Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2059/2012 ~ М-1921/2012 от 24.08.2012

Дело № 2-2059/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Соликамск                                12 октября 2012 года

    Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Рублевой Н.В.,

с участием помощника Березниковского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4,

при секретаре Малтабар И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Соликамского муниципального района <...> об обязании совершить определенные действия,

установил:

    Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Соликамского муниципального района <...> об обязании совершить определенные действия, указывая, что в ноябре 2011 года Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена плановая проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления при эксплуатации полигонов и свалок твердых бытовых отходов в поселениях Соликамского муниципального района, в результате которой было установлено, что в границах Краснобережского сельского поселения Соликамского муниципального района в п. Красный Берег, бывший карьер, в лесном массиве на площади и в <...>, бывший карьер, на площади расположены свалки твердых бытовых отходов. В нарушение ст. 58 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 12 Земельного кодекса РФ, п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 3, ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 11, ч. 3, 4 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 8, ст. 11, ч. 1 - 4, 6 ст. 12, ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», п.1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.1. – 2.4., 3.4., 3.5., 3.7., 4.1. – 4.4., 4.6., 4.7., 5.8. – 5.10., 6.4. СанПиН 2.<дата>-01. «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» администрация Соликамского муниципального района действий по организации утилизации бытовых отходов, собираемых и вывозимых с территории Краснобережского сельского поселения, не осуществляет – объекты размещения отходов на территории Краснобережского сельского поселения не приведены в соответствии с СанПиН 2.<дата>-01. «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»: регламент и документы, устанавливающие режим работы полигонов ТБО не разработаны; инструкций по приему бытовых отходов на данные полигоны ТБО, с отметкой о согласовании с органом санэпидемнадзора не разработаны и не согласованы; на данных полигонах ТБО работающего персонала нет; контроль за составом поступающих отходов и контроль за распределением отходов на полигонах не осуществляется; круглосуточный учет поступающих отходов не ведется; технологический цикл по изоляции отходов не регулируется; полигоны ТБО на две взаимосвязанные территориальные части: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов, не разграничены; обваловка на данных полигонах ТБО не произведена; на выезде из полигонов контрольно-дезинфицирующие установки с устройством бетонных ванн для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России отсутствуют; на полигонах ТБО обеспечение питьевой и хозяйственно-бытовой водой работающего персонала, комнат для приема пищи, туалеты отсутствуют; ограждение по периметрам полигонов ТБО или осушительные траншеи глубиной более 2 метров или валы высотой не более 2 метров не устроены; на полигонах шлагбаумы отсутствуют; территория полигонов ТБО не забетонирована и не заасфальтирована; освещение и какое-либо ограждение отсутствует; на данных полигонах ТБО контрольные скважины (одна выше полигона по потоку грунтовых вод (контроль), 1-2 скважины ниже полигона для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды) не устроены; подъезды для автотранспорта не оборудованы; программы (планы) производственного контроля для данных полигонов ТБО не разработаны; инженерно-геологические изыскания при размещении полигонов ТБО не проводились; земельные участки, занятые данными полигонами ТБО, в аренду никому не предоставлялись; организаций, оказывающих услуги по эксплуатации данных полигонов ТБО нет; эксплуатацию данных объектов размещения ТБО осуществляет администрация Краснобережского сельского поселения; лицензии на право обращения с отходами 4 класса опасности (каковыми являются твердые бытовые отходы из жилищ) администрация Краснобережского сельского поселения не имеет, мониторинг состояния окружающей среды не проводится, специализированная организация, осуществляющая захоронение отходов ТБО на территории Краснобережского сельского поселения, отсутствует.

В связи с чем, истец считает, что создается угроза благоприятной окружающей среде и экологической безопасности на территории Краснобережского сельского поселения, создается угроза жизни и здоровью человека, а также угроза возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, чем нарушается конституционное право жителей Краснобережского сельского поселения, предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации, а также право граждан на охрану здоровья, предусмотренное ст. 41 Конституции Российской Федерации.

Истец просит признать бездействие администрации Соликамского муниципального района <...>, выраженного в не организации утилизации твердых бытовых отходов, собираемых и вывозимых с территории Краснобережского сельского поселения незаконным. Возложить на администрацию Соликамского муниципального района <...> обязанность привести свалку твердых бытовых отходов, расположенную на земельном участке в границах Краснобережского сельского поселения ФИО3 муниципального района в п. Красный Берег, в лесном массиве, бывший карьер, на площади 0,8 га, а также свалку ТБО, расположенную в п. Сим, бывший карьер, на площади , в соответствии с СанПиН 2.1.1038-01. «Гигиенические требования по устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», либо разработать и реализовать проекты ликвидации данных свалок ТБО и рекультивации отработанных карьеров, расположенных на данных земельных участках. Срок исполнения решения суда просит установить в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор исковые требования поддерживает по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика – Администрации Соликамского муниципального района <...> ФИО6, действующая на основании доверенности, с иском не согласна, суду представлен отзыв на исковое заявление, согласно которого указание истца на факт неисполнения (ненадлежащего исполнения) администрацией Соликамского муниципального района полномочий по решению вопроса местного значения по организации утилизации и переработки бытовых отходов, предусмотренных ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не может рассматриваться при решении вопроса о возложении обязанности на администрацию Соликамского муниципального района по совершению определенных действий, так как подлежит отдельному доказыванию. Указанные полномочия администрацией Соликамского муниципального района выполняются в объеме средств, предусмотренных бюджетом Соликамского муниципального района, путем реализации мероприятий Программы охраны окружающей среды, утвержденной Постановлением администрации Соликамского муниципального района от 05.05.2011 года № 148, в том числе путем заключения договоров на утилизацию и переработку бытовых отходов, заключаемых администрацией района. Все ссылки на СанПиН, указанные в заявлении, относятся к юридическим лицам и предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации и переработке бытовых отходов, а не полномочиями органов местного самоуправления, которые в силу закона не являются хозяйствующими субъектами. Действующее законодательство РФ не содержит положений, указывающих на взаимосвязь исполнений полномочий по организации утилизации и переработки бытовых отходов и наличие полигона ТБО на территории одного муниципального образования, как не содержит и указаний на обязательное наличие на территории каждого муниципального образования мест размещения отходов и полигонов ТБО. Также действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления организовать утилизацию и переработку бытовых отходов на территории того же муниципального образования, в котором осуществляется сбор и вывоз мусора. Обязательное наличие специализированной организации, осуществляющей утилизацию и переработку на территории каждого муниципального образования, также не предусмотрено законодательством. Считает, что ч. 2 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не применима к администрации Соликамского муниципального района, так как администрация района не вправе осуществлять лицензированный вид деятельности по обращению с отходами, который может причинить вред окружающей среде вследствие негативного воздействия на нее. Согласно ст. 1 данного Закона под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды, а администрация района не выступает в качестве юридического лица, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления, а также самостоятельно не осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Таким образом, на администрацию района не может быть возложена обязанность по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет ее средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Следовательно, действия администрации Соликамского муниципального района совершены в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления, права и свободы граждан, проживающих на территории Соликамского муниципального района не нарушены.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 9 ч.1 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

