2а-2683/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2019 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд в составе судьи Бахаревой Н.Н., при секретаре Туктаровой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Правительства Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю Трошиной Н.А, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
административный истец Правительство Ульяновской области обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. по исполнительному производству от 27.01.2018, в обоснование указав следующее.
судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств Трошиной Н.А. было вынесено постановление о взыскании с Правительства Ульяновской области исполнительского сбора в размере 50000 руб. по исполнительному производству от 21.07.2016 № №, возбужденному на основании исполнительного листа ФС № № от 22.04.2016, выданного Ульяновским районным судом Ульяновской области по делу № 2-826/2015, в соответствии с решением от 03.12.2015 об обязании Правительства Ульяновской области выделить ГУЗ «Ульяновская районная больница» при недостаточности средств у данного учреждения денежных средств на устранения вышеуказанных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Истцом были совершены действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока.
В целях исполнения решения суда проводились следующие мероприятия.
Ульяновским районным судом Ульяновской области вынесено определение об отсрочки исполнения решения суда до 31.12.2018.
В 2017 году ГУЗ «Ульяновская районная больница» вошло в программу «Доступная среда», которая предусматривает реконструкцию 1 этажа здания поликлиники. В целях реализации данной программы была составлена локальная смета, перечислены денежные средства, проведена процедура торгов и заключены контракты, которые исполнены. В настоящее время ГУЗ «Ульяновская районная больница» устранило нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства согласно решению районного суда Ульяновской области, а именно привели в соответствие с требованиями СанПиН поверхность стен и потолков в кабинетах № 5 и гипсовой, № 6, № 7, № 9, № 10; покрытие пола в кабинетах №9 и №10, заменили в стоматологическом отделении рамы, установили во всех помещениях нагревательные приборы, оборудовали вход детей в здание поликлиники через фильтр-бокс, установили умывальник с подводкой горячей и холодной воды в кабинете № 26, привели в соответствие поверхность стен и потолков в кабинетах № 20, № 21, № 23, № 24, № 24а, № 25,№ 26, № 28, № 31, № 37, в физкабинете, в лаборатории, в стоматологическом отделении (каб.№ 4);привели в соответствие покрытие пола в кабинетах № 14, № 17 и в двух перевязочных, № 20, № 24, № 25, № 26, № 37.
Таким образом, решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 03.12.2015 исполнено в полном объёме.
В соответствии со ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве» Правительство Ульяновской области просило окончить исполнительное производство в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе. В адрес пристава-исполнителя направлялись копии актов о приёмке выполненных работ. Кроме того, вопрос исполнения решения суда находился на постоянном контроле Правительства Ульяновской области. Таким образом, Правительством Ульяновской области предпринимались действия по исполнению решения суда.
В судебное заседание стороны не явились, извещались. Суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие сторон по делу.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч.1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (ч.2).
Согласно ст.ст.14, 62 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации ( далее КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В статье 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим кодексом. Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3).
В силу ч.11 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Закон «Об исполнительном производстве»), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст.105 Закон «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей 112 Закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Судом установлено, что решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 03.12.2015 по делу №2-826/2015 на Правительство Ульяновской области возложена обязанность выделить ГУЗ «Ульяновская районная больница» при недостаточности средств у данного учреждения денежных средств на устранения указанных в решении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Решение суда выступило в законную силу 12.04.2016.
Определением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 11.01.2018 отсрочено исполнение решения суда от 03.12.2015 до 31.12.2018 по заявлению Правительства Ульяновской области.
На основании исполнительного листа ФС №, выданного судом по вышеуказанному решению суда, в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области 21.07.2016 возбуждено исполнительное производство № №- ИП в отношении должника – административного истца.
Из п.п.1,2 постановления о возбуждении исполнительного производства следует, что должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
В связи с неисполнением указанного постановления 27.01.2018 года судебным приставом-исполнителем Трошиной Н.А. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника по исполнительному производству в размере 50000 руб. 00 коп.
Оценив представленные доказательства, суд считает требование административного истца об освобождении от исполнительского сбора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Правительство Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области.
Согласно материалам дела, стороной должника по исполнительному производству предпринимались действия по исполнению вступившего в законную силу судебного акта. В настоящее время ГУЗ «Ульяновская районная больница» устранило нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства согласно решению районного суда Ульяновской области, а именно привели в соответствие с требованиями СанПиН поверхность стен и потолков в кабинетах № 5 и гипсовой, № 6, № 7, № 9, № 10; покрытие пола в кабинетах №9 и №10, заменили в стоматологическом отделении рамы, установили во всех помещениях нагревательные приборы, оборудовали вход детей в здание поликлиники через фильтр-бокс, установили умывальник с подводкой горячей и холодной воды в кабинете № 26, привели в соответствие поверхность стен и потолков в кабинетах № 20, № 21, № 23, № 24, № 24а, № 25,№ 26, № 28, № 31, № 37, в физкабинете, в лаборатории, в стоматологическом отделении (каб.№ 4);привели в соответствие покрытие пола в кабинетах № 14, № 17 и в двух перевязочных, № 20, № 24, № 25, № 26, № 37, что подтверждается, в том числе, представленными Актами о приемке выполненных работ.
Кроме того, Правительству Ульяновской области определением суда от 11.01.2018 исполнение решения суда от 03.12.2015 было отсрочено до 31.12.2018.
Сведений об уклонении должником по исполнительному производству от исполнения данного обязательства материалы дела не содержат.
На основании вышеизложенного, а также с учетом предоставленного в постановлении судебного пристава-исполнителя срока для добровольного исполнения обязательства должником по исполнительному производству, суд приходит к выводу, что у Правительства Ульяновской области отсутствовала реальная возможность исполнения решения суда к моменту истечения указанного срока, и исполнение исполнительного документа было невозможно вследствие обстоятельств, которые, с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
По мнению суда, не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора, так как, для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
При рассмотрении данного дела суд считает, что в действиях должника – Правительства Ульяновской области отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Исследовав в совокупности представленные доказательства, с учетом приведенных выше норм и обстоятельств дела, суд приходит к выводу об освобождении административного истца от исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175 -180 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
административный иск Правительства Ульяновской области удовлетворить.
Освободить Правительство Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству № по постановлению от 27.01.2018.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н. Бахарева