Дело №2-66/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Большой Камень 18 февраля 2019 года
Шкотовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи А.В. Рогачевой,
при секретаре А.О. Сосункевич,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора военной прокуратуры Николаевского гарнизона в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным и возложении обязанности произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор военной прокуратуры Николаевского гарнизона обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Приморский край, Шкотовский район, п.Штыково, ул.Цветочная, дом №6, в военном городке №47.
В обоснование требований прокурор указал, что вышеуказанный многоквартирный дом является собственностью Министерства обороны РФ. Обслуживание жилого фонда Минобороны России Восточного военного округа, в том числе расположенного на территории Николаевского местного гарнизона, осуществляется ФГБУ Центральное жилищно-коммунальное управление» (ФГБУ «ЦЖКУ») на основании договора №3-УЖФ/ТОФ-2, заключенного между Министерством обороны РФ и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление». В соответствии с положениями указанного договора управляющей организацией ФГБУ «ЦЖКУ» осуществляется текущий ремонт, при этом проведение капитального ремонта возложено на собственника имущества – Министерство обороны РФ. В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что указанный многоквартирный дом эксплуатируется по назначению и нуждается в ремонте, в том числе в связи с большим количеством протечек и коррозии требуется замена труб розлива холодного водоснабжения на трубы из метапола с заменой запорной арматуры, а также труб канализации на пластиковые; в связи с протечками кровли требуется ее капитальный ремонт на общей площади 780 кв.м. Бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по проведению капитального ремонта указанного многоквартирного дома влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на защиту от чрезвычайных ситуаций, обусловленных неудовлетворительным состоянием объекта жилищного фонда.
Уточнив заявленные требования, прокурор просит признать незаконным бездействие Министерства обороны РФ по ненадлежащему содержанию многоквартирного дома №6 по ул.Цветочная в п.Штыково Шкотовского района Приморского края; обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение года со дня вступления решения суда в законную силу принять необходимые меры по организации капитального ремонта вышеуказанного многоквартирного дома, выполнив предварительно работы по определению перечня объектов материально-технической базы, по которым необходимо проведение капитального ремонта, разработать заявочный план капитального ремонта, включить в План капитального ремонта на 2019 год указанный объект и мероприятия, необходимые для начала работ; обязать Министерство обороны Российской Федерации включить объект: многоквартирный дом №6 по ул.Цветочная в п.Штыково Шкотовского района Приморского края, в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту в государственный контракт по капитальному ремонту зданий и сооружений МО РФ на 2019 год.
Определением суда от 31.08.2018 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (по Тихоокеанскому флоту).
Определением суда от 12.12.2018 года к участию в деле привлечен Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ по Восточному военному округу, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании помощник военного прокурора Николаевского гарнизона - Ефимова О.В. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель Министерства обороны РФ не явился в судебное заседание. Согласно письменным возражениям, поступившим в адрес суда, просил в удовлетворении иска к Министерству обороны РФ отказать в полном объеме, указав, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку управление жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами РФ, в том числе многоквартирными домами МО РФ, осуществляет ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление», которое в силу закона (ст. ст. 161 и 162 ЖК РФ) и условий государственного контракта, заключенного между Министерством обороны РФ и ФГБУ Центральное жилищно-коммунальное управление» от 29.09.2017 № 3-УЖФ/тоф-2, несет ответственность за надлежащее состояние общего имущества в многоквартирном доме. Также указал, что у прокурора отсутствуют полномочия на обращение в суд с исковыми требованиями в защиту неопределенного круга лиц, поскольку военным прокурором Николаевского гарнизона иск был заявлен в интересах граждан и военнослужащих, проживающих в специализированном фонде, круг которых известен, индивидуализирован и определен – это наниматели, проживающие в многоквартирном доме, при этом в материалах дела отсутствует заявление жильцов МКД № о нарушении их прав. Истцом не представлены доказательства направления филиалом «ЦЖКУ» Минобороны России по ТОФ акта осмотра и дефектного акта в адрес районного представителя государственного заказчика (УЭСиОКУ по ВВО) для включения вышеуказанного многоквартирного дома в план текущего ремонта, более того, иск предъявлен 31.05.2018 г., т.е. спустя всего 1 месяц после проведения осмотра. Принятие решения о проведении капитального ремонта относится к компетенции собственника, соответственно, вопрос о признании МКД №6 нуждающимся в проведении ремонта, также относится к компетенции Министерства обороны РФ как собственника указанного имущества. При этом принятие решения о включении объекта в Титул капитального ремонта на 2019 г. возможно лишь в рамках соблюдения процедуры Регламента и при наличии лимитов бюджетных средств Департаментом строительства Министерства обороны РФ.
В судебном заседании представитель третьего лица ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ на основании доверенности Родина Е.А. полагала требования военного прокурора обоснованными, пояснила, что дом построен в 1955 году, дому требуется капитальный ремонт, который не производился с момента постройки дома. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны как управляющая организация, обязана оказывать собственнику жилого помещения услуги по содержанию и выполнять работы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. На 2018 г. составлены акты внепланового весеннего осмотра дома, а также акты осеннего осмотра, выявлены требуемые работы по текущему и капитальному ремонту. План проведения текущего ремонта сформирован в пределах выделенных бюджетных средств, сформирована заявка на проведение необходимых работ по капитальному ремонту, направленная в установленном порядке собственнику жилого фонда, однако до настоящего времени решение о включении объектов в титул капитального ремонта отсутствует.
Представитель Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа Министерства обороны РФ в г. Хабаровске в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Выслушав доводы участвующих лиц, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре РФ", в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Как следует из ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 (ред. от 12.12.2017) "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004года № 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны РФ, закрепляющие его полномочия.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 названного Положения Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, и управление которым осуществляет Минобороны России.
Министерство обороны РФ осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (подпункт 68 пункта 7 Положения).
Подпунктом 33 пункта 10 Положения на Министерство обороны РФ возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.
В силу указанных норм, а также положений статьи 210 Гражданского кодекса РФ Министерство обороны РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по проведению текущего и капитального ремонта объектов недвижимости.
Судом установлено, что военной прокуратурой Николаевского гарнизона проведена проверка соблюдения требований законодательства, регламентирующего порядок комплексного обслуживания, технической эксплуатации и проведения ремонтных работ объектов жилищного фонда военного городка №47, расположенных в п.Штыково Шкотовского района Приморского края.
По результатам проверки установлено, что многоквартирный жилой дом №6 по ул.Цветочная в п.Штыково находится в неудовлетворительном состоянии. В результате общего сезонного осеннего осмотра объекта жилищного фонда – многоквартирного дома №6 по ул.Цветочная в п.Штыково, 08.10.2018 г., установлено, что объект нуждается в капитальном ремонте. В том числе требуется: капитальный ремонт шиферной кровли 1000 м2 с заменой балок и стропил; капитальный ремонт инженерных систем здания с заменой труб, арматуры, электропроводки, оконных и дверных блоков; капитальный ремонт мест общего пользования – замена штукатурного слоя с подготовкой поверхности для дальнейшей покраски и побелки стен и потолков, демонтаж и восстановление деревянного и цементного пола. Требуется асфальтирование прилегающей к дому территории, установка скамеек, игровой площадки.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в деле актом осеннего осмотров многоквартирного дома, дефектным актом №10 от 08.10.2018 г., актом осмотра государственной жилищной инспекции от 25.05.2018 г.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, ответчиком не представлено.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017 № 155 создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
29.09.2017 г. между Министерством обороны РФ (собственником жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами РФ) в лице Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа, и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление», заключен договор № 3-УЖФ/ТОФ-2 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации.
Согласно п. 2.4 Договора, управляющая организация в отношении передаваемого в управление жилищного фонда приобрела права и обязанности по его управлению, обслуживанию, содержанию и эксплуатации.
В соответствии с Приложением 3 Договора многоквартирный дом №6 по ул.Цветочная п.Штыково входит в число переданных ФГБУ «ЦЖКУ» в управление многоквартирных домов.
Из пояснений представителя управляющей организации ФГБУ «ЦЖКУ» в ходе рассмотрения дела следует, что акты осмотров, дефектный акт в установленном порядке переданы уполномоченному представителю собственника.
Уполномоченным представителем Министерства обороны Российской Федерации (государственного заказчика) по условиям договора № 3-УЖФ/ТОФ-2 от 29 сентября 2017года управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, является Управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа.
Согласно Регламенту порядка проведения весенних (осенних) осмотров объектов военных городков предусмотрен определенный порядок проведения таких осмотров, с последующим составлением актов осмотра, перечня объектов материально-технической базы, по которым необходимо проведение капитального ремонта, с формированием заявки на капитальный ремонт и последующим формированием заявочного плана капитального ремонта и его утверждением.
В соответствии с Регламентом по итогам весеннего (осеннего) осмотра на основании акта технического состояния здания районный представитель государственного заказчика определяет перечень объектов материально-технической базы, по которым необходимо проведение капитального ремонта; районный представитель государственного заказчика формирует заявку на капитальный ремонт, окружной представитель государственного заказчика обобщает сведения и, разрабатывает заявочный план капитального ремонта, утверждает его у командующего войсками округа и направляет в Департамент строительства Минобороны России для принятия решения о включении объектов в титул капитального ремонта.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007 "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" капитальный ремонт многоквартирного дома - это проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ч. 3 ст. 15 указанного закона относится, в том числе, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), ремонт крыш, ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах, утепление и ремонт фасадов.
Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, к капитальному ремонту отнесено оборудование дома системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м, полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д. и запретом на установку стальных труб).
На основании ч. 2 ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
В силу ч. 2 ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Представленные прокурором доказательства о ненадлежащем состоянии дома в установленном порядке не опровергнуты.
Установлено, что многоквартирный жилой дом №6 по ул.Цветочная п.Штыково Шкотовского района Приморского края, собственником которого является Министерство обороны Российской Федерации, находится в неудовлетворительном техническом состоянии, нуждается в капитальном ремонте. При этом суд принимает во внимание давность постройки указанного многоквартирного дома – 1955 г., отсутствие сведений о его капитальном ремонте, а также объем и характер выявленных дефектов конструкций и систем здания.
Поскольку капитальный ремонт указанного многоквартирного дома до настоящего времени не произведен и не запланирован, следовательно, установлено бездействие Министерство обороны РФ по надлежащему содержанию своего имущества.
Довод представителя Министерства обороны РФ о том, что управляющей организацией ненадлежащее исполняются свои обязанности по содержанию жилого дома, является несостоятельным, так как не подтвержден надлежащими доказательствами.
В силу статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ федеральными органами исполнительной власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Компетенция военного прокурора осуществлять надзор за исполнением законов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации закреплена п. 5 приказа Генеральной прокуратуры России от 07 мая 2008года № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур».
Основанием для обращения прокурора в суд с иском к МО РФ послужил выявленный им в пределах своей компетенции факт неудовлетворительного технического состояния многоквартирного жилого дома №6 по ул.Цветочная с.Штыково Шкотовского района Приморского края. Состояние дома, с учетом характера выявленных недостатков, создает угрозу жизни и здоровью не только для жильцов указанного дома, но и для других лиц, находящихся в нем, круг лиц которых определить невозможно. Учитывая изложенное, прокурор правомерно предъявил иск в защиту неопределенного круга лиц, в связи с чем довод ответчика об отсутствии у военного прокурора полномочий на обращение в суд с настоящим иском не состоятелен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора Николаевского гарнизона в защиту в защиту прав и законных интересов неопределенного круга, интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным и возложении обязанности произвести капитальный ремонт - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства обороны РФ по ненадлежащему содержанию многоквартирного дома №6 по ул.Цветочная в с.Штыково Шкотовского района Приморского края, военный городок №47.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение года со дня вступления решения суда в законную силу принять необходимые меры по организации капитального ремонта многоквартирного дома№6 по ул.Цветочная в с.Штыково Шкотовского района Приморского края, военный городок №47, выполнив предварительно работы по определению перечня объектов материально-технической базы, по которым необходимо проведение капитального ремонта, разработать заявочный план капитального ремонта, включить в План капитального ремонта на 2019 год указанный объект и мероприятия, необходимые для начала работ.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации включить объект: многоквартирный жилой дом №6 по ул.Цветочная в с.Штыково Шкотовского района Приморского края, расположенный в военном городке №47, в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту в государственный контракт по капитальному ремонту зданий и сооружений Министерства обороны Российской Федерации на 2019 год.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 22 февраля 2019 года, путем подачи апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд; срок обжалования решения – по 25 марта 2019 г. включительно. Апелляционная жалоба подается в суд по числу лиц, участвующих в деле.
Судья А.В. Рогачева