Дело № 2-1527/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 февраля 2021 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Юркевич М.А.,
при секретаре Гуляевой Н.А.,
с участием представителя прокуратуры Матьяшко А.В.,
представителя ответчика Мироновой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мошенского района, действующего в интересах Дмитриева В.А. к Министерству здравоохранения Новгородской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом,
установил:
Прокурор Мошенского района, действующий в интересах Дмитриева В.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Новгородской области об обязании обеспечить Дмитриева В.А. лекарственными препаратами. В обоснование требований указано, что в ходе проверки установлено, что Дмитриев В.В. имеет заболевание № и ему на постоянной основе требуется лекарственные препараты. Врачебной комиссией ГОБУЗ « № принято решение о назначении ему лекарственного препарата №». ДД.ММ.ГГГГ Дмитриеву выписан рецепт № на получение лекарственного препарата №». ДД.ММ.ГГГГ Дмитриеву выписан рецепт № на получение лекарственного препарата №». ДД.ММ.ГГГГ года выписаны рецепты № на получение лекарственных препаратов «№». ДД.ММ.ГГГГ года выписаны рецепты № на получение лекарственных препаратов «№ ДД.ММ.ГГГГ года выписаны рецепты № на получение лекарственных препаратов «№. При обращении в аптеку АО «Новгородфармация» рецепты не были обеспечены в связи с отсутствием указанных лекарственных препаратов. С учетом уточненных требований, просит обязать обеспечить Дмитриева В.А. лекарственными препаратами №
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена АО «Новгородфармация».
Представители третьих лиц Министерства финансов Новгородской области, АО «Новгородфармация» в суд не явились, о дате и месте судебного заседания извещены.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель прокуроры Матьяшко А.В. уточненные исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Истец Дмитриев В.А. в суд не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть без своего участия.
Представитель ответчика Миронова Е.С. не возражала против удовлетворения требования.
Выслушав участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
В силу ст. 4 вышеназванного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1).
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со ст. 8 того же Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ в состав набора социальных услуг входит социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ.
При этом согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 указанного выше Федерального закона при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В соответствии с п. 3.1 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Новгородской области от 24.04.2019 N 139 (далее также – Территориальная программа), населению Новгородской области медицинская помощь по видам, формам и условиям ее оказания оказывается бесплатно, в том числе при болезнях мочеполовой системы (коды по МКБ-10 N0-N99).
Пунктом 11.6.1 Территориальной программы предусмотрено, что лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении граждан, проживающих в Новгородской области, осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с перечнями групп населения и категорий заболеваний, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», областным законом от 10.05.2007 N 97-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий в области здравоохранения», со стандартами оказания амбулаторно-поликлинической помощи, на основании Перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно приложению N 6 к Программе.
В силу п. 11.7.2 данной Территориальной программы лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении граждан, проживающих в Новгородской области, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с действующими перечнями лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 января 2007 года N 1 «Об утверждении Перечня изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи» и от 29 декабря 2004 года N 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее также - Перечень N 890), инвалиды I группы при амбулаторном лечении имеют право на бесплатное предоставление по рецептам врачей всех лекарственных средств (по медицинским показаниям).
Из положений Областного закона Новгородской области от 10.05.2007 № 97-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и наделении органов местного самоуправления Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области здравоохранения» (далее также - Областной закон от 10.05.2007 № 97-ОЗ) следует, что одной из мер социальной поддержки граждан в области здравоохранения является бесплатное лекарственное обеспечение, предоставляемое категориям граждан, которые указаны в приложение 2 к данному Областному закону.
В соответствии с п. 6 ч. 1, ч. 3 ст.2 данного Областного закона гражданам в области здравоохранения в качестве меры социальной поддержки оказываются такие меры социальной поддержки, как бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями. Категории граждан, которым предоставляются данные меры социальной поддержки, устанавливаются в приложении 2 к Областному закону от 10.05.2007 № 97-ОЗ.
Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства Новгородской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам, страдающим хроническими урологическими заболеваниями (заболеваниями мочеполовой системы), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы лекарственными препаратами. При этом инвалиды, страдающие указанными заболеваниями, подлежат обеспечению необходимыми им лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам бесплатно, вне зависимости от наименования и стоимости препарата.
Из материалов дела следует, что Дмитриев В.А. состоит на учете в ГОБУЗ №
Врачебной комиссией ГОБУЗ « № принято решение о назначении ему лекарственного препарата №
№» выписаны лекарственные препараты: №
При обращении в аптеку АО «Новгородфармация» рецепт не был обеспечен в связи с отсутствием указанного лекарственного препарата.
Согласно пункту 7 Порядка закупка лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых бесплатно при амбулаторном лечении, производится на основании государственных контрактов, заключенных в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 11 Порядка аптечные организации осуществляют отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения бесплатно в соответствии с Порядком отпуска лекарственных средств, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 № 785.
Пункт 13 Порядка предусматривает, что Министерство здравоохранения Новгородской области ежемесячно в части средств областного бюджета осуществляет финансирование закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых бесплатно при амбулаторном лечении, в соответствии с государственными контрактами.
Согласно п.п. 1.1, 3.1.2, 3.1.49 Положения, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области от 21.12.2017 № 455, Министерство здравоохранения Новгородской области является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим государственные полномочия в сфере охраны здоровья и обязательного медицинского страхования на территории области, осуществляет полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона №178-ФЗ, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, субвенций из федерального бюджета, предусмотренных на реализацию переданных полномочий.
В результате ненадлежащего выполнения Министерством здравоохранения Новгородской области возложенных на него полномочий нарушены ст.ст. 2, 41 Конституции Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», поскольку не обеспечены необходимые условия для осуществления провозглашенных и гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав истицы на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальные гарантии на лекарственное обеспечение на льготных условиях в случае болезни.
С учетом обстоятельств дела, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Принимая во внимание, что отсутствием выписанных по рецепту изделий медицинского назначения может неблагоприятным образом отразиться на состоянии здоровья Дмитриева В.А., имеются основания для обращения решения суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Мошенского района Новгородской области удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Новгородской области обеспечить Дмитриева В.А. лекарственным препаратом №
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий М.А.Юркевич
Мотивированное решение составлено 10.02.2021 года.