Судья Дошин П.А. Дело № 33а-1447/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Варламовой Е.А.,
при секретаре Ивановой О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 января 2017 года апелляционные жалобы Свириной Т. В., Шишкиной А. АлексА.ны и администрации городского округа Балашиха Московской области на решение Балашихинского городского суда Московской области от 11 октября 2016 года по делу по административному иску Свириной Т. В., Шишкиной А. АлексА.ны к администрации городского округа Балашиха Московской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять решение и направить запрос,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения Свириной Т.В., представителя администрации городского округа Балашиха Московской области - Алещенко И.Л.,
установила:
Свирина Т.В., Шишкина А.А. обратились в суд с административными исковыми заявлениями к администрации городского округа Балашиха Московской области о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в непринятии решения о признании проблемными строящихся многоквартирных домов по строительному адресу: <данные изъяты>, о возложении на административного ответчика обязанности признать проблемными вышеуказанные многоквартирные дома и направить в правоохранительные органы запрос на проведение проверки целевого использования привлеченных денежных средств граждан.
Свои требования Шишкина А.А. и Свирина Т.В. мотивировали тем, что они являются участниками долевого строительства Жилого комплекса «Квартал Европа», расположенного по строительному адресу: <данные изъяты> ЖК ведет ООО «Элит Ком».
Согласно договорам участия в долевом строительстве передача жилых помещений административным истцам должна была состояться до 29 декабря 2014 года. Однако до настоящего времени объект долевого строительства по актам не передан; дома в эксплуатацию не введены; планируемые сроки ввода объекта в эксплуатацию постоянно переносятся. Официальная информация о сроках завершения строительства отсутствует.
1 июня 2016 года группа граждан - соинвесторов строительства Жилого комплекса «Квартал Европа» по адресу: <данные изъяты>, в том числе административные истцы, обратилась в администрацию городского округа Балашиха Московской области с просьбой признать ЖК проблемным объектом незавершенного строительства с целью защиты прав пострадавших соинвесторов исполнительными органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления в соответствии со статьями 3 и 4 Закона Московской области от 1 июля 2010 года № 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области». Данное обращение зарегистрировано администрацией за номером <данные изъяты>
9 июня 2016 года административный ответчик предоставил участникам долевого строительства письмо № <данные изъяты>, которое не содержало ответа на поставленные в обращении вопросы; до настоящего времени администрация городского округа Балашиха Московской области не признала ЖК проблемным объектом незавершенного строительства.
В судебном заседании административные истцы Шишкина А.А. и Свирина Т.В. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Алещенко И.Л. иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административные исковые заявления (л.д. 57-63, 64-70).
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 11 октября 2016 года требования удовлетворены частично: признан незаконным ответ администрации городского округа Балашиха от 9 июня 2016 года № <данные изъяты> по коллективному заявлению, в том числе Свириной Т. В., Шишкиной А. АлексА.ны, о признании объекта строительства проблемным; администрация городского округа Балашиха обязана повторно рассмотреть коллективное заявление, в том числе Свириной Т. В., Шишкиной А. АлексА.ны, о признании объекта незаконным с учетом правовой позиции, изложенной в мотивировочной части решения суда. В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия, возложении на администрацию городского округа Балашиха обязанности признать проблемными строящиеся многоквартирные дома, направить запросы в правоохранительные органы отказано.
Не согласившись с указанным решением, администрация городского округа Балашиха Московской области, а также Шишкина А.А.и Свирина Т.В. подали апелляционные жалобы, в которых просят об отмене судебного постановления, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Шишкина А.А. не явилась, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлена в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав объяснения Свириной Т.В., представителя администрации городского округа Балашиха Московской области - Алещенко И.Л., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В нарушение требований части 1 статьи 178 КАС РФ суд первой инстанции вышел за пределы заявленных административными истцами требований, а именно, суд признал незаконным ответ администрации городского округа Балашиха Московской области от 9 июня 2016 года № <данные изъяты> по коллективному заявлению, в том числе Свириной Т.В. и Шишкиной А.А., о признании объекта строительства проблемным и обязал администрацию повторно рассмотреть данное заявление, тогда как такие требования ни Свириной Т.В., ни Шишкиной А.А. не заявлялись.
При изложенных обстоятельствах постановленное по делу решение в указанной части подлежит отмене.
В остальной части решение суда также не может быть признано законным и подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что административные истцы Шишкина А.А. и Свирина Т.В. являются участниками долевого строительства жилых многоквартирных домов, расположенных по адресам: <данные изъяты>, соответственно. Застройщиком является ООО «Элит Ком».
Согласно договорам участия в долевом строительстве многоквартирного дома № <данные изъяты> от 15 июля 2013 года и № <данные изъяты> от 15 июля 2013 года, имущественные права по которым переданы от ЗАО «Новые земельные ресурсы» Шишкиной А.А. и Свириной Т.В., передача жилых помещений административным истцам должна была состояться до 29 декабря 2014 года. Однако до настоящего времени объект долевого строительства по актам им не передан; дома в эксплуатацию не введены; планируемые сроки ввода объекта в эксплуатацию постоянно переносятся. Официальная информация о сроках завершения строительства отсутствует.
1 июня 2016 года группа граждан - соинвесторов строительства Жилого комплекса «Квартал Европа» по адресу: <данные изъяты>, в том числе административные истцы, обратилась в администрацию городского округа Балашиха Московской области с просьбой признать указанный ЖК проблемным объектом незавершенного строительства с целью защиты прав пострадавших соинвесторов исполнительными органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления в соответствии со статьями 3 и 4 Закона Московской области от 1 июля 2010 года № 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области». Данное обращение зарегистрировано администрацией за номером <данные изъяты>
Письмом от 9 июня 2016 года № <данные изъяты> администрация городского округа Балашиха Московской области сообщила заявителям о том, что ситуация со строительством жилого комплекса находится на контроле в Министерстве строительного комплекса Московской области и администрации городского округа Балашиха, регулярно проводятся совещания с застройщиком и представителями инициативных групп граждан - соинвесторов. 2 июня 2016 года в Министерстве строительного комплекса Московской области состоялись совещания по вопросу завершения строительства вышеуказанного жилого комплекса, строящегося на территории городского округа Балашиха Московской области с привлечением денежных средств граждан. В ходе совещания было принято решение о подготовке разрешительной документации для получения разрешения на строительство данного жилого комплекса и обеспечения завершения строительства и ввода в эксплуатацию жилого комплекса в заявленный срок – до конца 2016 года. В связи с необходимостью корректировки проекта планировки территории по адресу: <данные изъяты> в ходе совещания застройщику было поручено обратиться в Министерство строительного комплекса Московской области за разрешением на корректировку проектной документации. На сегодняшний день проведены публичные слушанию по изменению вида разрешенного использования участка под строительство котельной и передан пакет документов в Министерство имущественных отношений Московской области на согласование данной процедуры.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона Московской области от 1 июля 2010 года № 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области» в целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:
проблемный объект - расположенный на территории Московской области многоквартирный дом, для строительства которого привлечены денежные средства граждан и (или) иных лиц и в отношении которого установлено одно из следующих обстоятельств:
по сведениям органов государственного строительного надзора в течение девяти месяцев со дня выдачи разрешения на строительство не получено извещение о начале строительства многоквартирного дома, предусмотренное частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
по сведениям органов государственного строительного надзора строительство многоквартирного дома не осуществляется в течение девяти месяцев, в том числе приостановлено или прекращено, о чем имеются соответствующие отметки в общем и (или) специальном журналах, в которых ведется учет выполнения работ при строительстве многоквартирного дома;
строительство многоквартирного дома прекращено или приостановлено при наличии установленных в судебном порядке обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что обязательства по договорам, заключенным с гражданами и (или) иными лицами, чьи денежные средства привлечены для строительства данного многоквартирного дома, не будут исполнены в сроки, предусмотренные такими договорами;
застройщик просрочил более чем на девять месяцев исполнение обязательств по договорам, заключенным с гражданами и (или) иными лицами, чьи денежные средства привлечены для строительства данного многоквартирного дома.
К проблемным объектам не относятся:
введенные в эксплуатацию многоквартирные дома, в которых имеются жилые помещения, на которые предъявлены права требования двух и более лиц;
многоквартирные дома, строительство которых не начиналось в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором предусматривалось строительство, и (или) разрешения на строительство;
многоквартирные дома, в отношении которых Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено обеспечение исполнения застройщиком обязательств по передаче жилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 4 названного Закона Московской области органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:
1) взаимодействуют с органами государственной власти, государственными органами, организациями, гражданами по вопросам защиты прав пострадавших соинвесторов;
2) осуществляют контроль за сроками строительства многоквартирных домов;
3) принимают решение о признании объекта строительства проблемным объектом, не позднее 15 календарных дней обращаются в правоохранительные органы по вопросу проведения проверки целевого использования привлеченных для строительства проблемного объекта денежных средств граждан и (или) иных лиц и представляют в Уполномоченный орган копию решения о признании объекта строительства проблемным объектом и копию обращения в правоохранительные органы;
4) формируют и ведут Перечень и ежеквартально представляют его в Уполномоченный орган;
6) с целью завершения строительства проблемного объекта принимают решение о привлечении нового застройщика в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) при предоставлении земельного участка с размещенным на нем проблемным объектом рассматривают вопрос об одновременном предоставлении в соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительного земельного участка с целью компенсации затрат, связанных с удовлетворением требований пострадавших соинвесторов после завершения строительства проблемного объекта;
8) оказывают содействие пострадавшим соинвесторам по вопросам защиты их законных прав и интересов, в том числе при создании ими некоммерческой организации;
8.1) формируют планы мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта и защиту прав пострадавших соинвесторов, и представляют их на согласование в Уполномоченный орган;
9) органы местного самоуправления осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях реализации органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления) полномочий по исполнению положений Закона Московской области от 1 июля 2010 года № 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области» разработан Порядок ведения Перечня проблемных объектов на территории муниципального образования и Сводного перечня проблемных объектов на территории Московской области, который утвержден распоряжением Минстроя Московской области от 2 сентября 2014 года № 142.
Согласно пункту 2.1 Порядка основанием для включения многоквартирного дома в названный выше Перечень является принятое в форме муниципального правового акта решение органа местного самоуправления о признании многоквартирного дома проблемным объектом (далее - Решение).
Решение принимается не позднее 15 календарных дней с момента выявления одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Закона Московской области от 1 июля 2010 года № 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области».
Системное толкование приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что при наличии перечисленных в пункте 2 статьи 2 названного Закона Московской области обстоятельств принятие решения по вопросу признания объекта проблемным является обязанностью органов местного самоуправления.
В рассматриваемом случае признание строящихся многоквартирных домов по адресам: <данные изъяты> проблемными объектами относится к компетенции администрации городского округа Балашиха Московской области.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось представителем административного ответчика, застройщик просрочил исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве многоквартирного дома № <данные изъяты> от 15 июля 2013 года и № <данные изъяты> от 15 июля 2013 года, имущественные права по которым переданы от ЗАО «Новые земельные ресурсы» Шишкиной А.А. и Свириной Т.В., более чем на девять месяцев. Однако до настоящего времени решение о признании данных домов проблемными объектами либо об отказе в признании их таковыми администрацией округа не принято.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о наличии бездействия со стороны административного ответчика, выразившегося в непринятии решения по обращению Свириной Т.В. и Шишкиной А.А. от 1 июня 2016 года о признании проблемными строящихся многоквартирных домов по адресам: <данные изъяты>, <данные изъяты>, в связи с чем требования административных истцов в указанной части подлежат удовлетворению.
В качестве способа восстановления нарушенных прав административных истцов судебная коллегия считает необходимым обязать администрацию городского округа Балашиха Московской области принять решение по обращению Свириной Т.В. и Шишкиной А.А. от 1 июня 2016 года о признании проблемными строящихся многоквартирных жилых домов по адресам: <данные изъяты>, мкр. Салтыковка, <данные изъяты> установленном порядке.
Вместе с тем, требования Шишкиной А.А. и Свириной Т.В. о возложении на администрацию городского округа Балашиха Московской области обязанности признать проблемными вышеуказанные многоквартирные дома и направить в правоохранительные органы запрос на проведение проверки целевого использования привлеченных денежных средств граждан подлежат отклонению, поскольку суд не вправе предрешать существо решения, которое будет принято административным ответчиком.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балашихинского городского суда Московской области от 11 октября 2016 года отменить, постановить по делу новое решение, которым административные исковые заявления Свириной Т. В. и Шишкиной А. АлексА.ны удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа Балашиха Московской области, выразившееся в непринятии решения по обращению Свириной Т. В. и Шишкиной А. АлексА.ны от 1 июня 2016 года о признании проблемными строящихся многоквартирных домов по адресам: <данные изъяты>, <данные изъяты>.
Обязать администрацию городского округа Балашиха Московской области принять решение по обращению Свириной Т. В. и Шишкиной А. АлексА.ны от 1 июня 2016 года о признании проблемными строящихся многоквартирных домов по адресам: <данные изъяты> установленном порядке.
В удовлетворении остальной части заявленных Свириной Т. В. и Шишкиной А. АлексА.ной требований отказать.
Председательствующий:
Судьи: