Россвязи на указанные цели.

Пункт 6 данного Порядка предусматривает обязанность ПГУТИ осуществить оплату денежных обязательств по исполнению публичных обязательств в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели на соответствующий год.

В соответствии с п. 8 Порядка ФГБОУ «ПГУТИ» несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее осуществление государственного обеспечения указанной категории граждан.

Обязанностей ФГБОУ «ПГУТИ» осуществить финансирование публичных обязательств независимо от объемов финансирования Порядок не предусматривает.

Суд учитывает, что ФГБОУ «ПГУТИ» неоднократно обращалось к учредителю Федеральному агентству связи, передавшему свои полномочия по финансовом обеспечению детей-сирот вузу, с просьбами о помощи в решении вопроса о выделении дополнительного финансирования. В ответ получены письма (№ РШ-ПЗЭ-1636 от ДД.ММ.ГГГГ и № ИЧ-ПЗЗ-6059 от ДД.ММ.ГГГГ), что федеральный бюджет не предусматривает увеличения объемов финансирования.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 320 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве связи", Федеральное агентство связи руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Пункт 5.14 указанного Постановления Правительства РФ предусматривает, что Федеральное агентство связи осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций.

По делу установлено, что в 2017 году ФГБОУ «ПГУТИ» получило не в полном объеме финансирование из федерального бюджета для исполнения публичных обязательств по обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей.

Доказательств того, что ФГБОУ «ПГУТИ» не в полном объеме выплатило поступившие для этих целей денежные средства, либо допустило их нецелевое финансирование, не имеется.

По мнению суда, возложение обязанности по данному иску только на ФГБОУ «ПГУТИ» приведет к невозможности его исполнения, так как последнее не вправе расходовать на публичные обязательства Российской Федерации денежные средства, выделенные на иные цели.

Следовательно, для реального восстановления нарушенных прав ФИО1 необходимо принятие решение суда, позволяющего получить денежные средства из федерального бюджета главным распорядителем бюджетных средств.

Приняв решение о привлечении Федерального агентства связи к участию в деле в качестве соответчика в порядке абзаца второго ч. 3 ст. 40 ГПК РФ, суд обязан рассмотреть иск не только в отношении того ответчика, который указан истцом, но и в отношении лица, привлеченного по инициативе самого суда. В противном случае, отказывая в иске к такому соответчику по мотиву непредъявления к нему исковых требований, суд лишает истца возможности в будущем подать соответствующий иск ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФДД.ММ.ГГГГ).

Суд полагает, что Федеральное агентство связи, как главный распорядитель и получатель средств федерального бюджета, является надлежащим ответчиком, на которого должна быть возложена обязанность перечислить подведомственному ФГБОУ «ПГУТИ» денежные средства на цели исполнения публичных обязательств за 2017 год по материальному обеспечению ФИО1, оставшегося без попечения родителей, сумму в размере 96759,82 рубля.

В тоже время, с учетом вышеприведенных норм на ФГБОУ «ПГУТИ» суд полагает необходимым возложить обязанность перечислить (выдать) поступившие денежные средства ФИО1

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск заместителя прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1 к ФГБОУ «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики», Федеральному агентству связи Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о возложении обязанности выплатить ФИО1, оставшемуся без попечения родителей, государственное обеспечение за период с сентября 2010 года по декабрь 2017 года, удовлетворить частично.

Обязать Федеральное агентство связи Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу перечислись за счет средств федерального бюджета ФГБОУ «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» на цели исполнения публичных обязательств за ДД.ММ.ГГГГ год по материальному обеспечению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., оставшегося без попечения родителей, сумму в размере 96759 рублей 82 копейки.

Обязать ФГБОУ «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» перечислить (выдать) ФИО1 в течение пяти рабочих дней с момента поступления от Федерального агентства связи Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на цели исполнения публичных обязательств за 2017 год по материальному обеспечению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., оставшегося без попечения родителей, денежных средств в размере 96759 рублей 82 копейки.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Н.Н. Черняков

Мотивированное решение изготовлено 26.02.2020 года

2-65/2020 (2-1805/2019;) ~ М-1738/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кошкин А.В.
Прокурор Самарского района г. Самары в интересах Кошкина Алексея Владимировича
Ответчики
Федеральное агентство связи Министерства связи массовых коммуникаций РФ
ФГБОУ ВО "Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики"
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Черняков Н. Н.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
25.12.2019Судебное заседание
21.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.11.2019Передача материалов судье
22.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2019Судебное заседание
23.01.2020Судебное заседание
19.02.2020Судебное заседание
26.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2020Дело оформлено
08.04.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее