Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2065/2019 ~ М-1231/2019 от 20.03.2019

дело № 2-2065/2019

УИД: 50RS0036-01-2019-001588-82

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«20» мая 2019 года

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Зиминой А.Е.

при секретаре Басовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гажийской Майи Анатольевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №16 по г.Москве и Московской области об обязании назначить досрочную пенсию по старости с момента обращения,

установил:

Истица Гажийская М.А. обратилась в суд с требованиями к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №16 по г.Москве и Московской области (далее - УПФР) о возложении обязанности назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 14.01.2019 г.

В обоснование иска указано, что 14.01.2019 она обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях". Решением УПФР от 29.01.2019 в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием оснований из-за наличия у заявителя иного статуса – приемный родитель. Полагает такой отказ ответчика незаконным.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала, при этом пояснила, что на нее как на опекуна ребенка-инвалида детства распространяется требования пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 14.01.2019 г.

Представитель ответчика УПФР Денисова Т.А. возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на законность принятого ответчиком решения и отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска, о чем суду представила письменный отзыв.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии со ст. 8 Закона "О страховых пенсиях", действующего с 01.01.2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

При этом продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет (ч. 1 ст. 35 ФЗ N 400-ФЗ).

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная ч. 2 ст. 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Статьей 35 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что с 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на день установления этой страховой пенсии.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.

Аналогичная норма содержалась в пп. 1 п. 1 ст. 28 Закона "О трудовых пенсиях в РФ".

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения №166-Р от 18.08.2015 истица является приемным родителем <данные изъяты> ребенка-инвалида с детства, исполняет обязанности опекуна на основании договора о приемной семье.

14.01.2019 истица обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Решением от 31.01.2017 г. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием правовых оснований для назначения досрочной страховой пенсии истцу как приемному родителю инвалида с детства, в том числе по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона "О страховых пенсиях".

С данным отказом истица не согласилась, в связи с чем последовало обращение в суд.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации опека (попечительство) и приемная семья являются различными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" установлено, что обязанности по опеке и попечительству по общему правилу исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных статьей 16 данного Федерального закона, а также Семейного кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 16); опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации видов государственной поддержки (часть 1 статьи 31).

Приемной семьей в соответствии со ст. 152 Семейного кодекса Российской Федерации признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы об опеке и попечительстве данного Кодекса. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, государственная поддержка приемных семей осуществляется через систему установления вознаграждений и компенсаций за воспитание ребенка.

Из п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона "О страховых пенсиях" следует, что право на досрочную пенсию предоставлено опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, то есть, приемные родители в данной норме закона не указаны.

Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 г. N 288-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М.А.А. на нарушение ее конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", несмотря на то, что приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором (пункт 2 статьи 153 Семейного кодекса Российской Федерации), опекуны и приемные родители инвалидов с детства обладают различным правовым статусом.

Следовательно, как указано в данном Определении, осуществление федеральным законодателем дифференциации условий назначения пенсии опекунам и приемным родителям детей-инвалидов не может рассматриваться как не согласующееся с конституционным принципом равенства и нарушающее права приемных родителей.

Далее, как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 3 ноября 2009 года N 1365-О-О "По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о проверке конституционности подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что касается опекунов инвалидов с детства, то правовое значение для снижения им общеустановленного возраста выхода на пенсию имеет момент установления опекунства до достижения ребенком возраста 8 лет, а также продолжительность фактических периодов опеки над ребенком-инвалидом. При этом право на досрочное назначение пенсии по старости имеют как опекуны инвалидов с детства, которые являются таковыми на момент обращения за пенсией, так и лица, которые ранее являлись опекунами инвалидов с детства, но на момент назначения пенсии таковыми не являются.

Данная позиция подтверждена Определением Конституционного Суда РФ от 23.11.2017 г. N 2710-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Е.В.А. на нарушение ее конституционных прав положением пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", где указано, что правовое значение для снижения опекунам инвалидов с детства общеустановленного возраста выхода на пенсию имеет момент установления опекунства до достижения ребенком возраста 8 лет, а также продолжительность фактических периодов опеки над ребенком-инвалидом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года N 1365-О-О).

Доводы истца о тождестве функций опекуна и приемного родителя, предполагающем их равные права на досрочное назначение пенсии по старости, основаны на неправильном толковании закона, поскольку из вышеприведенных норм следует, что законодательством установлен различный правовой статус приемных родителей и опекунов и разные виды их государственной поддержки.

Установление опеки и передача ребенка на воспитание в приемную семью являются разными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а приемные родители, в отличие от опекунов, выполняющих обязанности по опеке безвозмездно, исполняют обязанности по гражданско-правовому договору о передаче ребенка на воспитание в приемную семью за вознаграждение.

Поскольку при заключении договора о приемной семье приемный родитель с органом опеки и попечительства в трудовые отношения в том смысле, который им придается нормами действующего трудового законодательства (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации), не вступает, возникающие отношения на трудовом договоре, заключаемом в соответствии с Трудовым кодексом (статья 16 Трудового кодекса Российской Федерации), не основаны, рассматривать предусмотренные договором о приемной семье и выполняемые истцом обязанности как трудовые функции правовых оснований не имеется.

На вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, по смыслу ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" время ухода за приемными детьми может включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поэтому для опекуна, осуществляющего обязанности на безвозмездной основе, законодателем установлены иные меры социальной поддержки, в том числе, право на досрочное назначение трудовой пенсии (п. 1 ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

В контексте приведенных выше норм права и разъяснений Конституционного Суда РФ при установленных по делу обстоятельствах оснований для обязания ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона "О страховых пенсиях" не имеется, следовательно, заявленные исковые требования подлежат отклонению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Гажийской Майи Анатольевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №16 по г.Москве и Московской области об обязании назначить досрочную пенсию по старости с момента обращения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме - 20.05.2019 года

.

Судья:

2-2065/2019 ~ М-1231/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гажийская Майя Анатольевна
Ответчики
ГУ УПФ №16 по МО
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Судья
-Зимина Анжелика Евгеньевна
Дело на странице суда
pushkino--mo.sudrf.ru
20.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2019Передача материалов судье
25.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2019Подготовка дела (собеседование)
23.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2019Судебное заседание
20.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2019Дело оформлено
07.08.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее