Дело № 2-391/2013г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Инсар 09 июля 2013 г.
Судья Инсарского районного суда Республики Мордовия Андронов С.В.,
при секретаре Оськиной И.Н.,
с участием истца - исполняющего обязанности заместителя прокурора Инсарского района Республики Мордовия Штанова М.В.,
представителя ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Пикаев» ФИО6, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Инсарского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Пикаев» о возложении обязанности разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
у с т а н о в и л :
Прокурор Инсарского района Республики Мордовия в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Пикаев» о возложении обязанности разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, указывая, что в ходе проведенной прокуратурой Инсарского района Республики Мордовия проверки в области охраны окружающей среды в деятельности ООО «Пикаев», обнаружено, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Пикаев» поставлено на учет в Межрайонной ИФНС №5 (ИНН №). Основным видом деятельности общества является производство сельскохозяйственной продукции. В ООО «Пикаев» имеются 1 источник выброса вредных веществ в атмосферный воздух - газовая котельная, расположенная на территории молочного комплекса в <адрес>.
В соответствии с ч.l ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Инвентаризация должна проводиться периодически, один раз в 5 лет. При инвентаризации должны быть учтены все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в материальном балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных источников загрязнения (организованных и неорганизованных), имеющихся в учреждении и от автотранспорта.
В соответствии с ч.l ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно-допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух выдается на основании действующего и согласованного проекта ПДВ.
На момент проверки ООО «Пикаев» разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и согласованного проекта ПДВ не имело. Кроме того, факт осуществления выбросов вредных веществ в атмосферный воздух подтверждается расчетом сумм платежа, подлежащего уплате в бюджет от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ООО «Пикаев» допущены нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха. В то же время у общества имелась возможность соблюдать требования законодательства в указанной сфере, однако все зависящие меры по их соблюдению не предприняты.
В силу ч.1 ст.45 ПIК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Направляя в суд заявление в интересах государства, прокурор действует в рамках предоставленных законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда окружающей среде, а также в целях последующего возмещения расходов и затрат на охрану и восстановление окружающей среды.
В соответствии с п.1 ст.11 Закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Право на благоприятную окружающую среду обеспечивается, в первую очередь, выполнением мероприятий, направленных на охрану и восстановление окружающей среды. Неисполнение ООО «Пикаев» требований действующего законодательства по разработке ПДВ и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух препятствует достижению установленных Конституцией Российской Федерации прав каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
Просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Пикаев» разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а так же взыскать с ответчика государственную пошлину в бюджет в размере 4
тыс. рублей.
В судебном заседании представитель истца Штанов М.В. исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в заявлении основаниям, иск просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО6 не возражала относительно заявления прокурора. Суду объяснила, что ООО «Пикаев» предпринимаются действия к получению необходимого разрешения, заключен договор с соответствующей организацией.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ стороны суд вправе рассмотреть дело в отсутствии не явившегося участника судебного заседания, надлежащим образом извещенного и не сообщившего и причинах не явки в суд.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.Судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Пикаев» ДД.ММ.ГГГГ поставлено на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Республике Мордовия (л.д.21), зарегистрировано в качестве юридического лица (л.д.21) и до настоящего времени является действующим.
Согласно Устава ООО «Пикаев» (л.д.5-12), основным видом деятельности общества является производство сельскохозяйственной продукции.
Из письма генерального директора ФИО7 № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4), следует, что в ООО «Пикаев» имеется один источник выброса вредных веществ в атмосферный воздух - газовая котельная, расположенная на территории молочного комплекса в <адрес>.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" атмосферный воздух в городских и сельских поселениях не должен оказывать вредное воздействие на человека (п. 1). Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, обеспечению соответствия атмосферного воздуха санитарным правилам (п. 4).
В согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов вредных веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы выброса таких веществ - технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы.
Исходя из положений ст. 14 указанного федерального закона выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством РФ.
В соответствии с ч.l ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Инвентаризация должна проводиться периодически, один раз в 5 лет. При инвентаризации должны быть учтены все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в материальном балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных источников загрязнения (организованных и неорганизованных), имеющихся в учреждении и от автотранспорта.
Пунктом 2 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Таким образом, у суда не возникает сомнений в том, что общество с ограниченной ответственностью «Пикаев» обязано разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Инсарского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Пикаев» о возложении обязанности разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Пикаев» в течении трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Пикаев» в доход бюджета Инсарского муниципального района Республики Мордовия госпошлину в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Инсарский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий С.В. Андронов