2-458/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2019г. п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Оголихиной О.М.
при секретаре Беляевой А.С.
с участием: представителя истца Тимофеевой В.М. – Галушко Т.В., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимофеевой Веры Михайловны к РФ в лице Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, Федеральному агентству лесного хозяйства, Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу о признании права собственности на земельный участок
УСТАНОВИЛ:
Тимофеева В.М. обратилась в суд с иском к Межрегиональному Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, Федеральному агентству лесного хозяйства, Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование заявленных требований указала на то, что, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГг., заключенного с Глуховой М.Ю., купила земельный участок с кадастровым номером № категории земель- земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование- для ведения садоводства, площадью 1484 кв.м, расположенный: <адрес>, право собственности ее- Тимофеевой В.М. было зарегистрировано в установленном порядке – ДД.ММ.ГГГГг.
Продавец Глухова М.Ю. приобрела вышеуказанный земельный участок у Бугоренко А.М., которому земельный участок был предоставлен на основании постановления администрации Емельяновского района Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГг. и договора № купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГг.
Вышеуказанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГг. в границах, по результатам межевания, границы и площадь земельного участка были согласованы со смежными землепользователями – руководителями КГУ «Мининское лесничество», КГУ «Емельяновское лесничество» и председателем СНТ «Вега», участок был сформирован из земель, входящих в территорию СНТ «Вега», членом которого она- Тимофеева В.М. являлась с ДД.ММ.ГГГГ.
Она- Тимофеева В.М. добросовестно пользовалась вышеуказанным земельным участком, обрабатывала его, вносила необходимые платежи. Участок огорожен, подключен к электроэнергии, на нем построены хозяйственные постройки и жилой дом.
Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГг., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГг., право собственности ее – Тимофеевой В.М. на вышеуказанный земельный участок- прекращено, запись в ЕГРН-аннулирована, участок снят с кадастрового учета со ссылкой на то, что земельный участок № находится на землях государственного лесного фонда.
Вместе с тем, вышеуказанный земельный участок из владения ее- Тимофеевой В.М. не истребован, она – Тимофеева В.М. продолжает пользоваться вышеуказанным земельным участком, расположенными на нем хоз. постройками и жилым домом.
ДД.ММ.ГГГГг. вступил в действие ФЗ РФ № 280 от 29 июля 2017г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», положения п.5 ст. 10 которого наделяют граждан, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены, на том основании, что объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут требовать в судебном порядке признания за ними права на эти объекты, с учетом положений ст. 14 ФЗ РФ 172 от 21 декабря 2004г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Участок № сформирован в ДД.ММ.ГГГГ., поставлен на кадастровый учет в ДД.ММ.ГГГГ., права на него были зарегистрированы до ДД.ММ.ГГГГг.
Просит: признать за ней-Тимофеевой В.М. право собственности на земельный участок № категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения садоводства, площадью 1484 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, восстановить в ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером № в границах, существовавших до снятия его с кадастрового учета и о правах Тимофеевой В.М. на данный земельный участок.
В судебное заседание истец Тимофеева В.М. не явилась, была уведомлена надлежащим образом, ее представитель Галушко Т.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика - РФ в лице Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в судебное заседание не явился, был уведомлен. Представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором указал на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу. Просил о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.78-80).
Представители ответчиков - Федерального агентства лесного хозяйства, Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства представил в суд отзыв на исковое заявление, согласно которому просил оставить исковое заявление Тимофеевой В.М. без удовлетворения, указывая на то, что спорный земельный участок выбыл из владения собственника РФ – помимо его воли, посредством заключенного договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГг. Правоотношения сторон возникли ДД.ММ.ГГГГ просил учесть положения ч.4 ст. 5 ФЗ РФ № 280 от 29 июля 2017г. (л.д.140-142).
Третьи лица - администрация Емельяновского района Красноярского края, Министерство лесного хозяйства Красноярского края, КГБУ «Емельяновское лесничество», СНТ «Вега», Управление Росреестра, Кадастровой палаты, Глухова М.Ю., Бугоренко А.М. в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания были уведомлены.
Представитель Министерства лесного хозяйства Красноярского края представил в суд возражения на исковое заявление, согласно которому просил отказать в удовлетворении заявленных Тимофеевой В.М. требований, ссылаясь на то, что необоснованно руководствоваться данными государственного кадастрового учета недвижимости, согласно которым категория спорного земельного участка установлена как «земли сельскохозяйственного назначения». Просил учесть, что в силу положений ст. 4.2 ФЗ РФ № 201 от 04 декабря 2006г. «О введении в действие Лесного кодекса РФ», лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществляется, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (л.д.86-87). Просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д.163).
Представитель Росреестра просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, дал письменные пояснения о том, что в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке №, сведения в ЕГРН внесены ДД.ММ.ГГГГг., записи о регистрации права собственности – отсутствуют (л.д.85).
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем:признания права.
ДД.ММ.ГГГГг. вступил в силу ФЗ РФ № 280 от 29 июля 2017г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Как разъяснено в Письме Министерства экономического развития РФ № 26268-ВА/Д23и от 15 сентября 2017г. «О применении положений ФЗ в связи с вступлением в силу ФЗ от 29 июля 2017г. № 280-ФЗ», принятие ФЗ № 280-ФЗ направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
Как разъяснено в вышеуказанном Письме, ЕГРН и предшествующие ему публичные реестры создавались именно для целей обеспечения гражданского оборота недвижимости. Кроме того, сведения ГЛР, исходя из положений ст. 7 и 8 Земельного кодекса РФ и ФЗ РФ от 21 декабря 2004г. № 172 – ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», не указывали и не указывают в настоящее время на принадлежность земельного участка к категории земель лесного фонда.
Так, ст. 5 ФЗ РФ № 280 от 29 июля 2017г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», статья 14 изложена в редакции:
Статья 14. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории
1. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
2. В случае, если категория земель указана не в Едином государственном реестре недвижимости, а в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в сведения Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на основании правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки по заявлениям правообладателей земельных участков.
3. В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ.
4. Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до ДД.ММ.ГГГГ:
1) предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка;
2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка;
3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.
5. Положения части 4 настоящей статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после ДД.ММ.ГГГГ.
6. Положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
7. В случае, если границы особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия не установлены, положения части 3 настоящей статьи не применяются, если после установления границ указанных территорий земельный участок будет расположен в границах указанных территорий.
8. Положения части 3 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
9. В случае, если земельный участок в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости относится к категории земель запаса, а в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, находится в границах лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда, такой земельный участок относится к категории земель лесного фонда.
10. В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков. Указанное правило не применяется, если в отношении земельного участка был принят акт о его переводе из одной категории в другую (решение об отнесении земельного участка к определенной категории).
11. В случае, если категория земель не указана в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 настоящей статьи. Указанное правило применяется независимо от наличия в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации и (или) лесоустроительной документации сведений о нахождении земельного участка в границах земель лесного фонда.
12. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
13. Если в результате проведения государственного кадастрового учета в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка, не относящегося к категории земель населенных пунктов, указанный земельный участок в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости расположен в границах населенного пункта, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, такой земельный участок считается отнесенным к категории земель населенных пунктов независимо от наличия иных сведений о категории земель в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, а также в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации. В этом случае орган регистрации прав одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений об уточненном описании местоположения границ земельного участка вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком земельном участке путем указания на его принадлежность к категории земель населенных пунктов.
14. Отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 настоящего Федерального закона.
15. В случаях, указанных в частях 4, 9 и 13 настоящей статьи, принятие акта о переводе земельного участка из одной категории в другую (решения об отнесении земельного участка к соответствующей категории земель) не требуется.".
Согласно ч. 5 ст. 10 ФЗ РФ № 280 от 29 июля 2017г. судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует:
-из кадастрового паспорта следует, что земельный участок №, расположенный по адресу: <адрес> <адрес> с видом разрешенного использования – для ведения садоводства, категории – земли сельскохозяйственного назначения, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.17-18);
-постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГг. Бугоренко А.М. предоставлен в собственность, за плату, земельный участок из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1487,0 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования – для ведения садоводства (л.д.15);
-по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГг. администрация Емельяновского района Красноярского края продала вышеуказанный земельный участок Бугоренко А.М. (л.д.16);
-по договору от ДД.ММ.ГГГГг. Бугоренко А.М. продал вышеуказанный земельный участок Глуховой М.Ю. (л.д.60);
-на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГг. Тимофеева В.М. купила у Глуховой М.Ю. земельный участок №, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.13);
-право собственности Тимофеевой В.М. на вышеуказанный земельный участок в ЕГРН было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.14);
-апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГг. исковые требования прокурора Емельяновского района Красноярского края -удовлетворены, признано недействительным постановление главы администрации Емельяновского района Шилова Н.И. от ДД.ММ.ГГГГг. № «О предоставлении участка, расположенного по адресу: <адрес>»;
-признан недействительным договор купли-продажи земельного участка между отделом по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района и Бугоренко А.М. от ДД.ММ.ГГГГг. №;
-прекращено право собственности Тимофеевой В.М. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1487 кв.м, расположенный: <адрес>
Аннулирована запись в ЕГРН за № от ДД.ММ.ГГГГг.;
-земельный участок с кадастровым номером № снят с кадастрового учета (л.д.27-36);
-согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГг., сведения о земельном участке № содержатся в ЕГРН, как указано в выписке, участок поставлен на кадастровый учет – ДД.ММ.ГГГГг., площадь участка – 1487 кв.м, местоположение: <адрес>, категория участка- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения садоводства и огородничества, права на участок не зарегистрированы, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д.174-175).
Удовлетворяя исковые требования Тимофеевой В.М. о признании за ней права собственности на вышеуказанный земельный участок, судом принимается во внимание то, что земельный участок № был образован в ДД.ММ.ГГГГ., положения ст. 5 ФЗ РФ № 280 от 29 июля 2017г., цели принятия указанного закона, отсутствие в материалах дела документов, подтверждающих отнесение спорного земельного участка к категории лесных участков.
Ссылки представителя Федерального агентства лесного хозяйства на положения ч.4 ст. 5 ФЗ РФ № 280 от 29 июля 2017г. суд находит несостоятельными, поскольку из материалов дела следует, что земельный участок № был образован администрацией Емельяновского района из земель СНТ «Вега», которому земля выделялась, также, администрацией Емельяновского района, для ведения садоводства в ДД.ММ.ГГГГ.-ДД.ММ.ГГГГ., то есть до ДД.ММ.ГГГГг.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено доказательств того, что земельный участок № был сформирован из состава земель, не входящих в состав земель СНТ «Вега».
Кроме того, суд отмечает, что согласно правовой позиции, отраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 21 сентября 2017 г. N 1795-О, дела об истребовании земельных участков, которые согласно данным государственного лесного реестра относятся к землям лесного фонда, имеют определенные особенности. В правоприменительной, в частности, судебной практике не исключалось такое толкование положений законодательства, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных.
Такое толкование приводило к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.
Для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Тем самым федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ содержит положения, направленные на защиту прав граждан на земельные участки, находившиеся в границах лесничества, лесопарка, которые на основании судебного решения были прекращены: часть 5 его статьи 10 предусматривает право таких граждан требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции данного Федерального закона); соответствующий иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу данного Федерального закона.
Кроме того, суд отмечает, что с учетом разъяснений, данных в п. 38 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22, положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней».
Добросовестным приобретателем применительно к недвижимому имуществу в контексте п. 1 ст. 302 ГК РФ в его конституционно-правовом смысле является приобретатель недвижимого имущества, право на которое подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом, если только из установленных судом обстоятельств дела с очевидностью не следует, что это лицо знало об отсутствии у отчуждателя права распоряжаться данным имуществом или, исходя из конкретных обстоятельств дела, не проявило должной разумной осторожности и осмотрительности, при которых могло узнать об отсутствии у отчуждателя такого права.
Когда с иском об истребовании недвижимого имущества к добросовестному приобретателю, который в установленном законом порядке указан как собственник имущества в ЕГРН, обращается публично-правовое образование, не может не учитываться специфика интересов, носителем которых оно является. Особенности дел этой категории, исходя из необходимости обеспечения баланса конституционно значимых интересов, могут обусловливать иное распределение неблагоприятных последствий для собственника и добросовестного приобретателя, нежели установленное в ст. 302 ГК РФ.
Собственник имущества, по общему правилу, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ), что предполагает и регистрацию им своего права, законодательное закрепление необходимости которой, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, является признанием со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу. Бездействие же публично-правового образования как участника гражданского оборота, не оформившего в разумный срок право собственности, в определенный степени создает предпосылки к его утрате.
Такой подход согласуется с позицией Европейского Суда по правам человека, по мнению которого любое вмешательство в собственность должно быть не только законным и иметь законную цель, но и удовлетворять требованиям пропорциональности. Если речь идет об общем интересе, публичным властям надлежит действовать своевременно, надлежащим образом и максимально последовательно; ошибки или просчеты государственных органов должны служить выгоде заинтересованных лиц, особенно при отсутствии иных конфликтующих интересов; риск любой ошибки, допущенной государственным органом, должно нести государство, и ошибки не должны устраняться за счет заинтересованного лица.
Оснований для удовлетворения требований истца Тимофеевой В.М. о восстановлении в ЕГРН сведений о земельном участке в границах, существовавших до его снятия с кадастрового учета и о правах Тимофеевой В.М. на данный участок не имеется, поскольку участок № с кадастрового учета – не снят, право собственности истца на указанный земельный участок установлено настоящим решением и подлежит регистрации на основании ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости».
Суд, также, соглашается с доводами представителя Росимущества о том, что Росимущество является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку, в силу Постановления Правительства РФ от 07 октября 2017г. № 1223, которым внесены изменения в Положение «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», согласно которым в раздел 11 «Полномочия» введен пункт 5.20 (3): «осуществляет от имени РФ защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов РФ в области лесных отношений».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тимофеевой Веры Михайловны к Федеральному агентству лесного хозяйства, Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу о признании права собственности на земельный участок – удовлетворить частично.
Признать за Тимофеевой Верой Михайловной, ДД.ММ.ГГГГг.р. право собственности на земельный участок № категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения садоводства и огородничества, площадью 1487 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Исковые требования Тимофеевой В.М. о восстановлении в ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером № в границах, существовавших до снятия его с кадастрового учета и о правах Тимофеевой В.М. на данный земельный участок – оставить без удовлетворения.
В иске Тимофеевой Веры Михайловны, предъявленном к ответчику РФ в лице Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании права собственности на земельный участок – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме (22 апреля 2019г.), путем подачи жалобы через Емельяновский районный суд Красноярского края.
Копия верна
Судья О.М. Оголихина