Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-2522/2020 ~ М-1451/2020 от 26.02.2020

УИД №72RS0014-01-2020-001916-21

Дело №2-2522/2020

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень                                                              06 апреля 2020 года

Ленинский районный суд г.Тюмени в составе:

председательствующего судьи Добрынина И.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Шестаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управы Восточного АО Администрации г. Тюмени к Кравченко Алёне Сергеевне, Кравченко Константину Сергеевичу о продаже с публичных торгов самовольно переустроенного и перепланированного нежилого помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Управа Восточного АО Администрации г.Тюмени обратилась в суд к Кравченко А.С., Кравченко К.С. с требованиями о продаже с публичных торгов самовольно переустроенного и перепланированного нежилого помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, - с выплатой бывшим собственникам денежных средств, вырученных от продажи помещения, за вычетом расходов на исполнение судебного акта и с возложением на нового собственника такого помещения обязанности по приведению помещения в прежнее состояние.

Требования со ссылками на ст.26, ч.ч. 1, 3, 4 ст.29 ЖК РФ, п.п.1.3, 2.2, 2.4, 2.8 Порядка приведения самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в многоквартирном доме в прежнее состояние, утвержденного постановлением администрации г.Тюмени от 10.02.2014 №15-пк, мотивированы тем, что 28.05.2019 истцу от Государственной жилищной инспекции по Тюменской области поступил материл проверки, проведенной в отношении правообладателей нежилого помещения по адресу: по адресу: <адрес>, - и свидетельствующий о самовольной перепланировке в указанном помещении. Согласно акту проверки Инспекции от 18.05.2019 в помещении выявлен факт самовольного переустройства: на стене между подвальным помещением и лестничной клеткой оборудован дверной проем. Заявление о согласовании перепланировки в комиссию не поступало. На основании акта проверки Инспекции от 28.05.2019 №ТО-04-52, 10.06.2019 в адрес ответчиков вынесено предупреждение в срок до 10.01.2020 привести помещение в первоначальное состояние в соответствии с техническим паспортом. Предупреждение направлено заказным письмом с уведомлением о вручении. В установленный срок ответчики не представили информацию об устранении нарушений, что явилось основанием к обращению в суд с рассматриваемыми требованиями.

Лица, участвующие в деле, в том числе третье лицо Государственная жилищная инспекция по Тюменской области, в судебном заседание не явились, извещены надлежащим образом.

На основании ч.1 ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с неявкой в судебное заседание ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших о рассмотрении дела в их отсутствие, суд рассматривает заявленные требования в форме заочного производства.

Рассмотрев заявленные требования, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения производятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В силу ч.1 ст.29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, произведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч.6 ст.26 того же кодекса, и (или) с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п.3 ч.2 статьи 26 этого кодекса.

В соответствии с ч.3 ст.29 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

Согласно п.1 ч.5 названной статьи, если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в ч.3 означенной статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного ч.4 данной статьи, принимает решение в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние.

Таким образом, по общему правилу переустроенное и (или) перепланированное жилое помещение с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки является самовольным и должно быть приведено в прежнее состояние.

Вместе с тем в соответствии с ч.4 ст.29 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Из приведенной совокупности положений ст.ст. 26, 29 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что продажа с публичных торгов принадлежащего собственнику жилого помещения предусмотрена законодателем в качестве исключительной меры ответственности за самовольное переустройство и (или) перепланирование жилого помещения, влекущие нарушение прав и законных интересов граждан, создающие угрозу их жизни или здоровью, при невозможности его сохранения в существующем состоянии и отсутствии при этом иного предусмотренного законом способа защиты нарушенного права.

Как следует из материалов дела и подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.02.2020 Кравченко А.С. и Кравченко К.С. являются совместными собственниками нежилого подвального помещения площадью 189,7 кв.м. по адресу: <адрес>.

28.05.2019 Государственной жилищной инспекцией по Тюменской области составлен акт проверки №ТО-04-52 нежилого помещения по адресу: <адрес>, которым выявлены нарушения Правил №491 и Правил №170. В ходе обследования установлено, что в стене между подвальным помещением и лестничной клеткой оборудован дверной проем, иных изменений конфигурации нежилого помещения не обнаружено. Со слов собственника нежилое помещение приобретено в сентябре 2018 года в таком состоянии. Собственником перепланировка помещения не выполнялась.

Конкретных ссылок на нарушенные положения строительных и санитарных норм и правил, акт проверки не содержит.

Сопроводительным письмом Государственной жилищной инспекции по Тюменской области от 28.05.2019 №8165/19 в адрес Управы Восточного АО администрации г.Тюмени направлены материалы проверки.

Управой Восточного АО администрации г.Тюмени вынесено предупреждение от 10.06.2019 о приведении самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в многоквартирном доме в прежнее состояние в срок до 10.01.2020.

Предупреждение направлено Кравченко А.С. и Кравченко К.С. по адресу: <адрес>.

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170, определены условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений.

При этом пунктом 1.7.1 названных Правил установлено, что переоборудование жилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Поскольку полномочиями по согласованию перепланировок и переустройству помещений на территории Восточного АО г.Тюмени наделена Управа Восточного АО администрации г.Тюмени, она фактически представляет общественные интересы, а именно интересы граждан, проживающих в домах, в которых самовольно произведенные перепланировки могут повлечь за собой нарушения прав и законных интересов граждан либо создать угрозу их жизни и здоровью. Тем самым истец обеспечивает контроль за сохранностью жилого фонда, так как производство самовольных перепланировок может отрицательно повлиять на дальнейшую его эксплуатацию.

Несмотря на то, что отсутствие угрозы безопасности граждан и их имущества при произведенной в помещении ответчиков перепланировке не является предметом судебного рассмотрения, так как встречных требований о сохранении помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии не заявлялось, при рассмотрении требований, основанных на п.1 ч.5 ст.29 Жилищного кодекса Российской Федерации истец обязан был, но в нарушение положений ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств того, что перепланировка помещения ответчиков нарушает строительные и санитарные нормы и правила, чьи-либо права и законные интересы, создаёт угрозу безопасности граждан и их имущества.

В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В силу ч.3 ст.43 данного федерального закона определено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, Уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

На основании п.6 ч.1 ст.16 указанного федерального закона осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесено к вопросам местного значения городского округа.

Пунктами 7, 9 и 9.1 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями в области жилищных отношений по согласованию переустройства и перепланировки жилых помещений; осуществлению муниципального жилищного контроля; определению порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений.

Согласно п.2.2 Порядка приведения самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в многоквартирном доме в прежнее состояние, утвержденного постановлением администрации г.Тюмени от 10.02.2014 №15-пк, основанием для подготовки и направления уполномоченным органом предупреждения собственнику или нанимателю помещения являются:

а) копия решения Государственной жилищной инспекции Тюменской области, подтверждающего факт самовольного переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме;

б) акт приемочной комиссии об отказе в приемке ремонтно-строительных работ по перепланировке и (или) переустройству помещения в многоквартирном доме, содержащий выводы о несоответствии проведенной перепланировки и (или) переустройства проекту перепланировки и (или) переустройства помещения в многоквартирном доме, выданный в соответствии с муниципальным правовым актом города Тюмени;

в) вступившее в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении требований о сохранении помещения в многоквартирном доме в переустроенном и (или) перепланированном состоянии.

В нарушение положений ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не представлено ни одного документа из перечисленных в п.2.2 Порядка.

Акт проверки Государственной жилищной инспекции по Тюменской области от 28.05.2019 №ТО-04-52 признаками индивидуального распорядительного акта (решения) не обладает, отражает совершенные процессуальные действия, но также не содержит конкретных нарушений норм и правил.

Положения ст.29 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п.7 ч.1 ст.14, ст.ст. 26-28 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч.2 ст.26 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года»).

Кроме того, судом установлено, что предупреждение направлено ответчикам по адресу нахождения нежилого помещения, но не адресу места их жительства (ст.20 ГК РФ), что также могло негативно повлиять на своевременную реализацию гражданами их прав.

Таким образом, суд считает совокупность представленных в материалы дела документов недостаточной для принудительной продажи помещения ответчиком с публичных торгов, как исключительной меры ответственности граждан, а заявленные требования преждевременными и не подлежащими удовлетворению.

При этом, суд также считает, что истец не лишен возможности повторного обращения в суд с соответствующими требованиями при соблюдении процедуры, установленной федеральным законом и местными нормативно-правовыми актами.

На основании изложенного, суд, руководствуясь ст.ст. 3, 12, 56, 57, 67, 98, 100, 101, 196-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управы Восточного АО Администрации г.Тюмени к Кравченко Алёне Сергеевне, Кравченко Константину Сергеевичу о продаже с публичных торгов самовольно переустроенного и перепланированного нежилого помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес> оставить без удовлетворения.

Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г.Тюмени заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком также в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение в окончательной форме будет составлено 13.04.2020.

Председательствующий судья                (подпись)                                                                                Добрынин И. Н.

КОПИЯ ВЕРНА

Подлинник решение подшит в гражданское дело

№ 2-________/20_____

Дело хранится в Ленинском районном суде г. Тюмени

Решение не вступило в законную силу

Судья:                И.Н.Добрынин

Помощник судьи:            С.В.Мресова

2-2522/2020 ~ М-1451/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управа Восточного АО г. Тюмени
Ответчики
Кравченко Константин Сергеевич
Кравченко Алёна Сергеевна
Другие
Государственная жилищная инспекция Тюменской области
Суд
Ленинский районный суд г. Тюмени
Судья
Добрынин Иван Николаевич
Дело на странице суда
leninsky--tum.sudrf.ru
26.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2020Передача материалов судье
04.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2020Подготовка дела (собеседование)
31.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее