Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4731/2021 ~ М-4116/2021 от 01.07.2021

№2а-4731/2021

УИД 63RS0041-01-2021-006045-06

Решение

Именем Российской Федерации

29 ноября 2021г.                             <адрес>

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Бадьевой Н.Ю.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4731/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России по <адрес> к Ягудиной Эльвире Мясутовне о взыскании налога на имущество физических лиц и транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец - Межрайонная ИФНС России по <адрес> - обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, в обоснование своих требований указав, что Ягудина Э.М. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России по <адрес> области. У налогоплательщика Ягудиной Э.М. числится задолженность по налогу за 2018г. в общей сумме 5 034, 83 руб., а именно: по транспортному налогу за 2018г. в размере 4 163 руб., пени в размере 57,70 руб., по налогу на имущество за 2018г. в размере 803 руб., пени в размере 11,13 руб. Налоговый орган обращался к мировому судье в порядке досудебного принудительного взыскания недоимки по налогу, мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Ягудиной Э.М. задолженности по налогу в указанной сумме. ДД.ММ.ГГГГ. указанный судебный приказ отменен. В связи с этим, административный истец просил суд взыскать с Ягудиной Э.М. недоимку по обязательным платежам на общую сумму 5 034,83 руб., оплату государственной пошлины возложить на административного ответчика.

В ходе судебного разбирательства сторона административного истца уточнила административный иск и с учетом уточнений просила взыскать с Ягудиной Э.М. задолженность по налогу за 2018г. в общей сумме 2 227,76 руб., а именно: по транспортному налогу за 2018г. в размере 1 515,19 руб., пени в размере 57,70 руб., по налогу на имущество за 2018г. в размере 643,74 руб., пени в размере 11,13 руб. (л.д. 99).

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Направил в адрес суда письменные пояснения на административный иск, согласно которым ранее до 2020г. Ягудина Э.М. состояла на учете в МИФНС России по <адрес> (ранее ИФНС России по <адрес>), указанным налоговым органом в отношении двух транспортных средств и квартиры, принадлежащих Ягудиной Э.М, начислен налог за 2018г. и направлено уведомление. Затем, после переезда Ягудиной Э.М. в <адрес>, МИФНС по <адрес> в связи с неоплатой административным ответчиком Ягудиной Э.М. указанных налогов за 2018г. ей направлено требование об уплате налога. Впоследствии, при осуществлении по заявлению Ягудиной Э.М. налогового вычета за 2021г. налоговым органом учтено наличие у административного ответчика задолженности, в связи с чем, сумма вычета уменьшена на сумму задолженности, в том числе и по налогу на имущество физических лиц и транспортному налога за 20187г., что отражено в уточненном административном иске. В связи с этим, просил административный иск удовлетворить с учетом уточнений, произведенных в ходе судебного разбирательства (л.д. 99).

В судебное заседание административный ответчик Ягудина Э.М. не явилась, извещалась судом надлежащим образом, по адресу регистрации, подтвержденному отделом адресно-справочной работы УФМС России по <адрес>. Представила в адрес суда письменные возражения на административный иск, указав, что налоговым органом предъявлены к ней требования о взыскании транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2018г., в то время как, сумма налога за 2018г. уже взыскана с нее по налоговому уведомлению и требованию, выставленным ИФНС России по <адрес> по ее прежнему месту жительства. Указывает, что двойное налогообложение не соответствует закону, в связи с чем, просила в удовлетворении административного иска отказать. (л.д. 53-54, 110-114).

Представители Межрайонной ИФНС России по <адрес> и ПАО "Сбербанк", привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания оповещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются заказные уведомления о вручении судебного извещения.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 2 ст. 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ст. 48 НК РФ).

По общему правилу, установленному абз.1 п. 2 ст. 48 НК РФ, взыскание налога, сбора, пеней, штрафов (в случае их неуплаты или неполной уплаты) с налогоплательщика - физического лица в судебном порядке производится по заявлению налогового органа, поданного в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно ч.4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В соответствии с ч.11 указанной статьи, органы, указанные в пунктах 3, 4 и 8 ст. 85 НК РФ, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.

В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно положениям ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии с ч.1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Согласно ч.1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Судом установлено, что в налоговый период 2018г. Ягудина Эльвира Мясутовна являлась собственником следующего недвижимого имущества - квартиры по адресу: <адрес>, и двух транспортных средств: легковых автомобилей Киа Рио , и Ваз 21930, г.р.з.

Наличие у Ягудиной Э.М. указанных объектов налогообложения подтверждается материалами дела, сведениями, отраженными в Едином государственном реестре недвижимости, а также сведениями, предоставленными из РЭО ГИБДД УМВД России по <адрес>, что соответствует положениям действующего законодательства.

Таким образом, в период, за который административный истец просит взыскать недоимку с Ягудиной Э.М., последняя являлась собственником перечисленных объектов и обязана была уплатить законно установленные налоги за 2018 г.г.

Судом установлено, что административным ответчиком обязательства по уплате налога не исполнены, в связи с чем, образовалась задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2018г.

Как установлено судом, ранее, до ДД.ММ.ГГГГ. Ягудина Э.М. проживала в <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес>, и состояла на учет в ИФНС России по <адрес> (в настоящее время МИФНС России <адрес> области).

ДД.ММ.ГГГГ. данным налоговым органом направлено уведомление об уплате за 2018г. транспортного налога в сумме 4 163 руб. и налога на имущество физических лиц в сумме 803 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.13).

Налоговое уведомление направлено Ягудиной Э.М. по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 15).

С учетом того, что сумма налога не была оплачена, административному ответчику направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. об уплате налогов за 2018г. и пени со сроком исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 10).

Как установлено судом, сумма налога административным ответчиком не оплачена, указанное обстоятельство явилось основанием подачи МИФНС России по <адрес> заявления в мировой суд на выдачу судебного приказа на взыскание недоимки с должника.

ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка <адрес> судебного района <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с Ягудиной Э.М. обязательных платежей и санкций.

ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка <адрес> судебного района <адрес> вынесено определение об отмене вышеуказанного судебного приказа в связи с поступившими возражениями Ягудиной Э.М относительно исполнения судебного приказа.

Затем, в связи с переездом Ягудиной Э.М. на проживание в <адрес> и регистрации с ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>, Ягудина Э.М. поставлена на учет в качестве налогоплательщика в МИФНС России по <адрес> и уже данный налоговый орган обратился в <адрес> районный суд <адрес> с административным иском о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам.

Проверяя своевременность обращения налогового органа с административным исковым заявлением о взыскании налоговой недоимки, суд учитывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

С учетом данного положения закона, в случае неуплаты налога налоговый орган имел право обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования , т.е. не позднее ДД.ММ.ГГГГ что и было сделано налоговым органом. Кроме того, налоговым органом соблюден и шестимесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением, поскольку указанный иск подан ДД.ММ.ГГГГ., т.е. в пределах шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа (т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.).

Тем более, что и налоговое уведомление, и требование направлено налоговым органом по месту жительства Ягудиной Э.М., что указывает на соблюдением налоговым органом процедуры досудебного принудительного взыскания задолженности.

Оценивая доводы как стороны административного истца, настаивавшего на взыскании недоимки, так и стороны административного ответчика, указывающей об отсутствии у нее обязанности по оплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2018г., суд учитывает следующее.

Согласно налоговому уведомлению сумма задолженности Ягудиной Э.М. по транспортному налогу за 2018г. составляет 4 163 руб., по налогу на имущество физических лиц в сумме 803 руб. (л.д. 13).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. Ягудина Э.М. обратилась в Межрайонную ИФНС по <адрес> с декларацией по форме 3 НДФЛ с целью получения налогового вычета за 2019г. в сумме 4 782 руб. и за 2020г. в сумме 60 546 руб. (л.д. 65).

Налоговым органом произведена проверка декларации, учтено наличие у Ягудиной Э.М. налоговой недоимки и по итогам проверки Ягудиной Э.М. выплачена сумма в размере 39 740,68 руб.

Из представленной суду карточки расчетов с бюджетом, направленной по запросу суда МИФНС России по <адрес> и МИФНС России по <адрес> (по прежнему месту жительства Ягудиной Э.М.) следует, что из удержанной у Ягудиной Э.М. суммы вычета произведено частичное погашение сумма транспортного налога за 2018г. в сумме 2 647, 81 руб. и 159, 26 руб. по налогу на имущество физических лиц за 2018г. (л.д. 87, 90-97, 157-158).

Таким образом, сумма налоговой недоимки за 2018г. составляет 2 227,76 руб., а именно: по транспортному налогу в размере 1 515,19 руб., по налогу на имущество - 643,74 руб.

Доказательств того, что в данном случае в отношении Ягудиной Э.М. применено двойное налогообложение либо произведен неверный расчет недоимки, административным ответчиком не представлено.

Согласно ч.1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В свою очередь, административным истцом представлены доказательств того, что обязательства по уплате налога за транспортные средства и недвижимое имущество, находящиеся в ее собственности, административным ответчиком не исполнены до настоящего времени, в связи с чем, недоимка по налогам подлежит взысканию с Ягудиной Э.М. в судебном порядке по представленному истцом расчету.

В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Из разъяснений, содержащихся в п. 51 Постановления пленума ВС РФ от 30.07.2013г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового Кодекса РФ» при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Разрешая по существу вопрос о взыскании с административного ответчика пени за неуплату транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2018г., суд полагает, что рассчитанные истцом пени подлежат взысканию с административного ответчика по расчету, представленному административным истцом за период с 03.12.2019г. по 06.02.2020г., поскольку в указанный период сумма задолженности была верно исчислена налоговым органом, административным ответчиком обязательства по уплате своевременно не исполнены и уменьшение суммы налога произведено налоговым органом в 2021г. лишь в связи с проведением камеральной проверки по заявлению Ягудиной Э.М. о предоставлении налогового вычета и зачете имеющейся задолженности.

Таким образом, требования Межрайонной ИФНС России по <адрес> о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам и пени являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета

Учитывая, что административный истец в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика в соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в сумме 400 руб.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России по <адрес> к Ягудиной Эльвире Мясутовне о взыскании налога на имущество физических лиц и транспортному налогу удовлетворить.

Взыскать с Ягудиной Эльвиры Мясутовны в Межрайонной ИФНС России недоимку по обязательным платежам в следующем размере:

по транспортному налогу за 2018г. в размере 1 515 рублей 19 копеек, пени в размере 57 рублей 70 копеек,

по налогу на имущество физических лиц за 2018г. в размере 643 рубля 74 рубля, пени в размере 11 рублей 13 копеек,

всего на общую сумму 2 227 (две тысячи двести двадцать семь) рублей 76 копеек.

Взыскать с Ягудиной Эльвире Мясутовне государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 13 декабря 2021г.

Председательствующий:                    Н.Ю.Бадьева

2а-4731/2021 ~ М-4116/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МИФНС № 22 по Самарской области
Ответчики
Ягудина Э.М.
Другие
МИФНС России №20 по С/о
ПАО Сбербанк
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Бадьева Н. Ю.
Дело на странице суда
promyshleny--sam.sudrf.ru
02.07.2021Передача материалов судье
01.07.2021Регистрация административного искового заявления
06.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
06.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.07.2021Судебное заседание
28.09.2021Судебное заседание
19.10.2021Судебное заседание
17.11.2021Судебное заседание
29.11.2021Судебное заседание
13.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее