Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-653/2017 ~ М-114/2017 от 12.01.2017

Дело № 2-653/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

04 мая 2017 года г.Тамбов

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи Шелухановой С.П.,

при секретаре Перелыгиной Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Тамбова к Аскеровой Е.О., С.М.С., А.Т.С., Серовой О.И., Аскерову С.А. о заключении договора мены квартир, выселении с предоставлением другого жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Аскерова Е.О. (Серова) является собственником квартиры ***.

Решением Исполнительного комитета Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся от *** *** «О мерах по переселению граждан из аварийных домов» жилой дом *** признан аварийным.

В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 29.04.2013 г. №443 указанный дом включен в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2013 и до 01 сентября 2017 г. расселение жильцов дома намечено на 3-4 квартал 2016 года.

Администрация г. Тамбова обратилась в суд с иском к ответчикам об обязании Аскеровой (Серовой Е.О.) заключить договор мены квартиры *** принадлежащей городскому округу- город Тамбов без доплаты с администрацией г. Тамбова с передачей в собственность Аскеровой Е.О. квартиры *** ***, и передачей в собственность муниципального образования-городской округ- г. Тамбов ***, выселении Аскеровой Е.О., С.М.С., А.Т.С., Аскерова С.А., Серовой О.И. из квартиры *** с предоставлением другого жилого помещения- квартиры *** ***.

В обоснование заявленных требований администрация указала, что во исполнение требований областной программы и Федерального закона от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», жилищным комитетом администрации г. Тамбова проводилась работа по переселению граждан зарегистрированных в доме ***. В целях ускорения решения жилищной проблемы и в интересах граждан, администрацией г. Тамбова приобретены квартиры с целью расселения граждан.

17.08.2015 г. на имя Серовой О.Е. направлено уведомление о принятии решения о переселении до 01.10.2015 г.

30.09.2015 г. в адрес жилищного комитета администрации г. Тамбова поступило сообщение Серовой (Аскеровой) Е.О. о согласии на предоставление в рамках программы переселения из аварийного жилищного фонда другого жилого помещения.

Для целей переселения Администрацией г. Тамбова приобретена квартира с использованием бюджетных средств по адресу: ***, общей площадью 36,0 кв.м., однако 21.12.2016 г. Аскерова Е.О. от переселения в указанную квартиру отказалась. В связи с чем Администрация г. Тамбова считает, что поскольку Аскерова в свое время, как собственник жилого помещения, выразила свою позицию в отношении способа переселения, требования ст. 32 ЖК РФ администрацией г. Тамбова соблюдены.

.

В судебном заседании представитель администрации г. Тамбова по доверенности Корабанов А.Н. исковые требования поддержал по основаниям и в объеме, изложенным выше.

В судебном заседании ответчик Аскерова (Серова) О.Е., действующая за себя и за несовершеннолетних детей А.Т.С. и С.М.С. иск не признала, пояснив, что при осмотре предлагаемой квартиры выявлено, что ее жилая площадь меньше занимаемой в настоящее время, а также её не устраивает отдаленный район, отсутствие индивидуального отопления и наличие в квартире электрической плиты, что в случае отключения электроэнергии сделает затруднительным уход за двумя малолетними детьми. Кроме того, она не уверена, что дом, в котором она проживает будет снесен, так как он относится к объектам культурного наследия.

Ответчик Серова О.И. иск не признала по тем же основаниям.

Ответчик Аскеров С.А., надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился.

Представитель органов опеки и попечительства в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, пом. прокурора Татаринова С.Г., полагавшего, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239).

Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела

Аскерова (Серова) О.Е. является собственником квартиры 5 общей площадью 24,5 кв.м. в доме ***, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л/д 10).

Кроме собственника в указанном жилом помещения проживают члены ее семьи: муж Аскеров Т.С. оглы, двое несовершеннолетних детей: С.М.С. и ФИО8 Т.С., а также Серова О.И., что подтверждается выпиской и домовой книги и копией лицевого счета (л/д. 41-42), а также пояснениями ответчиков.

Решением исполнительного комитета Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся от 09.10.1975 г. №1568 «О мерах по переселению граждан из аварийных домов», дом *** признан аварийным (л/д 12).

В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 29.04.2013 г. №443 указанный дом включен в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2013 и до 01 сентября 2017 г. расселение жильцов дома намечено на 3-4 квартал 2016 года.

В рамках реализации мероприятий указанной программы, администрацией г. Тамбова приобретена и оформлена в муниципальную собственность квартира ***, площадью 36,0 кв.м. в доме ***, что подтверждается свидетельством о регистрации права (л/д 9).

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Обстоятельства признания аварийным жилого дома, в котором проживают ответчики, включения дома в адресную программу расселения собственников и того, что она не возражает против предоставления ей другого жилого помещения, стороны не оспаривают.

Ответчики не согласны лишь с жилой площадью предоставляемого помещения и его месторасположением.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение изымается у собственника путем его выкупа; решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.

Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путём выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену.

Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, членов его семьи осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства".

Если аварийный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 2 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства", имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения жилищных прав.

Часть 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" также указывает на необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений ЖК РФ, в том числе его ст. 32.

На основании частей 6, 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

По смыслу указанной правовой нормы обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения допускается как путём заключения соглашения о выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение, так и путём заключения соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачётом его стоимости в выкупную цену.

В то же время, включение аварийного дома в адресную программу является самостоятельным основанием либо для предоставления иного жилого помещения собственнику жилого помещения при переселении из аварийного жилищного фонда, либо его выкупа.

Как указывалось выше, судом установлено, что дом *** включен в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2013 и до 1 сентября 2017 года, утвержденную постановлением администрации области от 29.04.2013 г. №443.

В соответствии с разделом 5 указанной программы гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих на праве собственности, выразившим согласие на получение выкупной цены за изымаемые у них жилые помещения, производится выплата выкупной цены или в соответствии с частями1-9 статьи32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственниками жилых помещений предоставляются жилые помещения с зачётом стоимости изымаемых жилых помещений в выкупную цену путём заключения договоров мены или купли-продажи.

В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 2 июля 2009 г. N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (подпункт "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N14). Новое жилье может быть предоставлено лишь при достижении соглашения с собственником помещений в аварийном доме.

Соглашения о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого Аскерова (Серова) Е.О. с органом муниципального образования не заключала, а следовательно, доводы ответчика о возникновении у Аскеровой Е.О. обязанности по заключению договора мены не основаны на нормах законодательства.

Поскольку и в судебном заседании Аскерова Е.О. отказалась от переселения в предложенную квартиру, указанное обстоятельство исключает возможность обязания на заключение договора мены, выселения её и членов её семьи из занимаемого жилого помещения и принудительного наделения ее правом собственности на другое жилое помещение.

Ввиду отсутствия оснований для удовлетворения требований администрации г. Тамбова о возложении на Аскерову Е.О. обязанностей по заключению договора мены, суд считает не подлежащими удовлетворению и требования истца относительно выселения остальных ответчиков в другое жилое помещение.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░., ░.░.░., ░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░,

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 04 ░░░ 2017 ░.

░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░

2-653/2017 ~ М-114/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация г.Тамбова
Ответчики
Серова Елена Олеговна
Аскеров Тимур Сеймур Оглы
Серова Ольга Ивановна
Другие
Отдел опеки и попечительства
Суд
Ленинский районный суд г. Тамбова
Судья
Шелуханова Светлана Петровна
Дело на сайте суда
sud24--tmb.sudrf.ru
12.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.01.2017Передача материалов судье
16.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2017Подготовка дела (собеседование)
01.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2017Судебное заседание
09.03.2017Судебное заседание
29.03.2017Судебное заседание
13.04.2017Судебное заседание
04.05.2017Судебное заседание
04.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее