Дело № 2а-4843/2023
73RS0001-01-2023-005232-97
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 октября 2023 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Алексеевой Е.В., при секретаре Гордеевой Н.В., с участием представителя административного истца Козырева С.Ю., представителя административного ответчика Борисовой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шайхлисламова Наела Абдулловича к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
административный истец Шайхлисламов Наел Абдуллович обратился в суд с вышеуказанным административным иском, уточнённым в ходе рассмотрения дела по существу. В обоснование требований указал следующее. Он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый, №.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением № Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области ему было предварительно согласовано предоставление на праве собственности земельного участка под принадлежащим ему жилым домом с одновременным утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. После постановки на кадастровый учет земельного участка на основании вышеуказанного распоряжения он вновь обратился в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> Своим письмом № от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал предоставить ему в собственность за плату вышеуказанный земельный участок на основании того, что он частично расположен на территории транспортно-инженерных объектов и коммуникаций, за границами красных линий, на территории общего пользования.
Он не согласен с вынесенным отказом, считает его незаконным, поскольку указанные в нем обстоятельства не свидетельствуют о том, что испрашиваемый земельный участок относится к категории участков, ограниченных в обороте на основании следующего.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области ему было предварительно согласовано предоставление на праве собственности земельного участка. Каких-либо сведений, что данный образуемый участок частично расположен на территории транспортно-инженерных объектов и коммуникаций, за границами красных линий, на территории общего пользования, в нем не указано.
Обращает внимание суда, что частичное нахождение в границах земельного участка газопровода низкого давления, по которому осуществляется газоснабжение жилого дома, расположенного на таком участке, не может служить препятствием для предоставления этого земельного участка на праве собственности. В части основания для отказа в предоставлении спорного участка по причине его частичного расположения за границами красных линий он полагает необходимым отметить следующее.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Красные линии утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 части 5 статьи 43 Земельного кодекса Российской Федерации красные линии выступают в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения. Таким образом, красные линии призваны разграничить территории общего пользования и участки иного назначения.
Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях реализации положений документов территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и утверждается главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа (часть 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30 «РДС 30-201-98», проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается в составе градостроительной документации либо в виде отдельного документа. При этом вне зависимости от способа его утверждения проект красных линий выполняется в виде отдельного чертежа, после утверждения которого красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий. В том случае, если красные линии установлены до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично- дорожной сети застроенных и озелененных территорий, чертеж и акт установления (изменения красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детально; разработки (пункты 3.8, 4.1,4.2, 4.3. 4.7 н 4.8 Инструкции).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 февраля 2016 года N 2421- О, разъяснил, что порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных плане поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4. Инструкции).
Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.
Проект планировки территории Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск» утвержден Постановлением Главы города Ульяновска от 07 июля 2009 года N 5294. Данный акт вступил в силу с момента его официального опубликования в газете «Ульяновск сегодня» N 50 от 08 июля 2009 года. При этом, принадлежащий ему жилой дом возведен 1954 году, а местоположение границ земельного участка обозначено на местности, установленным 15 лет назад забором, то есть до утверждения Проекта планировки территории Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск».
Дополнительно сообщает, что спорный земельный участок располагается по линии существующей застройки, фасадная граница соответствует границам смежных земельных участков, установленным в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Административный истец просит признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ульяновская область, Городской <адрес> и обязать Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в течение двадцати рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № и направить его истцу.
В судебное заседание административный истец не явился, извещался о времени и месте рассмотрения административного дела.
Представитель административного истца по доверенности- Козырев С.Ю. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>6, диплом о высшем юридическом образовании №) в судебном заседании настаивал на административном иске и просил его удовлетворить.
После перерыва в судебное заседание не явился, просил окончить рассмотрение административного дела в своё отсутствие, представив в суд заявление об уточнении исковых требований ( л.д. 95), в которых просит признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Шайхлисламову Наелу Абдулловичу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ульяновская область, <адрес> и обязать Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в течение двадцати рабочих дней после вступления в законную силу настоящего решения суда осуществить подготовку договора купли - продажи земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ульяновская область, <адрес>, покупателем по которому выступает Шайхлисламов Наел Абдуллович и направив его в адрес Шайхлисламова Наела Абдулловича.
Представитель административного ответчика по доверенности Борисова А.О. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем юридическом образовании №) в судебном заседании административный иск не признала и пояснила следующее.
В соответствии с Законом Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-3О «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области», пп. 20 п. 2.5 Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/51-П, с 01.04.2022 Министерство осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах МО «город Ульяновск».
В соответствии с п. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность за плату без торгов, цель использования - под индивидуальным жилым домом. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство отказало административному истцу в предоставлении земельного участка на основании нижеследующего.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости на данном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером №, правообладателем которого является административный истец.
Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) исключительным правом на приобретение земельных участков в собственность в аренду обладают граждане и юридические лица, являющиеся собственниками строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Однако согласно информации, представленной уполномоченным органом по доставлению информации по документам территориального планирования? г. Ульяновска - Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, согласно Генеральному плану города Ульяновска, утверждённому решением Ульяновской Городской думы от 27.06.2007 № 83, спорный земельный участок расположен на территории транспортно-инженерных объектов и коммуникаций.
В соответствии с п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ образование земельного участка должно соответствовать документам территориального планирования.
Следует отметить, что выделение в Генеральном плане функциональной зоны для размещения коммуникаций наземного транспорта связано с долгосрочной перспективой развития городского округа. Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку определяет стратегии градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2019 № 50-АПА19-3).
Согласно ч. 3 ст. 9, ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с названным Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с доку; территориального планирования.
Согласно ч. 1 ст. 41 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
В силу ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов предназначены зоны инженерной и транспортной инфраструктур ( ч. 8 ст. 35 ГрК РФ и п. 8 ст. 85 ЗК РФ).
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков (п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ).?
В соответствии со статьей 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом в том числе: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа; сложившейся планировки территории и существующего землепользования (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.03.2021 № Ф03-490/2021 по делу № А51-10753/2020).
В силу ст. 85 ЗК РФ земельные участки, расположенные на территории транспортно-инженерных объектов и коммуникаций не подлежат приватизации и предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.
Обращает внимание суда, что административным истцом не оспаривается решение Министерства в части расположения спорного земельного участка на территории транспортно-инженерных объектов и коммуникаций.
Вместе с тем, обращает внимание суда, что смежный земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и принадлежит на праве общей долевой собственности иным лицам с ДД.ММ.ГГГГ, с западной стороны спорного земельного участка, расположен смежный земельный участок с кадастровым номером №, поставленный на кадастровый учет в ДД.ММ.ГГГГ году, как верно отмечено в исковом заявлении, что смежные земельные участки сформированы до утверждения Генерального плана города Ульяновска решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83, следовательно, довод административного истца о том, что спорный земельный участок располагается по линии существующей застройки, фасадная граница которого соответствует границам смежных земельных участков, не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований. Исходя из вышеизложенного, отказ Министерства в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве собственности является законным и обоснованным.
Также считает необходимым отметить, что Министерством не нарушены права административного истца, так как после внесения необходимых изменений в документы территориального планирования г. Ульяновска, административный истец вправе повторно подать заявление на предоставление спорного земельного участка в собственность.
После перерыва в судебное заседание представитель административного ответчика не явился, извещался о времени и месте рассмотрения административного дела.
В дополнительных возражениях на уточненное исковое заявление указала следующее. Министерство считает, что заявленные требования административного истца необоснованными и незаконными в связи со следующим. В ходе судебного заседания административным истцом не предоставлены документы подтверждающие предоставление ему спорного земельного участка до момента утверждения документов территориального планирования. Заявление о предоставлении административному истцу в собственность земельного участка поступило в Министерство ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, данное заявление рассмотрено Министерством в соответствии с нормами законодательства, действующего на момент рассмотрения.
Довод административного истца, что административный истец имеет право на предоставление ему в собственность земельного участка за плату ввиду пользования им более 15 лет не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, на основании следующего.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 совместного постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.04.2010 № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно и открыто владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
По смыслу разъяснения, содержащегося в абзаце 3 пункта 16 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 22.04.2010 № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» право собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не может возникнуть в силу приобретательской давности. Такие участки приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Приобретательная давность, установленная статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, не может выступать основанием приобретения земельного участка в границах населенного пункта в собственность, что подтверждается судебной практикой (решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.02.2021 по делу № А72-12103/2020, определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15.12.2021 по делу № 88-30596/2021; определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 04.03.2020 № 88-7527/2020). Заявленные административным истцом требования не могут быть удовлетворены, ввиду выбора им ненадлежащего способа защиты, а также принятия Министерством законного и обоснованного решения об отказе в предоставлении на праве собственности спорного земельного участка, учитывая информацию предоставленную уполномоченным органом - Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска являющимся держателем документации территориального планирования города Ульяновска.
В части 3 статьи 9, частях 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации Генеральный план города Ульяновска, утвержденный решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года № 83 является документом территориального планирования города Ульяновска.
В материалах дела имеется выкопировка из документов территориального планирования по размещению спорного земельного участка, данные которой в совокупности достоверно свидетельствуют о том, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в зоне транспортно-инженерных коммуникаций.
Обращает внимание суда, что данная позиция Министерства согласуется с судебной практикой, изложенной в решении Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 04.10.2019, оставленным без изменения апелляционным определением Ульяновского областного суда от 21.01.2020, кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции 16.06.2020.
Кроме того, обращает внимание суда, что административным истцом не представлены в суд доказательства внесения по спорному земельному участку изменений в документацию территориального планирования, а также оспаривания административным истцом информации о расположении спорного земельного участка на территории транспортно-инженерных объектов и коммуникаций, либо документы, опровергающие обоснованность принятого Министерством решения об отказе от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 85 ЗК РФ земельные участки, расположенные на территории транспортно-инженерных объектов и коммуникаций не подлежат приватизации и предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.
В качестве заинтересованного лица к участию в административном деле привлечено Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, представитель которого в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела. Представил в суд отзыв на административный иск, в котором указал следующее.
В Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска поступил запрос Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении информации о земельном участке, расположенном по адресу: г. Ульяновск, площадью <данные изъяты> кв.м., в соответствии с представленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала №.
Письмом Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ № в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области была направлена следующая информация. Согласно Генеральному плану города Ульяновска, утверждённому решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83, рассматриваемый земельный участок расположен в пределах функциональной зоны коттеджной и усадебной застройки.
В соответствии со статьей 18 «Карта градостроительного зонирования» Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от? 13.10.2004 № 90, рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж6 (зона смешанной жилой застройки).
В соответствии с проектом планировки территории Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск» (за исключением территории центральной части г. Ульяновска, площадью 1500 га), утвержденным постановлением мэрии города Ульяновска от 29.06.2010 № 3242, земельный участок, указанный в запросе, расположен на территории элемента планировочной структуры (жилые, общественно-деловые, производственные, коммунально-складские микрорайоны и кварталы).
Проект межевания на территорию, в границах которой предусмотрено образование земельного участка, администрацией города Ульяновска не утверждался.
В соответствии с приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 18.02.2021 № 94П «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Ульяновск (Баратаевка)» рассматриваемый земельный участок расположен в границах следующих подзон приаэродромной территории: третья подзона сектор 2, четвертая подзона сектор 25, шестая подзона.
Впоследствии в Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска поступил запрос Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении информации о земельном участке с кадастровым номером №.
Письмом Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ № в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области была направлена следующая информация.
Согласно Генеральному плану города Ульяновска рассматриваемый земельный участок расположен в пределах функциональной зоны коттеджной и усадебной застройки с направлением дальнейшего развития под 5-16-этажную застройку и на территории транспортно-инженерных объектов и коммуникаций.
В соответствии со статьей 13 «Карта градостроительного зонирования» Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных постановлением администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок расположен в территориальной зоне Ж6 (зона смешанной жилой застройки).
Согласно ст. 15 «Карта зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды» Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» рассматриваемые земельные участки расположены в границах приаэродромной территории аэродрома Ульяновск (Баратаевка).
В соответствии с проектом планировки территории Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск» (за исключением территории центральной части г. Ульяновска, площадью 1500 га), земельный участок, расположен на территории элемента планировочной структуры (жилые, общественно-деловые, производственные, коммунально-складские микрорайоны и кварталы), а также частично на территории общего пользования (линии, обозначающие улицы, дороги, проезды, площади, бульвары, территории линейных объектов).
По сведениям публичной кадастровой карты Росреестра рассматриваемый земельный участок находится в зонах с особыми условиями использования территории: № «Приаэродромная территория аэродрома «Ульяновск(Баратаевка)» юго-восточнее с. Баратаевка, г. Ульяновск»;
- № «Третья подзона приаэродромной территория аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)» юго-восточнее с. Баратаевка, г. Ульяновск»;
- № «Четвертая подзона приаэродромной территория аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)» юго-восточнее с. Баратаевка, г. Ульяновск»;
- № «Шестая подзона приаэродромной территория аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)» юго-восточнее с. Баратаевка, г. Ульяновск».
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования подтверждается сложившейся судебной практикой (Обзор судебной практики Верховного суда РФ, утверждённый Президиумом Верховного суда РФ 15.11.2017, апелляционное определение Верховного суда РФ от 05.12.2016 № 4-АПГ16-33, решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29.12.2014 по делу № 2-9204/2014), а также выводами прокуроров Ленинского района и Засвияжского района города Ульяновска, содержащимися в представлениях прокуратуры Ленинского района города Ульяновска от 31.01.2018 № 07-01-2018, от 04.07.2018 N 86-01-2018, прокуратуры Засвияжского района города Ульяновска от 16.07.2018 № 07-01- 2018 об устранении нарушений закона.
В Обзоре судебной практики Верховного суда РФ, утвержденном Президиумом Верховного суда РФ 15.11.2017 указано следующее.
Частью 3 ст. 9, чч. 9, 10 ст. 31, п.1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
В апелляционном определении от 12.01.2017 N 51-АПГ16-20 Верховный суд РФ указал, что из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 ГрК РФ).
В апелляционном определении Верховного суда РФ от 05.12.2016 № 4- АПГ16-33 суд также пояснил, что содержание приведенных федеральных норм во взаимосвязи с положениями часта 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки. Данные доводы согласуются с выводами, изложенными в решении Арбитражного суда Ульяновской области от 23.07.2013 по делу N° А72-45571/2018.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии- линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно н. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в границах территорий общего пользования.
В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В связи с этим, представитель заинтересованного лица просит отказать истцу в удовлетворении административного иска.
В качестве заинтересованных лиц к участию в административном деле судом привлечены Публично-правовая компания «Роскадастр», Федеральное агентство воздушного транспорта, Министерство транспорта Российской Федерации, представители которых в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения административного дела.
Представитель заинтересованного лица Федерального агентства воздушного транспорта просил рассмотреть административное дело в свое отсутствие, представил в суд отзыв на иск, в котором указал следующее.
В административном исковом заявлении указано, что спорное помещение расположено на земельном участке с кадастровым номером № ( <адрес>)
Приказом Росавиации от 18.02.2021 года №94-П утверждено решение об установлении приаэродромной территории аэродрома Ульяновск (Баратаевка). Приаэродромная территория установлена в соответствии с приложениями Федерального закона от 01.07.2017 №135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» и Положением о приаэродромной территории, утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 года №1460. Согласно данному решению указанный земельный участок расположен в границах шестой подзоны приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Ульяновск (Баратаевка).
В соответствии с ч. 3 ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации установлены ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности для каждой подзоны приаэродромной территории.
Так, в шестой подзоне, запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. Использование земельных участков и (или) расположенных на них недвижимостей должно осуществляться в соответствии с предусмотренными приаэродромной территорией ограничениями.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории, в связи с чем, размещение объектов в границах данной зоны должно осуществляться в соответствий с установленными ограничениями. В остальном, требования Шайхлисламова Н.А. прав и законных интересов Росавиации не затрагивают.
Суд, с учётом мнения участников судебного заседания, определил рассмотреть административное дело по существу при данной явке.
Выслушав представителя истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы административного дела, оценив позицию сторон, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ст.62 ч.1 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Положения ст.62 ч.2 КАС РФ указывают, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов административного дела усматривается, что истец является собственником индивидуального жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 20).
Жилой дом расположен на земельном участке общей площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства ( л.д., л.д. 14-19).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области вынесено распоряжение №, согласно которому утверждена схема расположения земельного участка, образуемого из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Предварительно согласовано предоставление в собственность земельного участка Шайхлисламову Наелу Абдулловичу, проживающему по адресу: г. <адрес> ( л.д. 10).
Этим же распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу предоставлено право обращаться в орган регистрации прав для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и ему предписано обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для образования земельного участка в соответствии со схемой, утвержденной настоящим распоряжением.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области административному истцу отказано в предоставлении земельного участка на праве собственности ( л.д. 12).
Отказ обусловлен тем, что согласно сведениям, полученным путем межведомственного взаимодействия, земельный участок с кадастровым номером № расположен частично на территории транспортно-инженерных объектов и коммуникаций, за границами красных линий, на территории общего пользования. В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации далее - ЗК РФ) земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Из материалов гражданского дела усматривается, что приказом Росавиации от 18.02.2021 года №94-П утверждено решение об установлении приаэродромной территории аэродрома Ульяновск (Баратаевка). Приаэродромная территория установлена в соответствии с приложениями Федерального закона от 01.07.2017 №135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» и Положением о приаэродромной территории, утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 года №1460. Согласно данному решению испрашиваемый земельный участок расположен в границах шестой подзоны приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Ульяновск (Баратаевка).
Согласно пункту 2 статьи 47 Федерального закона от 19.03.1997 N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (далее - ВК РФ) приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий, которая, согласно пункту 1 статьи 47 ВК РФ, устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии ВК РФ, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с ВК РФ (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).
На приаэродромной территории могут выделяться 7 подзон (пункт 3 статьи 47 ВК РФ), в том числе подпунктом 6 пункта 3 статьи 47 ВК РФ определяется шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса, к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.В соответствии с ч. 3 ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации установлены ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности для каждой подзоны приаэродромной территории.
Так, в шестой подзоне, запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц, в том числе: звероводческие фермы, скотобойни, подсобные хозяйства (свинарники, коровники, птицефермы, зверофермы, рыбные пруды); места концентрированных выбросов пищевых отходов, свалки пищевых отходов, открытие свалки ТБО, закрытие свалки ТБО, не имеющие широкую рабочую карту, несанкционированные свалки на открытых местах любого объема; новые водоемы, реки, болота; скотомогильники, мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы, объекты сортировки мусора. Запрещается осуществлять деятельность, способствующую привлечению и массовому скоплению птиц, в том числе вспашка и перепахивание сельскохозяйственных полей с зерновыми культурами, окружающих аэродром, в дневное время; допущение произрастания высокой береговой и прибрежной береговой растительности вблизи аэродрома; выпас скота вблизи аэродрома.
Согласно положениям Закона Ульяновской области от 03.07.2015 №85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области», Положением утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/557-П, с 01.01.2019 Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах Муниципального образования «город Ульяновск».
Такие полномочия переданы в настоящее время переданы Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов предоставляются в собственность земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
По общему правилу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, чем обеспечивается реализация закрепленного нормой подпункта 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в решении должны быть указаны все основания отказа.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1), если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14).
По смыслу указанных норм, подлежащих применению с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации), возникновение исключительного права на приобретение земельного участка без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 7 апреля 2021 года).
В силу п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельный кодекс РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе, на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.3 названного Кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи, а именно подпункта 6: без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из вышеуказанных норм закона следует, что наличие на земельном участке зданий, сооружений, находящихся в собственности является основанием для реализации права на приобретения земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Статьей 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Указанных оснований для отказа истцу в передаче испрашиваемого земельного участка в собственность за плату, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Согласно подпункту 6 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из материалов гражданского дела усматривается, что ограничений по оборотоспособности у спорного земельного участка не имеется, ввиду чего отсутствуют препятствия в передаче его в собственность владельцу расположенного на нем недвижимого имущества.
В соответствии с Земельным кодексом РФ земельные участки используются в соответствии с установленным для них видом разрешенного использования. Вид разрешенного использования земельного участка, наряду с другими характеристиками (площадь, категория земель и др.) определяют правовой режим земельного участка.
Полномочиями по определению вида разрешенного использования земельного участка обладают органы местного самоуправления. Для этого должно быть издано соответствующее решение (постановление, распоряжение и т.п.) органа муниципальной власти об определении вида разрешенного использования.
Необходимость оформления правоустанавливающих документов на землю обусловлена требованиями земельного и гражданского законодательства.
Административный истец истребует земельный участок под использование принадлежащего ему индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Таким образом, учитывая, что на испрашиваемом земельном участке расположен, принадлежащий административному истцу объект недвижимого имущества, он имеет исключительное право на предоставление в собственность земельного участка расположенного под ними и необходимого для его эксплуатации, в связи с чем, суд считает необходимым административный иск Шайхлисламова Н.А. удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
административный иск Шайхлисламова Наела Абдулловича к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Шайхлисламову Наелу Абдулловичу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ульяновская область, <адрес> и обязать Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в течение двадцати рабочих дней после вступления в законную силу настоящего решения суда осуществить подготовку договора купли - продажи земельного участка с кадастровым номером <адрес>, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ульяновская область, <адрес>, покупателем по которому выступает Шайхлисламов Наел Абдуллович и направив его в адрес Шайхлисламова Наела Абдулловича.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Алексеева
срок принятия решения в окончательной форме 27.10.2023 года