Дело № 2-1888/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2018 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Копыловой М.Н.
при секретаре Курцевич И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к Краевому государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Канский политехнический колледж» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратилась с иском в суд к КГБПОУ «Канский политехнический колледж» о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что она работает у ответчика в должности сторожа, при этом ответчик нарушает ее трудовые права выплатой заработной платы в меньшем, чем предусмотрено законом размере в период с января по март 2018 года, просит взыскать в свою пользу с ответчика задолженность по заработной плате за указанный период в размере15323 руб.
В судебном заседании истец ФИО5 заявленные требования подержали в полном объеме.
Представитель ответчика КГБПОУ «Канский политехнический колледж» Кадач М.М. в судебном заседании пояснила, что истцом произведен не верный расчет, согласно которому сумма требований на 1001,59 руб. превышает, ту которая должна быть, с учетом алгоритма начисления заработной платы, предлагаемого истцом. Ответчик начислял заработную плату верно, поскольку руководствовался региональным соглашением Красноярского края, устанавливающим минимальный размер оплаты труда, с учетом надбавок, 11016 руб.В учреждение предусмотрен суммированный учет рабочего времени за год, в случае наличия у работников часов переработки за год, по итогам года в следующем году выплачивается компенсация за переработку нормы рабочего времени.
Представители третьих лиц Министерства финансов Красноярского края, Министерства образования Красноярского краяв судебное заседание не явились, возражений по заявленным требованиям не предоставили.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом мнения явившихся участников процесса и требований ст. 167 ГПК РФ, и, заслушав стороны, а также исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях ина территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года N 49, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В силу прямого предписания Конституции РФ ( ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий иорганизаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Также, Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области иКрасноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности: края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Канский район). В соответствии с п.1 Постановления №794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255. Данные акты в настоящее время не отмененыи не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
Статьей 3 Федерального закона от 28.12.2017г № 421-ФЗ внесены изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», согласно которым с 01.01.2018г. на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 9 489 рублей в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9489руб. (с января по март 2018 года), с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 15182,40 руб.
Как установлено в судебном заседании, 10.02.2017г. ФИО5 принята на работу в КГБПОУ «Канский политехнический колледж» сторожем, продолжает работать до настоящего времени, что подтверждается копией трудового договора № от 10.02.2017г., трудовой книжки и не оспаривалось сторонами.
В ходе рассмотрения дела было выявлено нарушение ее трудовых прав, выразившееся в выплате ей заработной платы за период с января по март 2018 года ниже минимального размера оплаты труда с учетом надбавок и доплат за климатические условия.
Поскольку судом установлено, что работодателем КГБПОУ «Канский политехнический колледж» заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы заработной платы подлежат взысканию, с учетом суммированного учета рабочего времени за год:
за отработанные 144 час.в январе 2018 года: 15182,40 руб./136 часов (нормавремени в январе 2018 г.) х 144 часов (отработано работником) – 11016 (фактически начислено) = 5059,48руб. (недоначислено).
за отработанные 112 часов в феврале 2018 года: 15182,40 руб./151 часа (норма времени в феврале 2018 г.) х 112 часов (отработано работником)– 8170,81 руб. (фактически начислено) = 3090,31 руб. (недоначислено).
за отработанные 180 часов в марте 2018 года: 15182,40руб./151 час. (нормавременив марте 2018 г.) х 180 часов (отработано работником) – 11016 руб. (фактически начислено) = 6171,62 руб.(недоначислено).
Всего:14321,41 руб.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично и с работодателя в лице КГБПОУ «Канский политехнический колледж» в пользу ФИО5 подлежит взысканию задолженность по заработной плате с января по март 2018г. в размере 14321,41 руб.
В соответствии со ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 573 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО5 к Краевому государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Канский политехнический колледж» о взыскании заработной платы– удовлетворить.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения«Канский политехнический колледж» в пользу ФИО5 задолженность по заработной плате за период с января по март 2018 года в размере 14321,41 руб.
Взыскать с КГБПОУ «Канский политехнический колледж» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 573 руб.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия.
Судья М.Н.Копылова