РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2018 года город Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Хетагуровой М.Э.
при секретаре Ордынцеве В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Ессентуки в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Ессентуки, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Ессентуки обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Ессентуки о возложении обязанности в месячный срок по вступлению решения в законную силу по проведению работ по ликвидации несанкционированной свалки на территории земельного участка, расположенного в *** с кадастровым номером ***, путем сбора и утилизации отходов.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
Прокуратурой города в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на постоянной основе проводится мониторинг соблюдения природоохранного законодательства, в том числе при размещении отходов производства и потребления.
В ходе мониторинга установлено, что на территории земельного участка, расположенного в районе *** с кадастровым номером ***, размещена несанкционированная свалка бытовых отходов, представленная полиэтиленовой, картонной, стеклянной тарой из под пищевых продуктов, битым стеклом, пищевыми, строительными, текстильными, деревянными и иными отходами.
Указанная свалка бытовых отходов размещена на муниципальном земельном участке.
Таким образом, администрация города Ессентуки, являясь собственником вышеназванного земельного участка, и будучи обязанной организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, а также обеспечить проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды, надлежащим образом не осуществляя возложенные на нее законом функции, допустило складирование твердых бытовых отходов в курортном городе, что ущемляет права как жителей города, таки и лиц отдыхающих (неопределенный круг лиц), на благоприятную среду обитания и умоляет экологическую безопасность муниципального образования в целом.
Определением суда от *** к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки.
Старший помощник прокурора города Ессентуки Джанбеков Г.Д. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки Баламута В.А. возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснил, что проведение мероприятий по санитарной очистке города Ессентуки требует значительных финансовых затрат на организацию вывоза мусора в специально отведенные места, в настоящее время отсутствуют денежные средства на ликвидацию несанкционированной свалки.
Представитель ответчика Администрации города Ессентуки в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении заявленных требований просит отказать в полном объеме.
Суд, с согласия сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Заслушав объяснения старшего помощника прокурора города Ессентуки, представителя ответчика УЖКХ администрации г. Ессентуки, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит заявленные прокурором города Ессентуки требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Прокуратурой города при осуществлении надзора за соблюдением требований природоохранного законодательства выявлены нарушения закона, устанавливающие требования к обращению с отходами производства и потребления, а именно: на территории земельного участка, расположенного в районе *** с кадастровым номером ***, обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов, представленная полиэтиленовой, картонной, стеклянной тарой из под пищевых продуктов, битым стеклом, пищевыми, строительными, текстильными, деревянными и иными отходами.
Выявленные в ходе проверки нарушения не устранены, в связи с чем, прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ч. 1 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения отнесено к вопросам местного значения городского поселения в силу п. 20 части 1 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ».
На основании статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В силу примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенному Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Следовательно, если лицо, виновное в причинении вреда, в несанкционированном размещении отходов, не установлено, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированных свалок на расположенных на территории муниципального образования земельных участках должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка.
В судебном заседании установлено, что старшим помощником прокурора города Ессентуки совместно с начальником отдела экологии и охраны окружающей среды УЖКХ администрации города Ессентуки проведено обследование, в ходе которого установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером ***, расположенном *** находится несанкционированная свалка строительного мусора.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом обследования *** и фототаблицей.
Согласно сообщению государственного инспектора Ставропольского края по использованию и охране земель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю земельный участок с кадастровым номером *** расположенный в *** является свободными землями муниципального образования г. Ессентуки.
О месте расположения отходов на данной территории ответчикам было известно, однако должных мер для выявления собственника отходов, обеспечения вывоза отходов с этих мест, не предпринято, свалка на момент рассмотрения дела не ликвидирована.
Согласно п. 2.7 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, основной задачей Управления является организация работы по обеспечению надлежащего санитарного состояния и благоустройства территории города.
Свалка бытовых отходов размещена неорганизованно на земельном участке, не предназначенном для таких целей, что приводит к загрязнению и захламлению территории города, и в результате к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека. Дальнейшее бездействие может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, возникновению пожаров на данной территории, причинению вреда окружающей среде, что создает угрозу жизни и здоровья граждан.
В целях восстановления нарушенного права суд полагает необходимым возложить на Администрацию г. Ессентуки и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки обязанность организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном в районе ***.
В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, судья,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Ессентуки в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Ессентуки, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки о возложении обязанности - удовлетворить.
Возложить на Администрацию города Ессентуки, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного решения организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном в районе ***, путем сбора и утилизации отходов.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения. Решение в окончательной форме изготовлено ***.
СУДЬЯ М.Э. ХЕТАГУРОВА