Дело № 21-294/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Тюмень 03 июля 2017 года
Судья Тюменского областного суда Левина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества «Золотые луга» на решение судьи Омутинского районного суда Тюменской области от 17 мая 2017 года,
у с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тюменской области, начальника геологического водного надзора и надзора в сфере охоты Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тюменской области (далее также – Управление Росприроднадзора по Тюменской области, административный орган) Антипкиной И.И. № 8-в от 14 марта 2017 года юридическое лицо – акционерное общество «Золотые луга» (далее – АО «Золотые луга») привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 80 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, АО «Золотые луга» в лице представителя Ягодкиной Е.Т. обратилось в суд с жалобой и дополнениями к жалобе, в которых просило постановление отменить, производство по делу прекратить. Указывая на отсутствие возможности своевременного сбора документов для получения разрешения на сброс, считало вина юридического лица в совершении вмененного правонарушения отсутствует. Полагало, что нарушение, содержащееся в протоколе об административном правонарушении, не было указано ни в акте проверки, ни в предписаниях государственных инспекторов. Считало, отсутствие разрешения не оказало негативного влияние на окружающую среду водного объекта, не принесло финансовых убытков Российской Федерации.
Решением судьи Омутинского районного суда Тюменской области от 17 мая 2017 года постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Тюменской области Антипкиной И.И. № 8-в от 14 марта 2017 года в отношении юридического лица – АО «Золотые луга» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба АО «Золотые луга» оставлена без удовлетворения.
С данным решением не согласно АО «Золотые луга», которое в жалобе, поданной в вышестоящий суд представителем Сизой Н.В., считая решение судьи районного суда незаконным и необоснованным, просит об его отмене, принятии по делу нового решения об удовлетворении жалобы в полном объеме.
Представитель АО «Золотые луга», должностное лицо административного органа о времени и месте рассмотрения дела судом извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с этим полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела по жалобе АО «Золотые луга» в порядке части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ) в полном объеме, изучив доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены решения судьи районного суда и постановления старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Тюменской области.
Частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты.
Объективную сторону правонарушения, образуют действия, нарушающие правила водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты.
Одним из основополагающих принципов водного законодательства, установленных статьей 3 Водного кодекса Российской Федерации, является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Порядок предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты регламентируется Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденным приказом Минприроды России от 09 января 2013 года № 2. Конечным результатом предоставления государственной услуги является выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
Как следует из материалов дела, АО «Золотые луга» является водопользователем, которому предоставлено право пользования поверхностным объектом – пруд на <.......> на основании решения от 28 мая 2014 года № <.......> о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод в пруд на <.......> на 23 км от устья в черте <.......>. Срок водопользования установлен с <.......> по <.......>.
10 февраля 2017 года должностным лицом административного органа было установлено, что АО «Золотые луга» осуществляется сброс сточных вод в пруд на <.......> на 23 км от устья, без соответствующего разрешения на сброс веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Факт отсутствия разрешения на сброс веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты в период обнаружения административного правонарушения АО «Золотые луга» не оспаривается.
По данному факту постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Тюменской области Антипкиной И.И. № 8-в от 14 марта 2017 года юридическое лицо – АО «Золотые луга» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ.
Судья районного суда, оставляя без изменения оспариваемое постановление, пришел к выводу, что факт нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования и совершения административного правонарушения АО «Золотые луга» подтверждается материалами дела. При этом судья также исходил из того, что в период с мая 2014 года по февраль 2017 года АО «Золотые луга» не приняло всех зависящих от него мер по получению разрешения на сброс веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Выводы судьи о виновности юридического лица АО «Золотые луга» в совершении административного правонарушения и о степени его вины основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, которые учтены и приведены в решении.
Обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются: решением от 28 мая 2014 года о предоставлении водного объекта (пруд на <.......> 23 км.) в пользование АО «Золотые луга» до 03 сентября 2017 года; графиком выпуска (сброса) канализационно-бытовых стоков после очистки на 2014-2017 годы в пруд <.......>; данными плана мероприятий по рациональному использованию и охране водного объекта; протоколом об административном правонарушении от 02 марта 2017 года в отношении АО «Золотые луга», в котором указаны обстоятельства совершения правонарушения; другими собранными по делу доказательствами.
Признав исследованные доказательства достаточными и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган и судья районного суда сделали обоснованный вывод о наличии в действиях юридического лица АО «Золотые луга» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
АО «Золотые луга» имело возможность для исполнения требований водного и природоохранного законодательства, но им не были приняты все необходимые и достаточные для этого меры, иного из материалов дела не следует.
При этом наличие причиненного водному объекту ущерба не является элементом состава объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Для совершения указанного административного правонарушения достаточно возникновения угрозы загрязнения, засорения и (или) истощения водных объектов. Неполучение соответствующего разрешения такую угрозу создает, поскольку исключает возможность контроля допустимых выбросов веществ и микроорганизмов в водную среду.
Доводы жалобы не содержат новых аргументов и не влекут отмену вынесенного судьей районного суда решения, так как не опровергают правильные выводы судьи о наличии в действиях АО «Золотые луга» состава вмененного ему административного правонарушения.
Постановление административного органа и решение судьи районного суда по существу дела соответствуют его фактическим обстоятельствам, действующему законодательству, и оснований считать их ошибочными не имеется.
Административное наказание в виде штрафа в размере 80 000 рублей назначено в минимальных пределах, установленных санкцией части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений, не позволивших суду полно, всесторонне и объективно проверить законность принятого должностным лицом постановления, не установлено.
Оснований для отмены постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.6, 30.7, 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Решение судьи Омутинского районного суда Тюменской области от 17 мая 2017 года оставить без изменения, жалобу акционерного общества «Золотые луга» – без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда Н.В. Левина