Дело (УИД) № 70RS0001-01-2021-004772-65
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«12» января 2022 года Кировский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Е.С. Николаенко
при ведении протокола помощником судьи А.С. Миковой
с участием
представителя истца ФИО5 действующей на основании доверенности от 04.10.2021 года сроком на один год,
представителя ответчика ФИО6, действующего на основании доверенности от /________/ сроком на три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по исковому заявлению Департамента здравоохранения Томской области к ФИО2 о взыскании части единовременной компенсационной выплаты, неустойки,
установил:
Департамент здравоохранения /________/ обратился в суд с иском к ФИО2 о взыскании части единовременной компенсационной выплаты, неустойки.
В обоснование требований указано, что предоставление единовременной компенсационной выплаты в 2013 году за счет средств областного бюджета в размере 1000000 рублей осуществлялось медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим в 2013 - 2014 годах на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным исполнительным органом государственной власти /________/ договор. Департамент здравоохранения /________/, рассмотрел поступившее /________/ заявление ФИО2 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в соответствии со статьей 51 Федерального закона от /________/ № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», согласно пункту 7, 8 Порядка заключения Департаментом здравоохранения /________/ договоров с медицинскими работниками, имеющими право на получение единовременных компенсационных выплат, утвержденного постановлением /________/ от /________/ /________/а «О мерах по реализации в 2013 году статьи 51 Федерального закона от /________/ /________/-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и заключил договор /________/ /________/ о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Согласно договору от /________/ /________/ о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, Департамент здравоохранения /________/ обязался предоставить ФИО2 единовременную выплату в размере 1 000 000 руб., работник в свою очередь обязался работать непрерывно в течение 5 (пяти) лет по основному месту работы, расположенному в населенном пункте /________/, на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным им с /________/». Департаментом здравоохранения /________/ принятые на себя обязательства исполнены, что подтверждается заключенным договором от /________/ /________/ о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, платежными поручениями от /________/ /________/, /________/ перечислено 1 000 000 рублей, тогда как с ответчиком, /________/ был расторгнут трудовой договор /________/ от /________/ в соответствии с п. 3 ч. 1 ст.77 ТК РФ, о чем свидетельствует приказ /________/ /________/ Департаментом здравоохранения /________/ было направлено для подписания соглашение о расторжении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику ФИО2 по адресу: 634024, г. Томск, /________/, однако было возвращено почтой России /________/. До настоящего времени обязательства договора от /________/ /________/ о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику не исполнены. Таким образом, задолженность ФИО2 перед Департаментом здравоохранения /________/, с учетом неустойки составляет 108 577, 35 рублей.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, просит взыскать с ответчика часть единовременной компенсационной выплаты в размере 48192, 77 руб., неустойку в размере 0,1 процента от размера части единовременной компенсационной выплаты, подлежащей возврату в областной бюджет за каждый день просрочки, начиная со дня следующего за днем истечения срока, установленного пунктом 2.1.2 договора в размере 60 384, 58 руб., а всего 108577, 35 руб.
В судебном заседании представитель истца ФИО7, требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что обязанность ответчика по непрерывной работе в течение 5 лет по основному месту работы согласно договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, не была исполнена, поскольку указанный пятилетний срок исчисляется с момента заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, а не с даты заключения трудового договора между работником и медицинским учреждением, что предусмотрено Федеральным законом от /________/ №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Ответчик ФИО2, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, представала заявление, согласно которому просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя.
Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании требования не признал, представил отзыв на исковое заявление, доводы которого поддержал в полном объеме. Пояснил, что в соответствии с пунктом 12.1 статьи 51 Федерального Закона от /________/ №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» - в 2013 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2013 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Порядок и условия предоставления указанной компенсационной выплаты установлен подпунктом 3 пункта 12.2 ст. 51 названного Закона, согласно которому установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения. Таким образом, обязательный 5-летний срок для медицинского работника, получившего указанную компенсационную выплату, начинается с момента заключения ФИО2 трудового договора с учреждением здравоохранения, то есть, с /________/. На момент увольнения ФИО2 с занимаемой должности и из данного учреждения здравоохранения с /________/, она выработала необходимый 5 летний срок. Указал, что условие договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты об исчислении пятилетнего срока с момента заключения такого договора противоречит требованиям законодательства.
На основании части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.
Заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Осуществление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, прибывшим после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта предусмотрено частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2011 г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
В соответствии с частью 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в 2013 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 году после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 году осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Целью указанной правовой нормы является привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений. Компенсационная природа единовременной выплаты призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из городов и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.
В вышеуказанном Федеральном законе дана основополагающая характеристика понятию «единовременная выплата», которая должна носить компенсационный характер. То есть единовременная компенсационная выплата призвана возместить медицинскому работнику понесенные вследствие прибытия (переезда) на работу в сельский населенный пункт затраты. При этом порядок использования компенсационной выплаты законодателем не регулируется, полученные денежные средства медицинский работник может использовать как на приобретение недвижимости, так и на потребительские нужды, главное условие для получившего компенсационную выплату медицинского работника - отработать 5 лет в сельской местности, тогда как целевые средства выделяются на строго определенные законом цели.
В силу части 12.2 статьи 51 названного Федерального закона иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих:
1) предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в части 12.1 настоящей статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте либо рабочем поселке и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки;
2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, представить в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом;
3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду.
Постановлением Администрации Томской области от 20.03.2013 №106а «О мерах по реализации в 2013 году статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» утвержден Порядок заключения Департаментом здравоохранения Томской области в 2013 году договоров с медицинскими работниками, имеющими право на получение единовременных компенсационных выплат, согласно которому Департамент здравоохранения Томской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Томской области по заключению договоров с медицинскими работниками.
Согласно трудовой книжке ФИО2 /________/ она была принята на работу на основании приказа /________/ от /________/ в /________/ на должность медицинской сестры участковой.
/________/ между ФИО2 и /________/ /________/ был заключен трудовой договор /________/, согласно которому она принята на работу на неопределенный срок, ее работа является основной, на 1,0 ставку.
После устройства на работу в /________/ ФИО2 /________/ обратилась с заявлением на имя начальника Департамента здравоохранения Томской области с просьбой предоставления единовременной компенсационной выплаты в соответствии со ст. 51 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
/________/ между Департаментом здравоохранения Томской области и ФИО2 заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику /________/, по условиям которого медицинский работник, имеющий право на получение единовременной компенсационной выплаты в соответствии со статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» обязуется работать непрерывно в течение пяти лет со дня подписания настоящего договора по основному месту работы в /________/ на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным им с /________/
Департамент обязуется предоставить медицинскому работнику в связи с исполнением им обязательства, предусмотренного настоящим разделом договора, единовременную компенсационную выплату в размере 1000000 рублей.
Согласно пункту 2.1.2 договора медицинский работник обязан возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1,2,5,6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду, в течение 30 календарных дней со дня прекращения трудового договора.
Единовременная компенсационная выплата в размере 1000000 рублей произведена Департаментом здравоохранения Томской области, что подтверждается платежным поручением от /________/ /________/, платежным поручением от /________/ /________/.
/________/ ФИО2 уволена на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, что подтверждается приказом главного врача /________/ от /________/ /________/
В период работы в /________/ с /________/ по /________/ ФИО2 трудовые обязанности осуществляла в одной должности участковой медицинской сестры, что подтверждается записями в трудовой книжке /________/.
Истцом в адрес ФИО2 /________/ направлено соглашение о расторжении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, по условиям которого медицинский работник обязан возвратить Департаменту здравоохранения Томской области часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному периоду в размере 48192, 77 рублей, которое ответчиком получено не было, возвращено в адрес Департамента с отметкой об истечении срока хранения почтового отправления.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением истец ссылается на обязанность медицинского работника работать непрерывно в течение пяти лет со дня подписания договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты по основному месту работы, которая предусмотрена как самим договором, так и Федеральным законом от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Вместе с тем, с указанным доводом истца суд согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), другими положениями ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (ст. 3, 422 ГК РФ).
При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (п. 5 ст. 10, п. 3 ст. 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Учитывая, что спорные отношения в связи с производством социальной выплаты не являются гражданско-правовыми, не регулируются гражданским законодательством, а являются социальными отношениями, соответственно, правовое регулирование порядка предоставления единовременной компенсационной выплаты установлено положениями пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений), поэтому заключенный сторонами договор не может противоречить этим нормам.
Исходя из буквального толкования положений ч. 12.1, п. п. «а», «в» ч. 3 ст. 12.2, ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», обязанность медицинского работника работать в течение 5 лет в сельском населенном пункте, а также обязанность возврата медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты не ставится в зависимость от даты заключения с ним договора на получение единовременной компенсационной выплаты, основанием для возврата медицинским работником части компенсационной выплаты является прекращение трудового договора с медицинским учреждением - работодателем до истечения пятилетнего срока, указание о возможности исчислять пятилетний срок работы с более поздней даты, чем дата начала работы, отсутствует.
Таким образом, учитывая, что обязательным условием получения указанной компенсационной выплаты является, помимо договора о ее предоставлении, наличие трудового договора, предоставление данной выплаты связано с осуществлением трудовой функции, то период работы следует исчислять именно с даты заключения ответчиком трудового договора от /________/, поскольку указанная выплата связана с исполнением медицинским работником именно трудового договора с /________/
Довод истца о необходимости исчисления указанного пятилетнего срока с момента заключения договора с истцом (/________/), а не с момента заключения ФИО2 трудового договора с /________/» (/________/), основан на ошибочном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ФИО2 обязанность работать в течение пяти лет по основному месту работы исполнена с /________/ по /________/, оснований для удовлетворения требования Департамента здравоохранения Томской области о взыскании части единовременной компенсационной выплаты, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 195, 232.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «19» ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░