№12-64/2017
РЕШЕНИЕ
с. Карагай 25 сентября 2017 года
Судья Карагайского районного суда Пермского края Политов А.В.,
при секретаре Носковой Н.В.,
при участии представителя ООО «Водоканал» Герберсгаген А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю Аксеновой Е.А. № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Водоканал» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 100 000 рублей, в связи с тем, что ООО «Водоканал» осуществляет сбор и транспортирование, складирование твердых коммунальных отходов у физических и юридических лиц, при этом не имеет лицензию на деятельность по обращению с отходами различных классов опасности, лица, непосредственно осуществляющие деятельность по обращению с отходами различных классов опасности не имеют профессиональной подготовки, производственный контроль в области обращения с отходами не осуществляется, в нарушение ст.ст.9, 11, 15, 26 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Не согласившись с постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю Аксеновой Е.А. № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Водоканал» подало жалобу, в которой просит постановление отменить в связи с отсутствием состава правонарушения, так как указанное в постановлении деяние не образует состава правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, данный состав охватывается ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, в соответствии с которой, объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения(лицензии), если такое разрешение(такая лицензия) обязательно(обязательна); факт совершения ООО «Водоканал» административного правонарушения был выявлен в марте 2017 года, то есть за пределами двухмесячного срока для привлечения к административной ответственности; при назначении наказания по ст.8.2 КоАП РФ, административным органом не было принято во внимание то, что ООО «Водоканал» привлекается к ответственности по данной статье впервые, производится работа по получению лицензии, указанные обстоятельства являются исключительными, связанными с характером административного правонарушения, что позволяет назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа.
В судебном заседании представитель ООО «Водоканал» Герберсгаген А.А. на доводах жалобы настоял.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) в судебное заседание своего представителя не направила, прислала отзыв, в котором просила в удовлетворении жалобы отказать, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Водоканал» по ст.8.2 КоАП РФ оставить без изменений.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы по жалобе, судья районного суда приходит к следующему.
В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе при осуществлении хозяйственной деятельности, определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно части 1 статьи 51 названного Закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В статье 24 вышеупомянутого Закона предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду законодательством устанавливаются нормативы их образования и лимиты на размещение.
Порядок обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду определен Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека. Степень (класс) опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом расчетным и экспериментальным путем (пункт 2.3 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. № 80).
Согласно пунктам 1.2, 1.4, 2.9, 2.10 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 июня 2003 г. №144, правила устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов (далее - отходы) на среду обитания и здоровье человека. Требования правил являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления. Определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались. Установленный производителем (собственником) класс опасности отхода согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории.
Согласно ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.
Статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», установлено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Исходя из ст.15 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов.
В силу статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии со ст.26 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.
В судебном заседании исследовалось административное дело в отношении ООО «Водоканал» по ст.8.2 КоАП РФ.
Вина ООО «Водоканал» в совершении административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; заявлением директора ООО «Водоканал» на имя главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае, о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в целях лицензирования; информацией природоохранного прокурора Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры; объяснением директора ООО «Водоканал» ФИО4; уставом ООО «Водоканал»; паспортами отходов I – IV классов опасности(на покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные, пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные, остатки и огарки сварочных электродов, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства).
Доводы заявителя о том, что указанное в постановлении деяние не образует состава правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, данный состав охватывается ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, не являются основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении от 15.06.2017, так как на момент вынесения должностным лицом данного постановления, кроме отсутствия лицензии на деятельность по обращению с отходами различных классов опасности выявлены и иные нарушения природоохранного законодательства в сфере несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления. В том числе не ведется учет отходов различных классов опасности, лица, непосредственно осуществляющие деятельность по обращению с отходами различных классов опасности не имеют профессиональной подготовки, производственный контроль в области обращения с отходами не осуществляется(нарушение ст.ст.9, 11, 15, 26 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Не могу согласиться с доводами заявителя о том, что административным органом не было принято во внимание то, что ООО «Водоканал» привлекается к ответственности по данной статье впервые, производится работа по получению лицензии, указанные обстоятельства являются исключительными, связанными с характером административного правонарушения, что позволяет назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа. В рассматриваемом случае, административное наказание ООО «Водоканал» назначено в пределах, установленных санкцией ст.8.2 КоАП РФ, в минимальном размере, что соответствует характеру допущенных нарушений и степени его общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государственным интересам в области охраны окружающей среды.
Следовательно, действия ООО «Водоканал» правильно квалифицированы по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и сомнений не вызывают.
При назначении ООО «Водоканал» административного наказания государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю требования статей 3.1, 4.1 - 4.3 КоАП РФ соблюдены. Наказание назначено в пределах санкции ст.ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым и соответствует целям административного наказания, установленным ст.3.1 КоАП РФ.
Оснований для признания назначенного наказания несправедливым, в силу его чрезмерной суровости, а также для смягчения назначенного наказания, в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ или освобождения от назначенного наказания, в том числе и при малозначительности административного правонарушения(ст.2.9 КоАП РФ), прекращении производства по административному делу не усматривается, в связи с чем, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Водоканал» оставить без изменения, а жалобу представителя ООО «Водоканал» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд, через Карагайский районный суд в течение 10 суток.
Судья А.В. Политов