Копия
Дело №2-3589/2021
УИД 63RS0045-01-2021-004619-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2021 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Нуждиной Н.Г.,
при помощнике Болдыревой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Самаре гражданское дело № 2-3547/21 по иску Департамента управления имуществом г.о. Самара к Архипову Владимиру Николаевичу об освобождении земельного участка,
установил:
Истец Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился с иском к ответчику Архипову В.Н. об освобождении земельного участка.
В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством имущественных отношений <адрес> и Архиповым Владимиром Николаевичем заключен договор № аренды земельного участка, общей площадью 24,00 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, около <адрес>, для использования под временный павильон «Продукты».
В соответствии с актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок передан в пользование арендатору.
Земельный участок, предоставленный по вышеуказанному договору аренды относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно постановлению Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» руководитель Департамента управления имуществом городского округа Самара наделен полномочиями по подготовке и подписанию уведомлений о расторжении (об отказе от договоров аренды земельных участков, предоставленных для целей, не связанных со строительством (подпункт 5 пункта 2).В соответствии с подпунктом 17 пункта 2 Постановления №1 руководитель Департамента управления имуществом городского округа Самара наделен полномочиям по взысканию сумм задолженности по арендной плате, процентов, штрафов, пеней, неосновательного обогащения за использование земельных участков, предоставленных для целей, не связанных со строительством, освобождению таких земельных участков, аннулированию сведений о земельном участке из Единого государственного реестра недвижимости в судебном порядке.
Таким образом, Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет права арендодателя по Договору.
Данный договор зарегистрирован Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 2.2 Договора срок его действия с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 2.1 Договора он действует по ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Департамент отказался от договора с ДД.ММ.ГГГГ и предложил арендатору вернуть земельный участок по акту приема - передачи в десятидневный срок.
Однако, арендуемый земельный участок от объекта, расположенного на нем, Ответчик не освободил и не передал его по акту приема-передачи.
В соответствии с п. 4.3.5 Договора Арендатор обязан после прекращения действия Договора передать участок Арендодателю в состоянии и качестве не хуже первоначального в десятидневный срок по акту приема-передачи.
Претензией от ДД.ММ.ГГГГ № Истец предложил Ответчику освободить земельный участок площадью 24.00 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, около <адрес>, и передать по акту, приема-передачи в течение семи дней с момента получения претензии. Однако до настоящего времени участок не освобожден и арендодателю по акту приема-передачи не передан.
Актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что вышеуказанный земельный участок не освобожден и используется под размещение металлического киоска.
Таким образом, Ответчик неправомерно препятствует владению и пользованию спорным земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
Принимая во внимание, что нахождение временного некапитального объекта, расположенного на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, создает препятствие в пользовании, владении распоряжении неправомерно занимаемым земельным участком нарушение права должно быть устранено в судебном порядке.
На основании изложенного, истец просит обязать Архипова Владимира Николаевича освободить и передать земельный участок площадью 24.00 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, около <адрес>, представителю Департамента по акту приема-передачи в течение десяти дней с момента вступления судебного акта в законную силу.
В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара – Маненков Е.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил его удовлетворить.
Ответчик Архипов В.Н. в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы гражданского дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основаниях своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Земельного кодекса РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ииная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление хозяйственной деятельности, самовольной уступки права пользования землей, а также самовольной мены земельными участками.
В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», введенной Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, осуществляется органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с Законом Самарской области от 26.02.2015 № 11-ГД, «О внесении изменений в Закон Самарской области от 29.12.2014 № 134 –ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправленияотдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области», в Закон Самарской области от 11 марта 2005 года № 94-ГД «О земле» в части исключения из компетенции органов государственной власти Самарской области полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, когда распоряжение соответствующими земельными участками в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» должно быть осуществлено органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Устава городского округа Самара Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями дляосуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.
С 01 марта 2015 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии со ст.3.3. ФЗ от 25.10.2001г. № 137 «О введении в действие Земельного кодекса российской Федерации» на территории городских округов осуществляется органами местного самоуправления.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 № 1 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» Департамент управления имуществом городского округа Самара наделен полномочиями по контролю за соблюдением условий договоров аренды земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками для целей не связанных со строительством, взысканию сумм задолженностипо арендной плате, процентов, штрафов, пеней, неосновательного обогащения за использование земельных участков для целей, не связанных со строительством, урегулирования разногласий при заключении, исполнении и расторжении договоров аренды, купли-продажи земельных участков, предоставленных для целей, не связанных со строительством, и освобождению таких земельных участков, аннулирования сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством имущественных отношений <адрес> и Архиповым Владимиром Николаевичем заключен договор № аренды земельного участка, общей площадью 24,00 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, около <адрес>, для использования под временный павильон «Продукты».
Данный договор зарегистрирован Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок передан в пользование арендатору по акту приема-передачи.
Земельный участок, предоставленный по вышеуказанному договору аренды относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
В настоящее время права арендодателя по Договору осуществляетДепартамент управления имуществом городского округа Самара на основании постановления Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара»
Согласно условиям договора, установленным в п.п. 2.1-2.2, срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец направил в адрес ответчика уведомление с просьбой вернуть арендатору земельный участок по акту приема - передачи в десятидневный срок.
Однако, до сегодняшнего дня, ответчик не освободил и не передал по акту приема-передачи арендуемый земельный участок от объекта, расположенного на нем.
В соответствии с п. 4.3.5 Договора Арендатор обязан после прекращения действия Договора передать участок Арендодателю в состоянии и качестве не хуже первоначального в десятидневный срок по акту приема-передачи.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Архипов В.Н. использует земельный участок, государственная собственность на который не разграничена в г.о. Самара, площадью 24 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, около <адрес>, без каких либо правовых оснований.
Доказательств иного в ходе рассмотрения дела суду не представлено.
ДД.ММ.ГГГГ ДУИ г.о. Самара направил в адрес ответчика претензию №, в которой предложили ответчику освободить земельный участок площадью 24 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, около <адрес>, и передать по акту, приема-передачи в течение семи дней с момента получения претензии.
Актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что вышеуказанный земельный участок не освобожден и используется под размещение металлического киоска.
Требование Департамента управления имуществом г. о. Самара об освобождении земельного участка оставлено ответчиком без удовлетворения, в связи с чем, истец вынужден обратиться в суд.
В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе, самовольного занятия земельного участка.
В соответствии со ст.76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Принимая во внимание, что нахождение и использование незаконно возведенного ответчиком объекта на спорном земельном участке препятствует распоряжению данным земельным участком уполномоченными органами, а также то, что в досудебном порядке данное нарушение устранить не удалось, требование истца об освобождении ответчиком земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, около <адрес>обоснованно и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере 400 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требованияДепартамента управления имуществом г.о. Самара к Архипову Владимиру Николаевичу об освобождении земельного участка– удовлетворить.
Обязать Архипова Владимира Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес> освободить земельный участок площадью 24 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> передать его представителю Департамента управления имуществом г.о. Самара по акту приема-передачи в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 12.07.2021 г.
Председательствующий: подпись Нуждина Н.Г.
Копия верна. Судья Секретарь
Подлинный документ подшит в материалах гражданского дела №2-3547/21 УИД 63RS0045-01-2021-004619-16Промышленного районного суда г. Самары