Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2617/2017 ~ М-2307/2017 от 05.09.2017

Дело № 2-2617/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2017 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Овчинниковой Е.В.,

при секретаре Ждановой К.В.,

с участием помощника прокурора Пермского района Пермского края Погореловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пермского района Пермского края к Индивидуальному предпринимателю П. об обязании устранить нарушение законодательств,

установил:

Прокурор Пермского района обратился в суд с иском к Индивидуальному предпринимателю П. об обязании привести в соответствие с требованиями СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» торговый павильон по адресу: <адрес>, а именно: оборудовать при входе в торговый павильон входную площадку и пандус, привести в соответствие входную площадку в отдел по продаже пива, проем, ведущий в помещение магазина, обозначить специальными символами доступные элементы здания торгового павильона.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о доступности для маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, организациями, расположенными на территории <адрес>, в ходе которой установлено, что по адресу <адрес> в <адрес> расположен торговый павильон, находящийся в собственности ответчика. При этом были выявлены нарушения, выразившиеся в несоблюдении социального права маломобильных граждан и инвалидов для доступа к объекту социальной инфраструктуры - вышеназванного павильона. Установлено, что вход в торговый павильон ИП П. оборудован ступенькой высотой 20 см. Визуальная информация (звуковая и тактильная) требования к которой установлены разделом 5.5 СП 5913330.2012, отсутствует, входная площадка отсутствует в нарушение п.5.1.2 СП 59.13330.2012. Пандус отсутствует в нарушение п.4.1.14СП 59.13330.2012. Ширина тамбура 170 см, длина 2м. В тамбуре вход в помещение магазина расположен напротив входной двери, справа от входной двери расположен отдел по продаже пива. Вход в помещение магазина оборудован пластиковой дверью со стеклом. Ширина двери, ведущей в помещение магазина-80 см, в открытом состоянии ширина проема сужается до 74 см, в нарушение п.5.2.2 СП 59.13330.2012. Высота прилавка в магазине -90 см.. Вход в отдел по продаже пива оборудован двумя ступеньками, пандус отсутствует. Верхняя площадка ступеней 50х25 см, что является нарушением п. 5.2.13 СП 59.13330.2012.

Таким образом, торговый павильон ИП П. нормативным требованием не соответствует, что приводит к нарушению прав инвалидов и других маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ.

В судебном заседании помощник прокурора Пермского района на иске настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик ИП П. в судебное заседание не явился, в предварительном судебном заседании с исковыми требованиями согласился, пояснил, что устраняет выявленные нарушения.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи,…инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Установив в ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла – коляски и собак – проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В статье 1 Закона Пермского края от 04.04.2016 N 627-ПК "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Пермского края" даны следующие понятия:

инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;

маломобильные группы населения - лица пожилого возраста; иные лица с ограниченными возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, получать услугу и необходимую информацию, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления; беременные женщины, а также граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски;

социальная, инженерная и транспортная инфраструктуры - комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, расположенных на территории Пермского края.

В соответствии с ст. 3 Закона Пермского края от 04.04.2016 N 627-ПК к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, на которых обеспечиваются условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания; административные здания и сооружения; культурно-зрелищные учреждения и организации (театры, кинотеатры, концертные залы и площадки, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и другие); учреждения и организации образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; общественные и производственные здания, финансово-банковские учреждения и организации; объекты торговли, торговые и торгово-развлекательные комплексы.

Таким образом, из положений Федерального закона следует, что к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым, в том числе, относится и здание магазина принадлежащего ИП П., вытекающая из вышеприведенных норм публичная обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры возлагается на уполномоченные субъекты, указанные в части 1 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в введенном с 1 января 2013 года Своде правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденном приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 г. N 605, который устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям.

В соответствии с данным сводом правил, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м.

Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами (п. 4.1.14).

Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 1:20 (5%).

На временных сооружениях или объектах временной инфраструктуры допускается максимальный уклон пандуса 1:12 (8%) при условии, что подъем по вертикали между площадками не превышает 0,5 м, а длина пандуса между площадками - не более 6,0 м.

Пандусы при перепаде высот более 3,0 м следует заменять лифтами, подъемными платформами и т.п.

В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина винтового пандуса при полном повороте должна быть не менее 2,0 м.

Через каждые 8,0 - 9,0 м длины марша пандуса должна быть устроена горизонтальная площадка. Горизонтальные площадки должны быть устроены также при каждом изменении направления пандуса.

Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна иметь размер не менее 1,5 м по ходу движения, а на винтовом - не менее 2,0 м.

Пандусы в своей верхней и нижней частях должны иметь горизонтальные площадки размером не менее 1,5 (п. 5.2.13).

Согласно п.5.1.3 СП 59.13330.2012 входная площадка при входах, доступных маломобильным группам населения, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий- подогрев поверхности покрытия. Размеры входной площадки при открывании полотна дверей наружу должны быть не менее 1,4х2,0 м или 1,5х1,85 м. Размеры входной площадки с пандусом не менее 2,2х2,2м.

Подходы к различному оборудованию и мебели должны быть по ширине не менее 0,9м, а при необходимости поворота кресла-коляски на 90 градусов. Диаметр зоны для самостоятельного разворота на 180 градусов инвалида на кресле-коляске следует принимать не менее 1,4 м. Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании «от себя» должна быть не менее 1,2 м, а при открывании «к себе»- не менее 1,5м, при ширине проема не менее 1,5 м (п.5.2.5 СП 59.133302012).

Согласно свидетельства о госрегистрации права от 21.12.2004 года торговый павильон с подвалом, складом и навесом, расположенный по адресу: <адрес>, торговый павильон, принадлежит на праве собственности П. (л.д. 18).

Из акта проверки, проведенной помощником прокурора Пермского района Пермского края, в здании магазина продуктов по адресу: <адрес>, вход в торговый павильон ИП П. оборудован ступенькой высотой 20 см. Визуальная информация (звуковая и тактильная) требования к которой установлены разделом 5.5 СП 5913330.2012, отсутствует, входная площадка отсутствует в нарушение п.5.1.2 СП 59.13330.2012. Пандус отсутствует в нарушение п.4.1.14СП 59.13330.2012. Ширина тамбура 170 см, длина 2м. В тамбуре вход в помещение магазина расположен напротив входной двери, справа от входной двери расположен отдел по продаже пива. Вход в помещение магазина оборудован пластиковой дверью со стеклом. Ширина двери, ведущей в помещение магазина-80 см, в открытом состоянии ширина проема сужается до 74 см, в нарушение п.5.2.2 СП 59.13330.2012. Высота прилавка в магазине -90 см. Вход в отдел по продаже пива оборудован двумя ступеньками, пандус отсутствует. Верхняя площадка ступеней 50х25 см, что является нарушением п. 5.2.13 СП 59.13330.2012.

В силу части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).

Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 689-О-О, от 24 октября 2013 года N 1632-О предусматривается, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

Из материалов дела следует, что собственником торгового павильона, в котором располагается магазин, является П., который использует данное здание в предпринимательских целях, являясь индивидуальным предпринимателем, для организации розничной торговли продуктовыми товарами, то есть в качестве объекта социальной инфраструктуры.

Таким образом, учитывая изложенную выше правовую позицию Конституционного Суда РФ, суд приходит к выводу, что именно на ответчика, являющегося собственником объекта социальной инфраструктуры, подлежит возложению обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к данному Объекту, поскольку именно собственник помещения обязан содержать его в состоянии, отвечающем требованиям законодательства, в том числе, строительным нормам и правилам, позволяющим использовать его как объект социальной инфраструктуры.

Также суд учитывает, что ответчик не оспаривает выявленные нарушения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что именно ответчик обязан обеспечить беспрепятственный доступ к магазину инвалидов, поскольку он самостоятельно определяет цель своей деятельности, для достижения которой использует помещение в качестве объекта социальной инфраструктуры.

Суд, учитывая изложенное и принимая во внимание, что ответчик допускает нарушения требований действующего законодательства в части исполнения требований о социальной защите инвалидов, тем самым, ограничивая беспрепятственный доступ инвалидам и другим маломобильным группам населения к объектам социальной инфраструктуры, нарушая конституционные права граждан – инвалидов и иных маломобильных групп населения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что на ответчика необходимо возложить обязанности по приведению в соответствие с требованиями СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» торговый павильон по адресу: <адрес> а именно: оборудовать при входе в торговый павильон входную площадку и пандус, привести в соответствие входную площадку в отдел по продаже пива, проем, ведущий в помещение магазина, обозначить специальными символами доступные элементы здания торгового павильона.

Срок исполнения решения суда устанавливается исходя из принципа достаточности времени, необходимого для устранения нарушений, а также с учетом климатических особенностей местности, поэтому суд приходит к выводу, что указанные нарушения должны быть устранены ответчиком в срок до 01.09.2018г..

     Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Пермского района Пермского края удовлетворить.

Возложить на ИП П. в срок до 01.09.2018г. привести в соответствие с требованиями СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» торговый павильон по адресу: <адрес> а именно: оборудовать при входе в торговый павильон входную площадку и пандус; привести в соответствие входную площадку в отдел по продаже пива; проем, ведущий в помещение магазина; обозначить специальными символами доступные элементы здания торгового павильона.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательном виде изготовлено 13.11.2017г.

Судья (подпись)

Копия верна:

Судья Е.В. Овчинникова

2-2617/2017 ~ М-2307/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Пермского района
Ответчики
Индивидуальный предприниматель Пикулев Сергей Владимирович
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Овчинникова Елена Валерьевна
Дело на странице суда
permsk--perm.sudrf.ru
05.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2017Передача материалов судье
05.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.10.2017Предварительное судебное заседание
27.10.2017Судебное заседание
13.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2018Дело оформлено
23.04.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее