РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации27 августа 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:председательствующего судьи Курчавовой Н.Л.,
при секретаре Чеглаковой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шапкина В. Б. к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия о признании права на внеочередное обеспечение мерой социальной поддержки по обеспечению жильем,
установил:
ФИО1 первоначально обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия по тем основаниям, что <данные изъяты> <данные изъяты>. Истец включен в единый по Республике Карелия список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, подлежащих обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, под номером <данные изъяты>. Ссылаясь на положения ст.ст.17, 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» истец просил обязать ответчика предоставить ему единовременную выплату на строительство (приобретение) жилья в размере <данные изъяты> в срок до <данные изъяты>.
Впоследствии изменив заявленные требования, окончательно истец просил признать за ним право на внеочередное обеспечение единовременной выплатой (субсидией) на строительство или приобретение жилого помещения.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межведомственная комиссия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся судом, его представители Шапкина И.И. и Пальцева Е.С., действующие на основании доверенностей, исковые требования поддержали, просили их удовлетворить, указали, что обеспечение единовременной субсидией является одной из форм улучшения жилищных условий <данные изъяты>. Поскольку право на внеочередное предоставление жилого помещения гражданам, <данные изъяты>, предусмотрено ст.57 Жилищного кодекса РФ, при решении вопроса о предоставлении субсидии указанное право подлежит учету.
Представитель ответчика Егоров С.В., действующий на основании доверенности, с иском не согласился, указал, что нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления субсидии на строительство или приобретение жилого помещения, не предусмотрено внеочередное право на получение соответствующей меры социальной поддержки. <данные изъяты> состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, вправе претендовать на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, а также на предоставление меры социальной поддержки в виде получения субсидии на строительство или приобретение жилого помещения. В случае выбора субсидии, внеочередное право, предусмотренное ст.57 Жилищного кодекса РФ, учету не подлежит.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межведомственная комиссия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты>.
Согласно информации, представленной в материалы дела <данные изъяты>
Истец зарегистрирован совместно с ФИО6 и ФИО5 по адресу: <адрес>.
Как следует из пояснений представителей истца проживает временно то по месту регистрации, то по месту проживания <данные изъяты> (<адрес>).
Согласно информации, предоставленной администрацией <данные изъяты> городского поселения, многоквартирный жилой дом, в котором зарегистрирован истец, <данные изъяты> года постройки, имеет печное отопление, централизованное водоснабжение и водоотведение.
Согласно информации, предоставленной Управлением государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия и <данные изъяты> истец жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности не имеет, участия в приватизации жилых помещений не принимал.
Решением Олонецкого районного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Шапкина В.Б. к администрации Олонецкого городского поселения о признании состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлено, что Шапкин В.Б. не является членом семьи ФИО6 и ФИО5, проживающих по адресу: <адрес>, самостоятельного права пользования данным жилым помещением не приобрел.
Упомянутым решением Олонецкого районного суда Республики Карелия исковые требования Шапкина В.Б. удовлетворены. Суд признал ФИО1 состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. Решение суда вступило в законную силу.
Распоряжением администрации Олонецкого городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Шапкин В.Б. был восстановлен в учете нуждающихся в жилых помещениях в льготном списке «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании сообщения администрации Олонецкого городского поселения Министерство здравоохранения и социального развития включило ФИО1 в Единый по Республике Карелия список <данные изъяты>, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В настоящее время порядковый номер истца в упомянутом списке – <данные изъяты>.
Согласно ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.28.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Пункт 5 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 №614, также предусматривает право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать форму и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Согласно ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Пункт 3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 названного Кодекса перечне (Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 №378).
Жилищное законодательство, действующее на момент постановки Шапкина В.Б. на учет нуждающихся в жилом помещении, также предусматривало особые условия предоставления жилья <данные изъяты> (ст.36 Жилищного кодекса РСФСР, Список заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади, утвержденный приказом Минздрава СССР от 28.03.1983 №330).
Подвергнув анализу приведенные выше законодательные и нормативные правовые акты, суд полагает, что право на социальную выплату за счет средств федерального бюджета у инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, вставших на учет до 01 января 2005 года и не реализовавших свое право до 01 марта 2005 года, существует наряду с правом названных лиц на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ.
В реализацию положений ст.28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительством Республики Карелия утвержден Порядок предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем (постановление от 13.09.2011 №241-П), регулирующий правоотношения по предоставлению ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с данным Порядком обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в денежной форме путем предоставления субсидии на строительство или приобретение жилого помещения (п.3).
Как уже указывалось ранее, федеральный законодатель делегировал органам государственной власти субъекта Российской Федерации выбор формы, в которой будет осуществляться предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем перечисленным в законе категориям граждан, поэтому орган государственной власти субъекта при реализации указанного полномочия не вправе игнорировать требования федерального законодательства, регулирующего порядок реализации права на жилище, в том числе право на внеочередное получение жилья.
Довод стороны ответчика относительно того, что реализовать право на внеочередное получение жилья истец может обратившись в орган местного самоуправления за предоставлением жилья по договору социального найма, а внеочередное предоставление субсидии на строительство или приобретение жилья Порядком, утвержденным постановлением Правительства РК от 13.09.2011 №241-П, не предусмотрено, суд признает несостоятельным.
Статья 31 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает, что если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по названному Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по данному Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
В связи с изложенным суд полагает, что социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета является формой обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями, следовательно, в случае выбора названной категорией граждан такой меры социальной поддержки, она должна предоставляться с учетом требований федерального законодательства, предусматривающего внеочередной порядок ее получения, иное бы противоречило положениям ст.ст.2, 19 (чч.1 и 2), 39 (ч.1) и 40 (ч.1) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, с учетом вышеизложенного суд полагает, что иск Шапкина В.Б. о признании за ним внеочередного права на получение субсидии на строительство или приобретение жилого помещения, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Шапкина В. Б. удовлетворить.
Признать за Шапкиным В. Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на внеочередное обеспечение мерой социальной поддержки по обеспечению жильем в виде получения субсидии на строительство или приобретение жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Л. Курчавова
Мотивированное решение изготовлено 01 сентября 2014 года