производство №2-986/2020
УИД 28RS0004-01-2019-011620-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июля 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Гоковой И.В.,
При секретаре Тихоновой В.В.
с участием представителя ответчика ООО «Благовещенский расчетно-кассовый центр» - АО «Амурские коммунальные системы» - Виноградовой Н.Н., представителя третьего лица ООО «Интент» - Щедрина М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску На-Гуан Н.В., Гаврилюк В. К. к АО «Амурские коммунальные системы», обществу с ограниченной ответственностью «Благовещенский расчетно-кассовый центр» о возложении обязанности снять и отменить незаконные начисления платы за отопление и пени,
установил:
На-Гуан Н.В., Гаврилюк В.К. обратились в суд с настоящим иском, в обоснование указав, что являются собственниками жилых помещений в доме № *** по ул. *** в г. Благовещенске Амурской области. В ноябре 2018 года им произведен перерасчет размера платы по услуге «отопление» за период с 10 июля 2018 года по 31 октября 2018 года исходя из нормативного объема потребления коммунального ресурса определённого по показаниям коллективного прибора учета тепловой энергии за период с 01.07.2017 года по 30.06.2018 года. Данный перерасчет был отражен в платежном документе за ноябрь 2018 года. Впоследствии после поступления в ООО «Благовещенский расчётно-кассовый центр» распоряжения АО «АКС», основанные на предписания Государственной жилищной инспекции № 169 был также произведен перерасчет по услуге «отопление», в результате которого начисление произведены по среднемесячному объему потреблению услуги за период с 01.07.2017 года по 30.06.2018 года.
Полагают, что все вышеназванные перерасчеты (доначисления, корректировки) произведены не верно, в нарушение действующего законодательства.
На основании изложенного, с учетом уточнений предмета требований, просили суд:
Обязать АО «Амурские коммунальные системы» и ООО «Благовещенский расчетно-кассовый центр» отменить начисления за услугу «отопление» за период с 01 июля 2017 года по 30 июня 2018 года, возникшие в результате произведенного перерасчета за указанный период времени:
по квартире № *** в размере 18 047 рублей 72 копейки;
по квартире № *** в размере 15 733 рубля 09 копеек;
по квартире № *** в размере 10 027 рублей 60 копеек, а также пени.
Обязать ООО «Благовещенский расчетно-кассовый центр» произвести корректировку данных лицевых счетов и отразить произведенный в результате начислений перерасчет.
В судебном заседании истцы на требованиях настаивали, подтвердили обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Благовещенский расчетно-кассовый центр» с предъявленными требованиями не согласилась, в обоснование своих возражений, указав, что корректировка по объему выставленной услуги «отопление» в спорных жилых помещениях была произведена на основании письма АО «АКС», являющемся поставщиком данной коммунальной услуги, а также на основании предписания Государственной жилищной инспекции. В данном предписании, было предписано производить начисления по среднемесячному объему потреблению услуги за период с 01.07.2017 года по 30.06.2018 года. Данное предписание ими было исполнено. Полагают, что оснований к удовлетворению требований
Представитель АО «АКС» в судебном заседании поддержала возражения ООО «Благовещенский РКЦ», полагала, что произведенная корректировка является законной и обоснованной.
Представитель третьего лица ООО «Интент» поддержал требования истцов, полагал их законными и обоснованными.
Выслушав пояснения ли, участвующих в деле, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Предметом спорая является законность начислений корректировки за теплоснабжение за период с 01 июля 2017 года по 30 июня 2018 в жилых помещениях, расположенных по адресу : ***
В ходе судебного разбирательства установлено, и данное обстоятельство сторонами не оспаривалось, что квартиры №*** и № *** дома №*** по ул. *** в г. Благовещенске принадлежит на праве собственности На-Гуан Н.В.
Квартира № *** в доме *** по ул. *** в г. Благовещенске принадлежит на праве собственности Гавриловой В.К.
В соответствии с положениями ст.161 ЖК РФ, собственниками многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: *** избран способ управления – управление через управляющую организацию.
При этом в ходе судебного разбирательства установлено и данное обстоятельство сторонами не оспаривалось, что в период с 01 июля 12017 года по 30 сентября 2018 года управление вышеназванным многоквартирным домом осуществлялось ООО «РИАЛ» (договор управления №7УК-2017); в период с 01 октября 2018 года по день разрешения спора управление многоквартирным домом осуществляется ООО «Интент».
