Дело № 2-82/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Усть-Кулом 28 апреля 2017 года
Усть-Куломский районный суд Республики Коми под председательством судьи Федоровой И.В.,
при секретаре Красновой О.П.,
с участием прокурора Поповой Е.А.
представителя ответчика: Шебырева В.Д.
представителя третьего лица: ФИО7 (доверенность №)
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности по обустройству тротуаров,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ обустроить тротуары с обеих сторон автомобильной дороги «Подъезд к центральной части села Усть-Кулом» на участках от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>, расположенных на <адрес>. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению и.о. начальника ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району об отсутствии пешеходных тротуаров на отдельных участках <адрес>, в ходе которой установлено, что администрацией МО МР «Усть-Куломский» ненадлежащим образом осуществляются полномочия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Участвующий в деле прокурор в судебном заседании заявленные требования и доводы в их обоснование поддержал.
Представитель ответчика – ФИО5 с исковыми требованиями не согласился и пояснил, что удовлетворение исковых требований приведет к необходимости больших финансовых вложений, переносу коммуникаций, изменению движения транспортных средств.
При рассмотрении дела ДД.ММ.ГГГГ представитель АМР «Усть-Куломский» ФИО6 с исковыми требованиями не согласился и пояснил, что требование прокуратура выполнить невозможно из-за плотной застройки, нельзя выдержать ширину тротуара в соответствии с ГОСТом; обустройство тротуаров возможно местами; кроме того, после установки тротуаров возникнет вопрос с парковкой.
Представитель АСП «Усть-Кулом» пояснял в предыдущих судебных заседаниях, что обслуживанием участка от <адрес> до <адрес> занимаются они; данный участок проезжей части не находится в собственности и реестре района; у них какая-либо документация на данный участок отсутствует; если на данном участке сделать тротуары, то сузится ширина проезжей части; данный участок не является дорогой, так как не соответствует техническим характеристикам; полагает, что требования прокурора невыполнимы
ФИО7, представитель ОМВД России по Усть-Куломскому району, исковые требования прокурора поддержал и пояснил, что тротуары обязательны независимо от категории дороги; участок от <адрес> до <адрес> является дорогой, по которой двигаются транспортные средства, пешеходы, установлены дорожные знаки; основанием иска послужило ДТП, в результате которого был совершен наезд на пешехода, который двигался по обочине.
Свидетель ФИО8 суду пояснила, что если тротуар будет заходить на земельный участок, то необходимо будет либо устанавливать сервитут, либо изымать участок для государственных нужд, что влечет большие финансовые затраты со стороны администрации района; кроме того, необходимо время для заказа межевых планов, постановке на кадастровый учет, согласования с собственниками коммуникаций.
Свидетель ФИО9 суду пояснила, что спорный участок относится к дороге общего пользования, там много частных домов; если расширить дорогу, то необходимо будет изъять часть земельный участков.
Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка по обращению и.о. начальника ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району об отсутствии пешеходных тротуаров на отдельных участках <адрес> в <адрес>.
В ходе проверки установлено, что администрацией МО МР «Усть-Куломский» ненадлежащим образом осуществляются полномочия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, в силу абз. 2 ч. 4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее – Закон об автомобильных дорогах).
Частью 1 статьи 17 Закона об автомобильных дорогах предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах, автомобильная дорога объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 5 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах к элементам обустройства автомобильных дорог, в частности, отнесены тротуары.
В силу определения тротуара, данного п. 1.2. Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, им является элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги, железные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 N 270-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007).
В соответствии с положениями п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.
В силу п. 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от ДД.ММ.ГГГГ на участке автомобильной дороги <адрес> от <адрес> до <адрес>; от <адрес> до <адрес> выявлены следующие недостатки: отсутствуют тротуары, обустраемые в населенных пунктах с обеих сторон дороги с твердым покрытием (л.д. 9).Согласно выписке из Реестра муниципального имущества МР «Усть-Куломский» № от 26.01.2017автомобильная дорога «Подъезд к центральной части с. Усть-Кулом» протяженностью 1,55 км, составной частью которой является ул. Советская с. Усть-Кулом, является муниципальной собственностью муниципального района «Усть-Куломский» (л.д. 22).
В связи с нарушением п. 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 30.11.2016 руководитель администрации МО МР «Усть-Куломский» Рубан С.В. привлечен к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию МО МР «Усть-Куломский» внесено представление об устранении причин и условии, способствовавших совершению административного правонарушения, содержащее требования запланировать на 2017 год дополнительные финансовые средства на обустройство тротуаров, провести необходимые мероприятия по обустройству <адрес> в <адрес> тротуарами в первой половине 2017 года.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Рубана С.В. ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскму району возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 19.6 КоАП РФ за невыполнение вышеуказанного представления.
Несмотря на то, что участок дороги от <адрес> до <адрес> не включена в реестр муниципального имущества района, суд полагает необходим возложить обязанность по обустройству тротуаров на данном участке также на АМР «Усть-Куломский». Принимая данное решение, суд руководствуется следующим.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона N 136-ФЗ) закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ. Иные вопросы местного значения, закрепленные в части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, решаются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 указанной выше статьи вопросов местного значения городских поселений. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 указанной статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 данной статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Нормативным актом Республики Коми не переданы полномочия по обслуживаю дорог сельским поселениям. Следовательно, в соответствии с действующими нормами с 01.01.2015 полномочия, предусмотренные п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в отношении автомобильных дорог местного значения в границе поселений, в том числе администрации сельского поселения «Усть-Кулом», относятся к полномочиям администрации муниципального района «Усть-Куломский».
Согласно действующему законодательству к муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований.
Исходя из общего понятия, следует, что дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
По классификации автомобильных дорог в соответствии с федеральным законом №257 от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской федерации» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
а) автомобильные дороги федерального значения;
б) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
в) автомобильные дороги местного значения;
г) частные автомобильные дороги.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В п.1.6. указанного Закона, автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Рассматривая автомобильная дорога (улица) от <адрес> до <адрес> пол <адрес> фактически существует и используется для движения автотранспорта и пешеходов. Данная автодорога обеспечивает транспортную и пешеходную связь на территории населенного пункта, по ним осуществляется непрерывный проезд транспортных средств к административным зданиям организаций, учреждений и жилым домовладениям. Альтернативных автодорог (дорог, улиц) не имеется. Следовательно, такие дороги следует классифицировать как автомобильные дороги местного значения.
Кроме того, рассматриваемая дорога (улица), используемая учреждениями, предприятиями и населением в <адрес> не относится к автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения и частным.
Довод представителя АМР «Усть-Куломский» о том, что данная дорога в реестре не числится, какая-либо документация на неё не представлена, суд не может принять во внимание, поскольку данное обстоятельство свидетельствует о бездействии муниципальных органов по приведению безальтернативных используемых населением и организациями автодорог в надлежащее состояние.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком отсутствие тротуаров на указанном участке.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая наличие угрозы безопасности дорожного движения, предъявленный иск подлежит удовлетворению.
В силу ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Как следует из искового заявления, прокурор просит обязать ответчика обустроить тротуары в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако суд полагает, что с учетом необходимости проведения большого объема подготовительной работы организационного плана, данный срок может быть продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
При подаче искового заявления неимущественного характера в защиту интересов неопределенного круга лиц размер, государственной пошлины составляет 300 руб. (п. 7 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ).
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В судебном заседании установлено, что ответчик в силу положений п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобожден.
При таких обстоятельствах, оснований для взыскания государственной пошлины, в связи с рассмотрением дела, от уплаты которых истец был освобожден, не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Усть-Куломского района удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обустроить тротуары на автомобильной дороге «Подъезд к центральной части села Усть-Кулом» на участках от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>, расположенных на <адрес>, соответствующие требованиям законодательства.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле – апелляционное представление, в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Председательствующий - И.В. Федорова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