Дело № 2-956/2012
РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу на день публикации)
Именем Российской Федерации
С. Алнаши УР 25 сентября 2012 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики
в составе: председательствующего судьи Гвоздиковой А. С.,
при секретаре Алексеевой Е. И.,
с участием
старшего помощника прокурора Алнашского района Щелчкова А. Н.,
с участием законного представителя МО «<***>» Королевой Л. С., действующей на основании Устава,
законного представителя СПК «<***>» Малышева В. А., действующего на основании Устава СПК «<***>»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «<***>» и о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного сооружения – сети канализационные,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «<***>» по постановке на учет бесхозяйных сетей канализации, расположенных в д. <***>, и о понуждении принять меры по постановке на учет указанного бесхозяйного сооружения.
Заявление мотивировано тем, что на территории МО «<***>» на <***> находятся сети канализации протяженностью около 600-700 метров, по которым канализационные стоки из двухквартирных жилых домов указанного населенного пункта поступают в канализационный выгреб, откуда выходят наружу и стекают в овраг. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что собственника у сетей канализации не имеется, является бесхозяйным. С заявлением в Алнашский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР о принятии бесхозяйного сооружения – сети канализации на <***> Администрация МО «<***>» не обращалась, до настоящего времени собственник сооружения и эксплуатирующая организация не определены. В связи с отсутствием собственника сооружения контроль за состоянием сооружения, соблюдение норм и правил санитарной безопасности сооружения при его эксплуатации не обеспечиваются, что ведет к нарушению законодательства об охране окружающей среды, грубо нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании прокурор Щелчков А. Н.отказался от иска в части признания незаконным бездействия Администрации МО «<***>» по постановке на учет бесхозяйного сооружения, пояснив, что МО «<***>» предпринят ряд мер по постановке на учет бесхозяйных сетей канализации. В остальной части исковые требования поддержал по доводам, указанным в заявлении.
Глава муниципального образования «<***>» Королева Л. С. признала заявленные исковые требования и пояснила, что указанные сети канализации собственника не имеют, на балансе хозяйствующих субъектов, действующих на территории муниципального образования, не состоят, не являются муниципальной и государственной собственностью.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Малышев В. А. против удовлетворения исковых требований не возражал, Пояснил, что спорные сооружения сети канализации были построены колхозом «<***>» в <***> году для обеспечения жизнедеятельности колхозных квартир, которые впоследствии были проданы колхозникам, а колхоз «<***>», переименованный в колхоз «<***>» ликвидирован в <***> году. На балансе СПК «<***>» сети канализации никогда не состояли.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно информации Администрации МО «<***>» от дд.мм.гггг №*** и письму СПК «<***>» от дд.мм.гггг №*** сети канализации, расположенные на <***>, не имеют собственника, являются бесхозяйными (л.д.6, 23).
В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Судом установлено, сторонами подтверждено, что спорные сооружения – сети канализации, расположенные по адресу: <***>, представляют собой систему трубопроводов, коллекторов и выгребной ямы, предназначенных для сбора и отведения сточных вод, функционируют только в привязке с землей, перемещение их без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, поэтому указанные сети канализации являются недвижимым имуществом, вещное право на которое подлежит обязательной государственной регистрации.
Наличие собственника сетей канализации, который в последующем определит эксплуатирующую организацию, является существенным и определяющим обстоятельством для целей соблюдения требований природоохранного законодательства, организации вывоза бытовых отходов из выгреба, недопущения повреждения указанных сооружений, что может причинить ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно п. 23 ч.1 ст.14, п.21 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.03 г. № 131-ФЗ организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесено к вопросам местного значения поселения. Аналогичная норма содержится и в Уставе Муниципального образования «<***>»
Поскольку согласно Положению "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей", утвержденному постановлением Правительства РФ № 580 от 17.09.2003 года и требованиям ст.225 Гражданского кодекса РФ за бесхозяйной недвижимой вещью может быть признано право муниципальной собственности после истечения 1 года со дня постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, который осуществляется посредством подачи заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится данный объект, то суд считает, что в данном случае непринятие исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Администрацией муниципального образования «<***>» мер по постановке на учет сетей канализации является незаконным.
В связи с этим, суд считает требование прокурора об обязании администрации МО «<***>» принять меры по постановке на учет бесхозяйной сети канализации на <***> подлежит удовлетворению.
В силу ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Учитывая, что отказ прокурора от иска в части признания незаконным бездействия МО «<***>» по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости обусловлен фактом предпринятых ответчиком конкретных мер по постановке объекта на учет в качестве бесхозяйного, суд читает, что отказ процессуального истца от иска в части не противоречит закону, не нарушает права и интересы иных лиц, а потому суд принимает отказ истца от иска в части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Принять отказ прокурора Алнашского района УР от иска о признании незаконным бездействия муниципального образования «<***>», выражающегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости в <***>, прекратив в этой части производство по делу.
Исковые требования прокурора Алнашского района УР, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об обязании МО «<***>» принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйных сетей канализации по <***> удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «<***>»принять меры по постановке на учет бесхозяйного сооружения – сети канализации, находящиеся по <***>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья: А. С. Гвоздикова