    В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

    В судебном заседании установлено, что <данные изъяты>

    В соответствии со ст. 7 ч. 2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

    Согласно ст. 8 ч. 2 Федерального закона от 25.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

    В силу ст. 13 ч.1, 2 указанного Федерального закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Согласно ст. 15 ч. 1 п. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

    В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществлять в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    В соответствии с пунктами 3.1.-3.3. Санитарных правил содержания территорий населенных мест, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача СССР 05.08.1988 № 4690-88 (СанПин 42-128-4690-88) обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных учреждениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.

В соответствии с пунктом 6.4 СанПин 2.1.7.1038-01. для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.

Программа (план) производственного контроля полигона ТБО разрабатывается владельцем полигона в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.

    Согласно информации Управления Росприроднадзора по <...> от <дата> на территории ФИО3 муниципального района деятельность по размещению твердых бытовых отходов осуществляет МКУП «Городское хозяйство» на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов № от <дата> (

    В соответствии с информацией Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <...> от <дата> Северным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <...> санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам земельных участков для устройства полигонов ТБО, расположенных в границах Краснобережского сельского поселения, в п. ФИО2, в лесном массиве, бывший карьер, на площади 0,8 га, и в <...>, в лесном массиве, бывший карьер, на площади не выдавались. Заключения о соответствии санитарным требованиям данных объектов размещения отходов не выдавались

    В соответствии с письмом главы Краснобережского сельского поселения от <дата> на данные свалки ежегодно размещается до твердых бытовых отходов

    Суд считает необоснованным довод прокурора о бездействии ответчика, выраженного в не организации утилизации твердых бытовых отходов, собираемых и вывозимых с территории Краснобережского сельского поселения, поскольку Постановлением администрации ФИО3 муниципального района от <дата> утверждена Ведомственная целевая Программа охраны окружающей среды ФИО3 муниципального района на 2011-2013 года, задачами которой являются, в том числе обустройство санкционированных мест размещения твердых бытовых отходов на территории 7 сельских поселений ФИО3 муниципального района Указанные в Программе мероприятия выполняются в объеме средств, предусмотренных бюджетом ФИО3 муниципального района.

    В соответствии с пунктами 9 и 14 части 1 ст. 6 Устава ФИО3 муниципального района, принятого Решением Земского Собрания ФИО3 <...> от <дата> , к вопросам местного значения муниципального района относятся… организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

    Таким образом, обязанность привести свалку твердых бытовых отходов в границах территории ФИО3 муниципального района лежит на Администрации ФИО3 муниципального района, меры и указанные обязательства принимаются, однако нарушение прав неопределенного круга лиц не устранены.

    При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора являются законными и обоснованными частично, поскольку несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативных правовых актов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, чем нарушается конституционное право жителей <...> на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ, а также право граждан на охрану здоровья, предоставленное ст. 41 Конституции РФ.

    В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

    Руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд

решил:

    Исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурра удовлетворить частично.

    Возложить на администрацию Соликамского муниципального района <...> обязанность привести свалку твердых бытовых отходов, расположенную на земельном участке в границах Краснобережского сельского поселения ФИО3 муниципального района в п. ФИО2, в лесном массиве, бывший карьер, на площади 0,8 га, а также свалку ТБО, расположенную в <...>, бывший карьер, на площади в соответствии с СанПиН 2.1.1038-01. «Гигиенические требования по устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», либо разработать и реализовать проекты ликвидации данных свалок ТБО и рекультивации отработанных карьеров, расположенных на данных земельных участках, в удовлетворении остальной части иска отказать.

    Установить срок исполнения решения суда в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

    Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд Пермского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме 19 октября 2012 года.

    Судья                                    Н.В.Рублева

    

2-2059/2012 ~ М-1921/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация Соликамского муниципального района
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Судья
Рублева Нелли Викторовна
Дело на странице суда
solikam--perm.sudrf.ru
24.08.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.08.2012Передача материалов судье
24.08.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.08.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2012Судебное заседание
12.10.2012Судебное заседание
26.10.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2012Дело оформлено
22.05.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее