Решение по делу № 33а-159/2020 от 11.12.2019

Судья Понамарев О.В.     Дело № 33а-159/2020 (№ 33а-10384/2019) (№ 2а-1-846/2019)

64RS0007-01-2019-001897-51

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 января 2020 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Литвиновой М.В.,

судей Соболевой И.В., Чаплыгиной Т.В.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воронежской таможни к Кривошееву А.В. о взыскании таможенных платежей, пени по апелляционной жалобе Воронежской таможни на решение Балашовского районного суда Саратовской области от 24 сентября 2019 года, которым административные исковые требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия

установила:

Воронежская таможня обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Кривошеева А.В. таможенные платежи в сумме 1192683 рублей 89 копеек, пени - 345252 рублей за период с 09 июня 2014 года по 10 января 2017 года, пени, подлежащие взысканию в соответствии с пунктом 14 статьи 72 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», - 835296 рублей 15 копеек за период с 11 января 2017 года по 17 мая 2019 года.

Требования мотивированы тем, что Кривошеевым А.В. 08 марта 2014 года на таможенный пост МАПП Бугаевка Воронежской таможни подана пассажирская таможенная декларация № 101040210/080314/В0007436 на транспортное средство марки «<данные изъяты>», 2005 года выпуска, государственный регистрационный знак , в которой заявлено направление перемещения транспортного средства, как временный ввоз. Выпуск данного транспортного средства разрешен, срок временного ввоза установлен до 08 июня 2014 года. Таможенным органом проведены проверочные мероприятия в отношении временно ввезенного иностранного транспортного средства, по результатам которых установлено, что транспортное средство в установленные сроки за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза Кривошеевым А.В. не вывезено, таможенные платежи, подлежащие уплате, не произведены, в связи с чем за период с 09 июня 2014 года по 10 января 2017 года начислены пени. Административный истец просит восстановить срок на подачу административного искового заявления, ссылаясь на то, что о месте нахождения имущества административного ответчика стало известно из сведений, представленных в апреле 2019 года.

Решением Балашовского районного суда Саратовской области от 24 сентября 2019 года Воронежской таможне отказано в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе Воронежская таможня просит отменить решение суда от 24 сентября 2019 года, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ее автор ссылается на отсутствие сведений о месте нахождения имущества должника и его последнем месте жительства. Такая информация стала известна 14 апреля 2019 года из ответа Управления государственной безопасности дорожного движения по Воронежской области.

На заседание судебной коллегии лица, участвующие в административном деле, не явились, извещены о времени и месте его рассмотрения надлежащим образом, об отложении судебного заседания заявлений не представили, Воронежская таможня представила ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда.

Согласно пункту 5 статьи 358 ТК ТС (действовавшего на момент ввоза транспортного средства, документ утратил силу с даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС от 11 апреля 2017 года) в случае, если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории Таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, прекращается у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза (пункт 1 части 1 статьи 14 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском; далее – Соглашение).

В соответствии с частью 2 статьи 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ (в редакции от 29 июля 2017 года) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ) принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 Федерального закона.

До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган (часть 3 статьи 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ).

В силу части 5 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ, требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.

Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования (часть 11 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ).

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений; 26 ноября 2019 года принято постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 1919 года № 49, которым признаны утратившим силу пункты 1-37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года № 18), предусмотренный частью 5 статьи 152 Закона о таможенном регулировании десятидневный срок для направления таможенным органом требования об уплате таможенных платежей не является пресекательным, поскольку с его истечением право требовать уплаты таможенных платежей не прекращается. Направление указанного требования за пределами этого срока не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей, если требование выставлено в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании: со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством. Установленный пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд.

Из материалов дела следует, что 08 марта 2014 года гражданином Российской Федерации Кривошеевым А.В. на таможенную территорию Евразийского экономического союза было перемещено транспортное средство марки «<данные изъяты>», 2005 года выпуска, государственный регистрационный номер , оформлен временный ввоз до 08 июня 2016 года.

Транспортное средство в установленные сроки за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза Кривошеевым А.В. не вывезено, таможенные платежи, подлежащие уплате, не произведены.

Требованием от 10 января 2017 года Кривошееву А.В. предложено уплатить спорные суммы таможенных платежей, пени.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Воронежской таможней пропущен срок, установленный статьей 48 НК РФ, правовых оснований для восстановления такого срока не имеется.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно положениям части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу пункту 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Из материалов административного дела следует, что Воронежская таможня обращалась к мировому судье судебного участка № 1 города Балашова Саратовской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Кривошеева А.В. задолженности по таможенным платежам и пени.

Определением мирового судьи судебного участка № 1 города Балашова Саратовской области от 10 июня 2019 года Воронежской таможне отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа, поскольку оно подано по истечении установленного законодательством шестимесячного срока.

В обоснование уважительности причин пропуска срока таможенный орган ссылался на обращение в отделение по вопросам миграции ОМВД России по Кантемировскому району Воронежской области 19 сентября 2016 года с запросом о предоставлении сведений о транспортном средстве марки «<данные изъяты>», 2005 года выпуска, государственный регистрационный номер .

Письмом от 20 декабря 2016 года за исх. № 19242 начальником ОМВД Росси по Кантеевскому району Воронежской области сообщено об отсутствии информации о возможной регистрации на территории Российской Федерации, фактах посещения Российской Федерации согласно базы данных СПО «Мигрант-1» на Кривошеева А.В., <дата> рождения.

Запрос в УГИБДД ГУ по Воронежской области направлен административным истцом только 04 апреля 2019 года.

В ответе от 08 апреля 2019 года сообщено о регистрации ГИБДД по Саратовской области на имя Кривошеева А.В., <дата> рождения, транспортного средства.

Вместе с тем из документов таможенного контроля усматривается, что административный ответчик - Кривошеев А.В., <дата> рождения, осуществил ввоз транспортного средства из Украины в Армению на основании заграничного паспорта гражданина Российской Федерации.

При этом на тот момент Кривошеев А.В. являлся гражданином Российской Федерации, страной его постоянного проживания являлась Армения, где он был зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Из содержания паспорта гражданина Российской Федерации, выданного 04 февраля 2004 года на имя Кривошеева А.В., усматривается, что с 18 января 2008 года он зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Исходя из положений статьи 123. 2, части 1 статьи 24 КАС РФ заявление о вынесении судебного приказа к гражданину, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть подано в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации.

Таким образом, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии у плательщика таможенных платежей Кривошеева А.В. места жительства в Российской Федерации, сведения о котором могут быть получены в рамках осуществления таможенного контроля, в том числе обмена информацией, межведомственного информационного взаимодействия (статьи 240, 225 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 289-ФЗ, статья 166 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»), следовательно, оснований для удовлетворения требований административного истца не имелось. Воронежской таможней пропущен срок, установленный статьей 48 НК РФ, при этом правовых оснований для его восстановления не приведено, уважительных причин его пропуска не установлено.

Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием для отмены или изменения правильного по существу решения.

Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Балашовского районного суда Саратовской области от 24 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Воронежской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-159/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Воронежская таможня
Ответчики
Кривошеев Александр Владимирович
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Литвинова М.В.
Дело на сайте суда
oblsud.sar.sudrf.ru
12.12.2019Передача дела судье
16.01.2020Судебное заседание
27.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2020Передано в экспедицию
16.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее