Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1439/2019 ~ М-1540/2019 от 08.10.2019

Дело № 3а-1439/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 декабря 2019 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Казакова Д.А.,

секретарь Завгородняя И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску ООО «Виктория» к департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, заинтересованное лицо администрация Краснодарского края, об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной рыночной,

установил:

ООО «Виктория» обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости – нежилых помещений с кадастровыми номерами <...>, расположенных по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года равной 19953 465 рублей, 19904 458 рублей, 3258 048 рублей, 2768 048 рублей, 5 390297 рублей соответственно, датой подачи заявления считать 16 июля 2019 года.

Административный истец мотивирует свои требования тем, что он уплачивает имущественный налог, рассчитываемый из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости значительно превышает рыночную стоимость, это приводит к необоснованному увеличению имущественного налога.

От представителя административного истца по доверенности Субботиной Е.И. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также об уточнении заявленных требований, содержащее просьбу установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами <...> в размере рыночной стоимости, определенной на основании заключения судебной экспертизы.

От представителя административного ответчика – департамента имущественных отношений Краснодарского края, Сергеева Р.М., действующим на основании доверенности, поступил отзыв на административное исковое заявление, в которых указано на отсутствие у департамента имущественных отношений Краснодарского края полномочий по проверки достоверности сведений, указанных в отчетах, правильности применяемых методик, а также иные полномочия, направленные на проверку сведений, влияющих на определение кадастровой стоимости объектов капитального строительства.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности Юртаева С.А. в своем отзыве не выражает какой-либо правовой заинтересованности и возражений относительно предмета судебного разбирательства и просит рассмотреть дело в их отсутствие.

Иные лица, участвующие в деле, ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили.

На основании определения суда от 17 декабря 2019 года настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учетом взаимосвязанных положений части 7 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 402 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Согласно статье 1 Закона Краснодарского края от 4 апреля 2016 года № 3368-КЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», установить единую дату начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 года.

Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона.

Из материалов дела следует, что административный истец является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами <...>, расположенных по адресу: <...>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта. Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанных объектов.

В результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости определена уполномоченным органом по состоянию на 01 января 2018 года в размере 47802043,65 рублей, 47684639,46 рублей, 5932001,28 рублей, 6045574,39 рублей, 10467510,59 рублей соответственно.

Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств, наличия иной даты определения кадастровой стоимости. В связи с чем, суд считает 01 января 2018 года верной даты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, что также подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта.

Согласно данным отчета об оценке № 0552 от 07 июня 2019 года, представленного административным истцом и подготовленного ООО «НЭК «Фаворит», рыночная стоимость указанных объектов недвижимости определена по состоянию на 01 января 2018 года в размере 19953 465 рублей, 19904 458 рублей, 3258 048 рублей, 2768 953 рублей, 5390 297 рублей соответственно.

Указанный отчет об оценке представлялся в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю (далее - Комиссия).

Решениями Комиссии № 15/105, № 15/107, № 15/108, № 15/109, № 15/106 от 08 августа 2019 года, вступившими в законную силу, установлено несоответствие указанного отчета об оценке требованиям Закона об оценочной деятельности, а также требованиям о содержании и описании в отчете информации, установленным федеральными стандартами оценки. В связи с чем, заявление ООО «Виктория» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений и установлении кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости отклонены.

Принимая во внимание данные обстоятельства, вступившие в законную силу решения Комиссии, а также тот факт, что представитель административного истца заявил ходатайство о назначении судебной экспертизы, определением суда от 28 октября 2019 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка.

Согласно заключению от 25 ноября 2019 года №ЭЗ44/О судебной оценочной экспертизы, выполненной ООО «НЭО Эксперт», рыночная стоимость объектов недвижимости на дату определения кадастровой стоимости (01 января 2018 года) составляет: в отношении нежилых помещений с кадастровым номером <...> – 23682 990 рублей, в отношении нежилых помещений с кадастровым номером <...> – 23625 596 рублей, в отношении нежилых помещений с кадастровым номером <...> – 3142 371 рублей, в отношении нежилых помещений с кадастровым номером <...> – 3357 507 рублей, в отношении нежилых помещений с кадастровым номером <...> – 5546 495 рублей.

Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты. Ошибок при производстве арифметических расчетов не выявлено, достоверность данных расчетов лицами, участвующими в деле, также не оспаривается.

Суд, исследовав заключение судебной оценочной экспертизы, оценив по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, пришел к выводу, что оснований сомневаться в объективности выводов экспертов не имеется.

Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса РФ, экспертное заключение содержит расписку эксперта о том, что он предупрежден об уголовной ответственности по указанной статье Уголовного кодекса РФ.

Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством. Эксперт имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.

Само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования и с учетом этого исследования дан ответ на поставленный вопрос.

При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости. Экспертиза рыночной стоимости проведена на основании материалов дела.

При оценке спорных объектов недвижимости был применен сравнительный подход (невозможность применения иных подходов при оценке экспертом обоснованна). Экспертом было проведено исследование рынка недвижимости города Краснодара, и проанализирована информация о выставленных на продажу объектах, сопоставимых с оцениваемым.

Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости каждого объекта от ряда актуальных факторов.

В заключении эксперта принята поправка на торг, произведены корректировки на площадь, местоположение, расположение на этаже, приведены обоснования отсутствия необходимости применения иных корректировок.

Суд считает заключение судебной оценочной экспертизы, объективным и полным, а выводы – обоснованными и последовательными, установленный судебным экспертом размер рыночной стоимости объекта недвижимости является достоверным.

Суд считает, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости их рыночной стоимости, кадастровая стоимость превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как собственника данных объектов недвижимости.

При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению и установлению кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установленной согласно выводам судебной оценочной экспертизы.

Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Административный истец обратился с настоящим иском в суд 08 октября 2019 года, в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости – 16 июля 2019 года. В связи с чем, датой подачи заявления следует считать 16 июля 2019 года.

Согласно абзацу 5 части 2 статьи 403 Налогового кодекса РФ, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

На основании письма Федеральной налоговой службы от 27 ноября 2018 года № БС-4-21/22899@ «О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019», кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам/заявлениям, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

С учетом приведенной правовой нормы и разъяснений Федеральной налоговой службы, и поскольку, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...> внесена 01 января 2019 года, установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости подлежит применению именно с указанной даты, которая и является началом применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания по рассматриваемому административному иску.

Таким образом, в отношении спорных объектов недвижимости следует установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости с
01 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах, учитывая объем административных исковых требований, их уточнение, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административные исковые требования ООО «Виктория» к департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, заинтересованное лицо администрация Краснодарского края, об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной рыночной – удовлетворить.

Установить в отношении объекта недвижимости - нежилых помещений №319-356, 358-363 с кадастровым номером <...>, площадью 773,6 кв.м., расположенных по адресу: <...>, кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01 января 2018 года в размере 23682 990 рублей на период с 01 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить в отношении объекта недвижимости - нежилых помещений №181-218, 220-225 с кадастровым номером <...>, площадью 771,7 кв.м., расположенных по адресу: <...>, кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01 января 2018 года в размере 23625 596 рублей на период с 01 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить в отношении объекта недвижимости - нежилых помещений №1, 1/4, 1/,5 1/6 с кадастровым номером <...>, площадью 137,8 кв.м., расположенных по адресу: <...>, кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01 января 2018 года в размере 3142 371 рублей на период с 01 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить в отношении объекта недвижимости - нежилых помещений №20-24 с кадастровым номером <...>, площадью 96 кв.м., расположенных по адресу: <...>, кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01 января 2018 года в размере 3357 504 рублей на период с 01 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить в отношении объекта недвижимости - нежилых помещений №6, 6/5, 6/6, 8/3 с кадастровым номером <...>, площадью 169,4 кв.м., расположенных по адресу: <...>, кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01 января 2018 года в размере 5546 495 рублей на период с 01 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...>.

Датой подачи заявления о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровыми номерами <...> считать 16 июля 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья:

3а-1439/2019 ~ М-1540/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Виктория"
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по КК
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Департамент Имущественных отношений Краснодарского края
Другие
Администрация Краснодарского края
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Казаков Дмитрий Алексеевич
Дело на странице суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
08.10.2019Регистрация административного искового заявления
09.10.2019Передача материалов судье
11.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
11.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.10.2019Предварительное судебное заседание
04.12.2019Производство по делу возобновлено
04.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2019Судебное заседание
17.12.2019Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
24.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.12.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее