№ 2- 3741/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ11 мая 2016 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Витухина О.В., при секретаре Гольдэр М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кагачевой Валентины Александровны к Министерству внутренних дел по Республике Карелия о назначении пенсии по потере кормильца,
У С Т А Н О В И Л:
Иск заявлен по тем основаниям, что муж истицы ФИО2 проходил службу в МВД по РК. За время прохождения супругом службы, истица занималась домашним хозяйством, находилась на иждивении мужа. ДД.ММ.ГГГГ муж умер. Истица обратилась к ответчику о назначении пенсии по случаю утраты кормильца. В ответе ответчик указал на необходимость установления в судебном порядке факта нахождения ее на иждивении мужа. Определением Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление об установлении факта нахождения на иждивении оставлено без рассмотрения, разъяснено право на обращение с данными требованиями в исковом порядке, поскольку имеет место спор о праве на пенсию по случаю потери кормильца. На основании изложенного, истица просит обязать ответчика назначить пенсию по потере кормильца.
Истица в судебном заседании требования поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно представленному отзыву просят отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд, заслушав истца, свидетелей ФИО6, ФИО7, исследовав письменные материалы дела, материалы наследственного дела №, приходит к следующим выводам.
Согласно положениям ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
В соответствии со ст. 29 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении дни, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (О пенсионном обеспечении) право на пенсию по сличаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 указанного закона, состоявшие на их иждивении.
Нетрудоспособным членом семьи считается, в том числе отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.
В силу ст. 31 Закона о пенсионном обеспечении члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.
Аналогичное положение закреплено и в пункте 4 части 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, считаются лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Анализ приведенных выше правовых норм свидетельствует о том, что для признания лица находящимся на иждивении необходимо, в том числе, установление нуждаемости этого лица в постоянной посторонней финансовой помощи для существования.
В судебном заседании установлено, подтверждается письменными материалами дела, что ФИО2 и Кагачева В.А. являлись супругами, что подтверждается свидетельством о браке серии № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 проходил службу в органах внутренних дел в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Уволен из ОВД в соответствии с п. «ж» (по болезни) ст. 51 Положения о службе в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер.
Согласно показаниям свидетелей ФИО6 и ФИО7, супруги Кагачевы проживали совместно по адресу: <адрес>, истицу содержал супруг, она не работала, получала пенсию, занималась домашним хозяйством, супруг получал пенсию. Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется.
Согласно материалам наследственного дела в отношении умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 свидетельство о праве на наследство по закону получено Кагачевой В.А.
Согласно сведениям ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ Кагачева В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии составлял <данные изъяты>.
Из трудовой книжки истицы следует, что ДД.ММ.ГГГГ истица уволилась с работы в связи с выходом на пенсию (запись №), вновь трудоустроилась лишь ДД.ММ.ГГГГ ( запись №), то есть после смерти супруга.
Согласно справке Отделения пенсионного обслуживания МВД по РК от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 получал пенсию по линии МВД за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, выплата прекращена в связи со смертью с ДД.ММ.ГГГГ. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер ежемесячной пенсии составлял <данные изъяты>.
Учитывая размер доходов (пенсии), получаемых каждым из супругов на момент смерти ФИО2, а наличия у истца иных, кроме пенсии, доходов, в ходе разбирательства дела не установлено, супруги проживали совместно и вели общее хозяйство, суд приходит к выводу, что истица находилась на момент смерти супруга на его иждивении, поскольку доход супруга более чем в пять раз превышал доход супруги, который был менее прожиточного минимума для пенсионеров (<данные изъяты> руб.), установленный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, следовательно, доход ФИО2 был для истицы постоянным и основным источником средств к существованию.
Таким образом, оценивая в совокупности представленные доказательства, суд полагает, что за истцом следует признать право на пенсию по случаю потери кормильца и возложить на ответчика обязанность по назначению истице указанной пенсии.
В силу ст. 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Кагачевой Валентины Александровны удовлетворить.
Признать за Кагачевой Валентиной Александровной право на назначение пенсии по потере кормильца ФИО2.
Обязать Министерство внутренних дел по Республике Карелия назначить Кагачевой Валентине Александровне пенсию по потере кормильца ФИО2.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.В.Витухина Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2016 года.