Дело № 2-578/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Ленинск Волгоградская область 06 июня 2016 года
Ленинский районный суд Волгоградской области
в составе:
председательствующего судьи Петровой Т.П.,
при секретаре Фроловой Н.Н.,
с участием представителей истца – ФИО6 и ФИО4, действующих на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика - Администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> ФИО5, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Х.А.В. к Администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> о признании права собственности на самовольную постройку,
установил:
Х.А.В. обратился в суд с иском к Администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> о признании права собственности на самовольную постройку. В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес> (между автодорогой Волгоград – <данные изъяты> На данном земельном участке в <данные изъяты> году он самовольно возвел нежилое строение производственно – складское здание, общей площадью <данные изъяты> кв. метров. В соответствии с заключениями и отчетами, проведенными организациями, имеющими специальные познания, которые подтверждаются необходимыми документами, нежилое здание пригодно для дальнейшего использования по своему функциональному назначению, не создает угрозы жизни и здоровью людей, не несёт повышенного риска загрязнения компонентов окружающей среды. Самовольная постройка соответствует параметрам, обязательным требованиям к параметрам постройки, содержащимися в необходимых документах, выполнена с соблюдением градостроительных норм и правил, природоохранных норм, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, а также не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан. Кроме того, им соблюдены требования о целевом разрешенном использовании земельного участка, поскольку самовольная постройка возведена для сельскохозяйственного использования. Он предпринимал меры к получению разрешения на ввод в эксплуатацию здания, однако в этом ему было отказано, в связи с чем просит признать право собственности на самовольную постройку в порядке ст. 222 ГК РФ.
В судебное заседание истец Х.А.В. не явился, о рассмотрении дела извещен, в представленном суду заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие. Доверил представление своих интересов ФИО4
Представитель истца ФИО4 в судебном заседании исковые требования Х.А.В. поддержала в полном объеме, суду показала, что самовольная постройка полностью находится в границах принадлежащего Х.А.В. земельного участка, соответствует всем требованиям, что подтверждается заключениями компетентных органов, целевое использование земельного участка не нарушено, так как здание возведено для использования в целях сельскохозяйственного производства. За разрешением на строительство истец не обращался, поскольку отсутствовал проект, при обращении в администрацию для ввода в эксплуатацию самовольной постройки ему было отказано.
Представитель истца ФИО6, действующий на основании доверенности исковые требования Х.А.В. поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> ФИО5 исковые требования признала в полном объёме, суду дополнив, что данный земельный участок в границах особо охраняемой природной территории регионального значения – природный парк «<данные изъяты>», не располагается.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Отношения, возникающие в связи с возведением объектов, подпадающих по своим физическим характеристикам под понятие недвижимого имущества (статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), с нарушением требований законодательства, регулируются статьей 222 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольным считается строительство объекта недвижимости при наличии одного из следующих нарушений: земельный участок, на котором была создана постройка, не был отведен для ее строительства в установленном законодательством порядке; на создание объекта не была получена необходимая разрешительная документация; самовольное строение было создано с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. При этом для признания постройки самовольной достаточно наличия лишь одного из вышеуказанных нарушений.
Согласно пункту 2 указанной статьи лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Положениями приведенной нормы права закреплены признаки самовольной постройки, в частности, возведение строения на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом; создание строения без получения на это необходимых разрешений; возведение постройки с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Верховным Судом Российской Федерации в пунктах 22 - 31 совместного с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации Постановления от 29 апреля 2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" даны разъяснения по применению судами данной нормы права.
Как разъяснено в пункте 26 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Следовательно, право собственности на самовольную постройку, возведенную без необходимых разрешений, не может быть признано за создавшим ее лицом, которое имело возможность получить указанные разрешения, но не предприняло мер для их получения. В противном случае при удовлетворении требований на основании пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации имел бы место упрощенный порядок легализации самовольного строения, применение которого ставило бы добросовестного застройщика, получающего необходимые для строительства документы в установленном законом порядке, в неравное положение по сравнению с самовольным застройщиком, который не выполнял предусмотренные законом требования.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 46 и 48 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, выразившихся в возведении ответчиком здания, строения, сооружения, суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
В судебном заседании установлено, что Х.А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (между автодорогой Волгоград- Астрахань и <адрес>), участок находится примерно в <данные изъяты> км от ориентира по направлению на <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, назначение объекта - земли сельскохозяйственного назначения, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ, разрешенное использование указанного выше земельного участка – сельскохозяйственное использование.
В соответствии с техническим паспортом производственно-складского здания, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на указанном земельном участке в <данные изъяты> году построен цех, общей площадью <данные изъяты> кв.м., инвентарной стоимостью <данные изъяты> рублей, назначение производственное.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ администрация <данные изъяты> муниципального района <адрес> отказала Х.А.В. в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию нежилого производственно – складского здания литер А в связи с отсутствием документов, указанных в ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, рекомендовано обратиться в суд, для признания права собственности на самовольную постройку в порядке ст. 222 ГК РФ.
В соответствии со ст. 20 Градостроительного кодекса РФ граждане обязаны осуществлять градостроительную деятельность в соответствии с градостроительной документацией, правилами застройки; проводить работы по надлежащему содержанию зданий, строений и сооружений в соответствии с градостроительной и проектной документацией, градостроительными нормативами и правилами, экологическими, санитарными, противопожарными и иными специальными нормативами.
В соответствии с п. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ застройщик должен направить в уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора орган исполнительной власти субъекта РФ извещение о начале работ, к которому прилагается проектная документация в полном объеме, утвержденная в соответствии с п. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ и положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.
В соответствии с п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ разрешенное использование земельного участка является составным элементом правового режима земельного участка и определяется на основании зонирования территории.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Данный порядок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, относится к вопросам местного значения.
Положениями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"(в редакции от 19 июля 2011 года) установлено, что строительство объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт (реконструкция) осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, также градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, и иные предусмотренные названной нормой документы.
Между тем, положения статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязывающие предоставить в орган местного самоуправления документ (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), удостоверяющий выполнение строительства капитального объекта в соответствии с разрешением на строительство, а равно его соответствие градостроительному плану земельного участка и проектной документации, каких-либо исключений для производственно – складского здания не содержат.
Кроме того, создание нового объекта подразумевает не только наличие прав на земельный участок, но и соблюдение определенной процедуры при осуществлении строительства, которая включает в себя получение разрешения на строительство, представляющее в силу положений части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, при разрешении споров, связанных с возведением самовольных строений, значимыми для правильного разрешения дела обстоятельствами являются связанные с соответствием самовольной постройки требованиям нормативов, утвержденных действующим законодательством, безопасность строений и отсутствие угрозы жизни и здоровью третьих лиц, а также факт обращения лица, осуществившего строительство, с заявлением в соответствующий орган о легализации постройки.
Действующее законодательство содержит перечень требований к проектной документации, соответствие которому устанавливается государственной экспертизой представленных документов.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также их капитального ремонта.
Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
Порядок подготовки и состав проектной документации также определяются положениями данной статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе и утверждается при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Согласно части 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений установлены главой 3 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Требования к проектной документации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", включая пояснительную записку с указанием на отчетную документацию по результатам инженерных изысканий, технические условия, схему планировочной организации земельного участка и т.д.
Перечень видов инженерных изысканий и порядок их выполнения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства" (вместе с "Положением о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства").
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624).
Между тем, соответствующая документация, утвержденная в установленном законом порядке, в том числе, заключение государственной экспертизы, на возведенный объект капитального строительства в материалах дела отсутствует, в связи с чем определить соблюдение установленных статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации требований не представляется возможным.
Меры к легализации спорной постройки истец стал предпринимать уже после ее постройки без получения необходимых разрешений.
Не оспорен истцом и отказ уполномоченного органа в принятии объекта в эксплуатацию.
Кроме того, земельный участок, на котором расположена спорная постройка, находится у истца на праве собственности, имеет вид разрешенного использования «сельскохозяйственное использование».
Подпунктом 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ установлено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Из представленных истцом суду документов усматривается, что самовольная постройка является производственно – складским зданием – цехом с производственным назначением, доказательств того, что данная самовольная постройка будет использоваться для ведения сельскохозяйственного производства суду не представлено.
Суд принимает во внимание, что истцом представлены заключения о техническом состоянии строительных конструкций, экспертное заключение о соответствии санитарно – эпидемиологическим правилам, нормам, гигиеническим нормативам, техническим регламентам объектам, аудиторское заключение, согласно которым самовольная постройка не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан и соответствует требованиям к постройке, однако данные заключения не могут являться безусловным основанием для удовлетворения исковых требований.
Строительные работы по возведению спорной постройки выполнены застройщиком без разрешения на строительство и проектной документации, поэтому признание права собственности на объект самовольного строительства не соответствует положению ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и означает попытку подмены установленного действующим законодательством административного порядка строительства объектов капитального строительства.
Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует о наличии в отношении возведенной на земельном участке, принадлежащем истцу производственно – складского задания, квалифицирующих признаков самовольной постройки: строительство объекта без получения необходимых разрешений и проектной документации; строительство объекта с существенным нарушением градостроительных требований Строительных Норм и Правил, а также предельных параметров разрешенного строительства; строительство объекта на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном действующим законодательством порядке.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что возведенный истцом объект капитального строительства является самовольной постройкой.
Легализация самовольных построек в судебном порядке в обход установленной законом процедуры не допускается.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Х.А.В. о признании права собственности на нежилое строение производственно – складское здание, площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенное по адресу: <адрес>, на земельном участке, расположенном примерно в <данные изъяты> км. от ориентира по направлению на <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ
Судья