В ходе судебного разбирательства установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: *** оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Также установлено и не оспаривалось сторонами, что все помещения в данном многоквартирном доме оборудованы индивидуальными (внутриквартирными) приборами учета тепла
Как следует из доводов истцов, в ноябре 2018 года они обнаружили, что произведена корректировка в части начисления по начислению тепловой энергии, ввиду чего образовалась задолженность. Впоследствии в феврале 2019 года также произведена корректировка данных в графе «отопление», полагают, что данные начисления произведены незаконно, по среднемесячному потреблению, поскольку данные обстоятельства противоречат Постановлению Правительства № 354, а также нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из доводов ответчика ООО «Благовещенский расчетно-кассовой центр» усматривается, что ими была применена формула 3(1) при начисление оплаты за коммунальные услуги по теплоснабжению, впоследствии АО «АКС» представило письмо, и предписание жилищный инспекции в соответствии с которым они должны были произвести пересчет оплаты по услуги «отопление» по среднемесячному потреблению в спорный период времени, ввиду чего в феврале 2019 года ими была произведена данная корректировка и отражена платежном документе за февраль 2019 года. При этом ранее сделанную корректировку, отраженную в платежных документах за ноябрь 2018 года, невозможно принять во внимание, поскольку впоследствии она была изменена.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857 «Об особенностях применения в 2012-2013 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года.
В г. Благовещенске определен расчет за услуги по отоплению с ежемесячной периодичностью, т.е. в каждом календарном месяце, следовательно, оплата коммунальной услуги по отоплению производится в течении всего календарного года, а не только в период отопительного сезона.
Реализуя полномочие, предоставленное ему ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации утвердило Правила № 354, согласно п. 40 которых потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за нее совокупно, без разделения на плату за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абз. 2).
В соответствии с п. 42 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 13.07.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При этом согласно п. 42 (1) вышеназванного Постановления Правительства РФ Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(4) и 3(5) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
Таким образом, расчет платы за отопление в многоквартирном доме, подключенном к системе централизованного теплоснабжения, производится в соответствии с положениями абзацев второго - четвертого пункта 42 (1) Правил № 354 и формулами, к которым эти положения отсылают: при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер такой платы определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, площади отдельного помещения и тарифа на тепловую энергию (абзац второй пункта 42 (1) данных Правил, формулы 2 и 2 (1) приложения N 2 к ним); при наличии же коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии порядок расчета платы за отопление зависит от оснащенности всех отдельных помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018г № 30-П взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзаце третьем пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, - не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена.
В пункте 4.4 Постановления № 30-П указано, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из данного постановления, расчет платы за отопление в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, надлежит производить по модели, установленной абзацем четвертым пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, принимая в расчет для тех помещений, в которых индивидуальные приборы учета отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В данном постановлении проверялась конституционность нормативных положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42 (1) Правил N 354 в рамках предмета, указанного в обращении собственника квартиры в многоквартирном доме, в котором все помещения на момент ввода дома в эксплуатацию были оснащены индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но к началу отопительного периода часть из них была демонтирована.
При этом, будучи не связанным основаниями и доводами, изложенными в обращении, Конституционный Суд Российской Федерации в абзаце третьем пункта 4.3 постановления № 30-П указал, что нормативное положение, в силу которого плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по принципу распределения поступающего в многоквартирный дом в целом коммунального ресурса между собственниками (владельцами) отдельных помещений с учетом площади этих помещений, т.е. не принимая во внимание показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, фактически, вопреки предписанию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, создает - в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном многоквартирном доме - условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей данной коммунальной услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей (в том числе экономно расходующих тепловую энергию). Кроме того, его реализация в нарушение статьи 58 Конституции Российской Федерации приводит к не отвечающему общественным интересам росту потребления тепловой энергии в многоквартирных домах и тем самым к ее перепроизводству, увеличивающему негативное воздействие на окружающую среду, что, в конечном счете, препятствует - вследствие необеспечения сохранности дорогостоящих приборов учета энергетических ресурсов и отсутствия экономических стимулов для их установки потребителями коммунальных услуг в добровольном порядке - достижению целей государственной политики по энергосбережению в долгосрочной перспективе.
Часть 1 статьи 153 ЖК РФ предусматривает обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Положениями ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации определена структура оплаты за коммунальные услуги, в которые входит, в том числе и оплата за содержание и ремонт общего имущества, содержание общего имущества.
Исходя из анализа вышеназванной нормы права управляющей компании принадлежит право на для произведения перерасчет по коммунальным платежам включающим в себя оплату на общедомовые нужды.
Учитывая вышеназванные законоположения, а также то, что в нарушении ст.12,56 ГПК РФ, ответчиками не представлено достоверных, достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что корректировка (перерасчет оплаты произведен) с учетом вышеназванных законоположений.
Кроме того, из анализа предписания и проведенной проверки Государственной жилищной инспекции усматривается, что Государственная жилищная инспекция обязала произвести перерасчет за предоставленные коммунальные услуги по тепловой энергии за период с 01 июля 2017 года по 30 июня 2018 года на общедомовые нужды.
Доводы представителей ответчика о том, что ими исполнялось предписание Государственной жилищной инспекции № 169Ж от 28.01.2019 года не могут быть приняты во внимание, поскольку как указано ранее предписание Государственной жилищной инспекции о необходимости произвести перерасчёт касается распределения оплаты по тепловой энергии на общедомовые нужды, вследствие чего распоряжение на производство перерасчета в данной части должно исходить от управляющей организации, а не от ресурсоснабжающей организации, каковой является – АО «АКС».
Таким образом, производя корректировку оплаты за тепловую энергию за жилые помещения, принадлежащие на праве собственности истцам, и не принимая во внимание показания индивидуальных приборов учета в жилых помещениях нельзя признать законной.
Доводы ответчиков о том, что ранее управляющей компанией предоставляюсь сведения о том, что по отдельным жилым помещениям индивидуальные приборы учета не работают не могут быть приняты во внимание, поскольку ответчиками не применены нормативные положения Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в части определения объемов, при не передачи показаний потребителями, либо при отсутствии прибора учета - п.п. 59-60, согласно которым, учитывается в расчете среднемесячный объем коэффициента участия по отоплению к конкретному жилому помещению.
Учитывая, что суд не располагает данными по всем жилым помещениям в многоквартирном доме, а также сведений о нежилых помещениях произвести расчет размера оплаты корректировки не представляется возможным.
Представленный расчет истцами, также не может быть принят во внимание, вышеназванных норм права расчет произведен без учета площади, и показаний приборов учета в отношении нежилого помещения.
Таким образом, требования истцов о возложении обязанности общество с ограниченной ответственность «Благовещенский расчетно-кассовый центр» отменить произведенные начисления, в части корректировки, за услугу «отопление» за период с 01 июля 2017 года по 30 июня 2018 года, а также пени подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, с тем требования о возложении обязанности произвести перерасчёт с указанием конкретных сумм, суд полагает не подлежащих удовлетворению, поскольку истцами указаны суммы исходя из корректировки произведенной ответчиком и отраженной в платежном документе за ноябрь 2018 года.
При этом, поскольку корректировка сумму также производилась позднее и была отражена в платежных документах за февраль 2019 года, суд полагает возможным исходя из положений ч.3 ст.196 ГПК РФ в качестве способа исполнения судебного решения указать на отряжённую корректировку в платёжных платежных документах по оплате коммунальных услуг (февраль 2019 год) и лицевых счетов открытых в отношении: - квартиры № *** дома № *** по ул. *** в г. Благовещенске; - квартиры № *** дома *** по ул. *** в г. Благовещенске; - квартиры № *** дома *** по ул. *** в г. Благовещенске;
Кроме того, поскольку в соответствии с Уставом ООО «Благовещенский расчетно-кассовый центр» именно на данный орган возложена обязанность по начислению оплаты за коммунальные платежи, требования истцов в части возложения обязанности на АО «Амурские коммунальные системы» является необоснованным, а потому в данной части требования истцов не подлежат удовлетворению.
Требования истцов о возложении обязанности произвести корректировку лицевых счетов и отразить произведенные в результате отмены начислений пересчёт не подлежит удовлетворению, поскольку фактически повторяет требования истцов изложенные ранее.
Кроме того, согласно п. 3(4) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», корректировка платы за отопления является законным правом исполнителя коммунальных услуг. при выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода объем (количество) тепловой энергии в размере, определенном на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии, используется при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению за тот расчетный период, в котором потребителем были переданы показания приборов учета. При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года показания индивидуального и (или) общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии используются при проведении корректировки за прошедший год.
Таким образом, вышеназванными Правилами предусмотрена возможность проведения корректировки начисленных и оплаченных коммунальных платежей по теплоснабжению.
Кроме того, суд также отмечает и тот, что исходя из положений ст.3 ГПК РФ в её совокупности со ст.12 ГК РФ судебной защите подлежит нарушенное право истца, вместе с тем истец предъявляя настоящее требование фактически защищает свое право на будущее время.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Обязать общество с ограниченной ответственность «Благовещенский расчетно-кассовый центр» отменить произведенные начисления, в части корректировки, за услугу «отопление» за период с 01 июля 2017 года по 30 июня 2018 года, а также пени, из платежных документов по оплате коммунальных услуг (февраль 2019 год) и лицевых счетов открытых в отношении:
- квартиры № *** дома № *** по ул. *** в г. Благовещенске;
- квартиры № *** дома *** по ул. *** в г. Благовещенске;
- квартиры № *** дома *** по ул. *** в г. Благовещенске;
В удовлетворении требований в большем размере На-Гуан Н.В., Гаврилюк В. К. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд, в течение одного месяца с момента принятия его в окончательной форме.
Председательствующий: Гокова И.В.
решение в окончательной форме составлено 29.07.2020 года