№ 5-13/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 марта 2017 года г. Кемь, РК
Судья Кемского городского суда Республики Карелия Клепцов Б.А.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания – Центр Комплексного Обслуживания» (далее – ООО «УК-ЦКО»), <адрес>),
УСТАНОВИЛ:
21 февраля 2017 года должностным лицом специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах Слышкиной А.В. в отношении ООО «УК-ЦКО» составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ по тем основаниям, что ООО «УК-ЦКО», 08.02.2017 года, в период с 09 час. 55 мин. до 10 час. 30 мин., при осуществлении деятельности по обслуживанию многоквартирных жилых домов №,№ по <адрес> не обеспечило соблюдение расстояния от контейнерной площадки и контейнеров для сбора твёрдых бытовых отходов: расстояние от контейнерной площадки до жилого дома № составляет 160 метров; расстояние до жилого дома № составляет 220 метров; расстояние до жилого дома № составляет 240 метров, расстояние до жилого <адрес> составляет 285 метров, в нарушение требований п.1 ст.22, ст. 11, п.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п.2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
В судебном заседании представитель ООО «УК-ЦКО» по ордеру – адвокат Анциферова О.В. вину, в совершенном административном правонарушении, не признала, и пояснила, что в данном случае юридическое лицо при установке контейнеров для ТБО не имело возможности соблюсти санитарные нормы, так как особенности застройки не дают возможности установить контейнеры на расстоянии установленном нормами. Согласно, протоколов общих собраний собственников домов № № по <адрес>, последние высказались против установки контейнеров во дворе домов. По запросу в администрацию района, было проведено комиссионное обследование территорий, согласно которого установить контейнеры для ТБО в соответствии с требованиями СанПиН невозможно.
Должностное лицо – специалист-эксперт Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах Слышкина А.В. (по доверенности) в судебном заседании полагала привлечение ООО «УК-ЦКО» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ правомерным.
Свидетель С.В. в судебном заседании пояснил, что на основании письма от ООО «УК-ЦКО» была назначена комиссия для проведения обследования на предмет возможности установки контейнеров для ТБО домов №,№,№ по <адрес>. комиссионно были обследованы территории, возможность установки контейнеров в соответствии с требованиями СанПиН отсутствует.
Свидетель Я. в судебном заседании пояснила, что была членом комиссии производившей обследование территорий на предмет возможности установки контейнеров для ТБО у домов №,№ по <адрес>. При обследовании производились замеры, которые заносились на выкопировку с плана, мест возможной установки контейнеров в соответствии с нормами не установлено.
Аналогичные показания в судебном заседании дал свидетель, член комиссии, Р.
Свидетель Б., в судебном заседании пояснила, что была членом комиссии производившей обследование территорий на предмет возможности установки контейнеров для ТБО у домов №,№,№ по <адрес>. При обследовании, мест возможной установки контейнеров в соответствии с нормами не установлено. Она является начальником участка ООО «УК-ЦКО», за период ее работы жалоб от жителей указанных домов, на удаленность контейнерной площадки от домов, не поступало.
Заслушав лиц участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, судьей установлено:
Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Статья 24.1 КоАП РФ устанавливает, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды, охраняемые от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территории.
Объективная сторона данного правонарушения состоит из действий или бездействия, состоящих в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно п. 1 ст. 22 указанного Закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, свазанной с обращением с отходами обязаны: соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Согласно п. 2.2.3., 3.2. СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
Как видно из материалов дела, в рамках административного расследования 08.02.2017 г. должностным лицом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Слышкиной А.В. составлен протокол осмотра территорий жилых домов №, № по <адрес>, согласно которому, контейнерная площадка расположена да другой стороне <адрес>, контейнеры установлены на бетонном покрытии огорожены сеткой, контейнеры пустые, претензий нет. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» произведены замеры расстояний от жилых домов до контейнерной площадки.
Согласно экспертного заключения от 13.02.2017 г. №, расстояние от контейнерной площадки до жилого дома № по <адрес> составляет 160 метров; расстояние до жилого дома № составляет 220 метров; расстояние до жилого дома № составляет 240 метров, расстояние до жилого дома № составляет 285 метров.
08.02.2017 года должностным лицом ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Слышкиной А.В. в ООО «УК-ЦКО» истребованы сведения необходимые для разрешения дела об административном правонарушении.
Согласно заявления от 07.09.2015г., генеральный директор ООО «УК-ЦКО» обратился в Администрацию <адрес> муниципального района о выделении участка земли для переноса контейнерной площадки за городской рынок, согласно схемы.
В соответствии с актом от 01.10.2015г. установка новой контейнерной площадки для домов №№, 19 по <адрес>, выполнена за городским рынком в соответствии с СанПиН 2.1.2.2645-10, находится от указанных домов на расстоянии 82 метра.
06.06.2016г. Администрацией <адрес> муниципального района в ООО «УК-ЦКО» направлено письмо по размещению контейнерных площадок с учетом санитарных норм, с допустимыми вариантами размещения: придомовая территория домов №,№ по <адрес>; придомовая территория дома № по <адрес>, дома № по <адрес>
Согласно акта Администрации <адрес> муниципального района от 09.02.2017г., комиссия администрации произвела осмотр земельных участков домов №,№ по <адрес>, с учетом норм СанПиН 42-128-4690-88, установить место размещения контейнерных площадок невозможно.
Протоколом общего собрания собственников помещений дома № по <адрес> от 20.02.2017 года, принято решение, которым 98% голосов не поддержано размещение контейнерных площадок для сбора ТБО во дворе домов №, 15, а также на пересечении улиц <адрес>.
Протоколом общего собрания собственников помещений дома № по <адрес> от 20.02.2017 года, принято решение, которым 71% голосов не поддержано размещение контейнерных площадок для сбора ТБО во дворе домов №, №, а также на пересечении улиц <адрес>.
Согласно п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Соответственно по делу установлено, что ООО «УК–ЦКО» взяв на себя, в силу договора управления, устава общества, обязательства по содержанию в безопасном и соответствующем санитарно-эпидемиологическим требованиям общего имущества многоквартирных домов по адресу: <адрес>, дома №,№, допустило нарушение п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" - для жилых домов №,№ по <адрес> контейнерная площадка оборудована на расстоянии более 100 метров.
Доводы представителя ООО «УК-ЦКО» о невозможности размещения контейнерной площадки в границах земельного участка домов №,№ по <адрес>, во внимание не принимаются, так как не подтверждены допустимыми доказательствами.
Допрошенные в качестве свидетелей члены комиссии, производившие осмотр С.В., Р., Б., Я., утверждая о невозможности расположения контейнерной площадки от домов на расстоянии, согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, при обследовании территории произвели замеры не в полном объеме. Из представленных фотоснимков и выкопировки кадастровой карты невозможно сделать выводы, что контейнеры нельзя расположить от жилого здания на расстоянии не менее 20 метров и не более 100 метров.
Доказательства, свидетельствующие о принятии ООО «УК–ЦКО» всех зависящих мер для соблюдения прав жильцов дома, в материалах дела отсутствуют.
Из анализа выше приведенных правовых норм, материалов дела следует, что в действиях ООО «УК-ЦКО» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку установка контейнеров для ТБО с нарушением расстояния, установленного п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, п. 2.2.3. СанПин 42-128-4690-88, не охватывается объективной стороной данного правонарушения, которая состоит из действий или бездействия, выражающихся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Статьей 6.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Объектами правонарушения являются здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. К предметам правонарушения относятся жилые и общественные помещения, здания, сооружения, а также объекты железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, магистрального трубопроводного, автомобильного транспорта, включая автобусы междугородного и международного сообщений.
Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия или бездействие, нарушающие санитарно-эпидемиологические требования, которые предъявляются к эксплуатации объектов среды обитания человека, например таких, как жилые и общественные помещения, здания, сооружения, транспорт и др.
Таким образом действия ООО «УК-ЦКО» по установке контейнеров для ТБО в нарушение п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, п. 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88, не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2.КоАП РФ, а содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Если при рассмотрении дела установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях составы правонарушений, предусмотренные статьями 8.2 и 6.4, относит к разным главам в силу их неоднородности, в связи с чем в данной ситуации, исходя из приведенной правовой позиции, переквалификация действий привлеченного к ответственности ООО «УК-ЦКО» невозможна.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствие состава административного правонарушения.
Квалификация действий ООО «УК-ЦКО» иной статьей главы 8 КоАП РФ, так и переквалификация на иную статью КоАП РФ, имеющую иной родовой объект невозможна, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению за отсутствием в действиях ООО «УК-ЦКО» состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания – Центр Комплексного Обслуживания», прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья: Б.А. Клепцов
Резолютивная часть постановления оглашена 21.03.2017 года