Дело № 2-160/2021
УИД 92RS0003-01-2020-003834-73
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Севастополь 11 января 2021 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Фисюк О.И. при секретаре – Мальцевой И.И. с участием представителя истца – Беличенко М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киричек Галины Даниловны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Мюсельмян Марине Викторовне, Кирилловой Веронике Александровне об установлении границ земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
28.09.2020 Киричек Г.Д. обратилась в суд с данным иском к ответчикам, в котором просит установить границы ее земельного участка путем внесения в ЕГРН сведений о следующих поворотных точках земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>:
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Исковые требования обоснованы тем, что в ЕГРН внесены сведения о координатах границ земельного участка, которые не соответствуют их фактическому местоположению, в том числе, жилой дом согласно координатам, содержащимся в ЕГРН, расположен за границами земельного участка.
Представитель истца в судебном заседании иск поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Стороны, представитель третьего лица Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. От ответчика Кирилловой В.А. поступило заявление, в котором она просила рассмотреть дело без ее участия, иск признала.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без их участия.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Истец Киричек Г.Д. является собственником земельного участка площадью 441 кв.м, КН №, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
Границы земельного участка установлены в Едином государственном реестре недвижимости.
На указанном земельном участке расположен жилой дом площадью 64,8 кв.м КН №, который принадлежит истцу на праве собственности на основании Договора дарения жилого дома с надворными постройками от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом города Севастополя ФИО7
Ранее земельный участок по улице <адрес> был отведен для строительства и обслуживания жилого дома на основании решения исполкома Севастопольского Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключению кадастрового инженера ФИО8 при определении координат характерных точек границ спорного земельного участка при его формировании была допущена кадастровая (реестровая) ошибка и в сведения ЕГРН внесены координаты границ земельного участка, которые не соответствуют фактическому местоположению, в том числе, жилой дом и хозяйственные постройки согласно координатам, содержащимся в ЕГРН, частично расположены за границами земельного участка. Указанные постройки существуют на местности с 1949 года, что подтверждается сведениями технического паспорта на жилой дом.
Таким образом, фактические границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, существуют на местности более 15 лет. Площадь фактического землепользования составляет 479 кв.м. Площадь уточняемого участка согласно сведениям ЕГРН составляет 441 кв.м.
Площадь земельного участка по фактическому землепользованию больше площади, зарегистрированной в ЕГРН, на 38 кв.м, что составляет не более 10% от зарегистрированной в ЕГРН площади, что допустимо с точки зрения действующего законодательства (п. 32.1 ч. 1 ст. 26, ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п. 1 ч. 3. ст. 42.8, ч. 2 ст. 42.9 Федерального закона "О кадастровой деятельности" от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Кадастровым инженером определены следующие координаты характерных точек границ спорного земельного участка, которые соответствуют фактическим:
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Согласно сведениям ЕГРН по формируемым границам уточняемый земельный участок смежен со следующими землепользователями:
- от точки 1 до точки 2 с земельными участками по адресу ФИО1, <адрес>, кадастровый №, №
- от точки 4 до точки н10 с домовладением по адресу <адрес>, кадастровый номер жилого дома №;
- от точки н10 до точки 15 с земельным участком <адрес>, <адрес>, кадастровый №;
- от точки 2 до точки 4, от точки 15 до точки 1 с нераспределенными землями г. Севастополя.
Таким образом, необходимо изменить в сведениях ЕГРН координаты характерных точек границ на фактически установленные.
Согласно ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Внесение соответствующих изменений в ЕГРН в отношении земельного участка является итоговым действием проведения землеустроительных процедур влекущих изменение площади, конфигурации границ и иных характеристик земельного участка, требующих государственного кадастрового учета.
С 01 января 2017 года действует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Федеральный закон №218-ФЗ), которым предусмотрено ведение Единого государственного реестра недвижимости, который представляет собой свод достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Федеральным законом №218-ФЗ предусмотрен Государственный кадастровый учет земельных участков – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) – ч. 7 ст. 1.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона №218-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
В Единый государственный реестр недвижимости входит, в том числе, реестр объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости) (ч. 2 ст. 7 Федерального закона №218-ФЗ).
Согласно ч. 7 ст. 7 Федерального закона №218-ФЗ порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования.
Из содержания ст. 8 Федерального закона №218-ФЗ следует, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (ч.1).
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков (ч.2).
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (ч.3).
В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок), кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения, описание местоположения объекта недвижимости, ранее присвоенный государственный учетный номер, кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее - образованный объект недвижимости), сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование, площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, номера регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, кадастровых инженеров, которые выполняли кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, номера и даты заключения договоров на выполнение кадастровых работ, кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости (ч.4).
В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, вид или виды разрешенного использования земельного участка, адрес объекта недвижимости (ч. 5).
Согласно ст. 14 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч.1). Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета является, кроме прочего, межевой план, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (ч.2). Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (ч.5).
Из содержания ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" следует, что результатом кадастровых работ кадастрового инженера является межевой план.
Согласно ст. 22 Федерального закона №218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч.1). В межевом плане указываются новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (ч.2). В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч.3). Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч.8). При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п.10).
В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Верховный Суд РФ в определении от 6 февраля 2017 г. по делу № 310-ЭС16-10203 об установлении границы земельного участка в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане, разъяснил, что «итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена граница земельного участка по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время — Единый государственный реестр недвижимости)».
При рассмотрении спора суд может установить границу земельного участка на основании представленного истцом межевого плана. При этом суд исходит из фактически сложившегося землепользования, баланса интересов сторон, правоустанавливающих документов, учитывает целевое назначение участка, границы которого устанавливаются, и смежных участков, а также превышение/отсутствие превышения предельного минимального размера предоставления земли разницей между фактическим землепользованием и площадью, указанной в правоустанавливающем документе. При выборе варианта установления границ земельного участка суд может принять во внимание такие обстоятельства как длительность землепользования участком истцом и его право предшественником.
В связи с изложенным исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Киричек Галины Даниловны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Мюсельмян Марине Викторовне, Кирилловой Веронике Александровне об установлении границ земельного участка удовлетворить.
Установить границы земельного участка путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о следующих поворотных точках земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>:
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 18.01.2021 года.
Судья –