Судья Тюрина Л.В. № 12-280/2017
РЕШЕНИЕ
19 июля 2017 года г. Сыктывкар
Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., рассмотрев жалобу заместителя руководителя администрации МР «Усть-Цилемский» Еремеевой Е.Е. на постановление судьи Усть-Цилемского районного суда Республики Коми от 09 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, в отношении заместителя руководителя администрации МР «Усть-Цилемский» Еремеевой Е.Е.,
установил:
постановлением судьи Усть-Цилемского районного суда Республики Коми от 09 июня 2017 года заместитель руководителя администрации МР «Усть-Цилемский» Еремеева Е.Е. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 21 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным постановлением, заместитель руководителя администрации МР «Усть-Цилемский» Еремеева Е.Е. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, указывая на то, что не является субъектом вмененного административного правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15 ноября 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, полномочия и ответственность Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных и иных нормативных правовых актов в данной сфере: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, определены Федеральным законом № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения».
В силу статьи 12 Закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года, содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 13 Основных положений Правил дорожного движения в РФ должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии с пунктом 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. (пункт 3.1.2 ГОСТ 50597-93).
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Как следует из протокола об административном правонарушении, Еремеева Е.Е., являясь заместителем руководителя администрации МР «Усть-Цилемский», должностным лицом в период с ... по ... года ответственным за содержание улично-дорожной сети в границах МР «Усть-Цилемский», не обеспечила безопасность дорожного движения на участке автомобильной дороги, расположенном напротив дома <Адрес обезличен> района в ... час. ... мин. <Дата обезличена>, а именно: выявлено наличие выбоин в виде просадки снежного наката с искажением поперечного профиля дороги, имеющее вид впадин с округлыми краями глубиной от 165 мм. до 180 мм., в нарушение требований 3.1.1, 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Факт совершения административного правонарушения и вина заместителя руководителя администрации МР «Усть-Цилемский» Еремеевой Е.Е. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, расположенной на территории Усть-Цилемского района с. <Адрес обезличен>; фотоматериалом; распоряжением № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года, согласно которой Еремеева Е.Е. принята в администрацию МР «Усть-Цилемский» на должность заместителя руководителя – заведующей отделом по социальным вопросам; распоряжением № <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, из которой следует, что на заместителя заведующего отделом по развитию территории администрации МР «Усть-Цилемский» возложено исполнение обязанностей заместителя руководителя администрации МР «Усть-Цилемский» с <Дата обезличена> года; распоряжением № <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, из которой следует, что и.о. заместителя руководителя администрации МР «Усть-Цилемский» ФИО7 в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> года находился в командировке в г. ...; должностной инструкцией заместителя руководителя администрации МР «Усть-Цилемский», где указано, что в обязанности заместителя руководителя входит ответственность за дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения; должностной инструкцией заместителя руководителя – заведующего отделом по социальным вопросам администрации МР «Усть-Цилемский», согласно которой в период отсутствия заместителя руководителя по вопросам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, дорожной деятельности, землепользования, гражданской обороны и пожарной безопасности его обязанности исполняет заведующий отделом по социальным вопросам; выпиской из ЕГРН; Перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения (л.д. 76); свидетельством о поверке рейки дорожной универсальной, РДУ-КОНДОР, № 20576-00; паспортом руководства по эксплуатации РДУ-КОНДОР.
Выводы судьи районного суда о наличии в действиях заместителя руководителя администрации МР «Усть-Цилемский» Еремеевой Е.Е. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и о соблюдении порядка привлечения к административной ответственности основаны на полном и объективном исследовании всех материалов в их совокупности в соответствии с требованиями статей 26.1, 26.7, 26.11 КоАП РФ.
Довод автора жалобы о том, что должностное лицо администрации МР «Усть-Цилемский» не является субъектом вменяемого административного правонарушения, аналогичен доводу, который являлся предметом оценки судьи, вынесшего постановление, и правомерно отклонен.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 08 ноября 2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 приведенного Закона, автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. В зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В статье 3 Федерального Закона № 257-ФЗ даны основные понятия, в соответствии с которыми автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; «дорожная деятельность» - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, пункт 10 статьи 5 указанного Закона.
Пунктами 6, 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно части 2 статьи 12 Закона N 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что рассматриваемый участок дороги не включен в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МР «Усть-Цилемский». Утверждение перечней объектов благоустройства, закрепление их за подрядчиками и финансирование этих работ относится к компетенции органов местного самоуправления. Вместе с тем, данный участок включен в перечень объектов, принимаемых на обслуживание и содержание муниципальным казенным учреждением МР «Усть-Цилемский» «ДРСУ».
Следовательно, упомянутый участок дороги не содержится надлежащим образом в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения МР «Усть-Цилемский» по вине администрации, должностное лицо которой и является надлежащим субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Поскольку обязанность по содержанию и ремонту автодороги законом возложена на администрацию МР «Усть-Цилемский», доказательств того, что должностным лицом юридического лица приняты все возможные меры по исполнению возложенной на него законом обязанности, не представлено.
Доводы жалобы о том, что Еремеева Е.Е. не была ознакомлена с должностной инструкцией заместителя руководителя администрации МР «Усть-Цилемский», обязанности которого исполняла в период командировки, не являются основанием для освобождения от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, аналогичны доводам, заявленным при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая правовая оценка, что нашло мотивированное отражение в судебном акте. Оснований для несогласия с данной оценкой не имеется.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену постановления, не установлено.
Административное наказание назначено заместителю руководителю администрации МР «Усть-Цилемский» Еремеевой Е.Е. с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, с учетом характера анализируемого правонарушения, посягающего на общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, наличие возможности предотвращения нарушения закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного постановления не усматривается.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления судьи районного суда, допущено не было.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, судом также не установлено.
Руководствуясь статьями 30.7 КоАП РФ, судья,
решил:
постановление судьи Усть-Цилемского районного суда Республики Коми от 09 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, в отношении заместителя руководителя администрации МР «Усть-Цилемский» Еремеевой Е.Е. оставить без изменения, жалобу Еремеевой Е.Е. – без удовлетворения.
Судья - И.Г. Пристром