Дело №2-770/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 сентября 2018 года г. Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Пищиковой Л.А.,
при секретаре Головниной В.В.,
с участием истца Грачева В.А.,
представителей истца Кавадерова А.М., и Галац К.А., действующих по доверенности,
представителей ответчика Администрации Нытвенского муниципального района Пермского края, Чухаревой Е.В. и Евсеевой А.С., действующих на основании доверенностей,
представителя третьего лица ТУ Минсоцразвития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам Костаревой Е.С., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грачева В. А. к администрации Нытвенского городского поселения Пермского края, администрации Нытвенского муниципального района Пермского края о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Грачев В.А. обратился в суд с иском к администрации Нытвенского городского поселения Пермского края, администрации Нытвенского муниципального района Пермского края, просит признать право на обеспечение жилым помещением в качестве меры социальной поддержки, обязать администрацию г.Нытва предоставить по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в границах Нытвенского городского поселения.
В обоснование иска указывает, что истец является выпускником школы-интернат <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ умер его отец, мать лишили родительских прав, после чего воспитывался в школе-интернате. Его опекуном была назначена бабушка ФИО1, которая проживала по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ истец закончил школу-интернат <адрес>. Далее обучался в <данные изъяты> С ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в рядах вооруженных сил. Истец имеет несовершеннолетнюю дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., от ФИО5, которая в настоящее время умерла. Истец работает вахтовым методом, в связи с этим был вынужден написать заявление об установлении опеки над дочерью. Опекуном назначена Галац К.А.
Ввиду юридической неграмотности не знал, что имеет право на обеспечение жилой площадью. Указанным правом ранее не пользовался. В марте 2018 г. узнал, что имеет право на получение жилья. Им был направлен ряд письменных обращений в Министерство образования и науки Пермского края, Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края, администрацию г.Краснокамска, администрацию г.Нытва. В ответах истцу было указано на пропуск предельно допустимого 23-летнего возраста как основания для отказа в обеспечении жилым помещением. С данной позицией не согласен, считает ее нарушающей его законные права и охраняемые интересы. На сегодняшний день право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в государственном учреждении для детей-сирот истцом не реализовано.
Истец Грачев В.А. в судебном заседании исковые требования поддерживает по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что в администрацию Нытвенского городского поселения с вопросом или заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по социальному найму не обращался. Отец умер в ДД.ММ.ГГГГ мама лишена родительских прав Нытвенским судом в ДД.ММ.ГГГГ документов подтверждающих данные обстоятельства у него не имеется.
Представитель истца Кавадеров А.М. в судебном заседании уточнил, что исковые требования предъявляются к тому лицу, на которое законом возложена обязанность предоставить жилое помещение, в связи с чем просит возложить обязанность предоставить по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на администрацию Нытвенского муниципального района. Пояснил, что Грачев потерял родителей в ДД.ММ.ГГГГ, воспитывался в школе-интернате. Будучи сиротой, не знал о своем праве, что он может иметь в собственности от органов муниципальной власти жилое помещение. Он заявлялся в различные органы, писал письма, везде было отказано по причине того, что он достиг 23 лет, и утратил право на получение жилья. Но законодательство разрешает этот вопрос, право на обеспечение жилым помещением сохраняется за гражданами, достигшими возраста 23 лет. Как только он узнал о праве, сразу отправил все необходимые заявления. Фактически владельцем жилого помещения, в котором проживает Грачев, является Галац. Она собирается продать помещение. Когда Галац реализует право на продажу помещения, Грачев утратит свое право на проживание в квартире. Факт того, что его отец умер, не оспаривается, по факту лишения родительских прав матери в настоящее время документы отсутствуют.
Представитель истца Галац К.А. в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснила, что жилье по адресу: <адрес> приобретенное в ДД.ММ.ГГГГ приобретено фактически ею, в настоящее время она собирается продавать это жилье. Социальной защиты не было осуществлено в отношении Грачева как сироты, органами опеки никакой работы с ним не проводилось. Указала, что право человека на получение жилья нарушено.
Представитель ответчика администрации Нытвенского городского поселения в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, настаивает на доводах, указанных в письменном возражении.
Представитель ответчика Администрации Нытвенского муниципального района Чухарева Е.В. в судебном заседании не согласиласилась с иском, поддержала письменное возражение, где указано, что Грачев В.А. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, которое он приобрел в ДД.ММ.ГГГГ. Указала, что полномочия по обеспечению жильем детей-сирот переданы администрации Нытвенского муниципального района. Заявление о предоставлении жилья от Грачева поступило в порядке перенаправления от администрации Нытвенского городского поселения в апреле 2018 года, вместе с заявлением не были предоставлены все учетные документы. Грачеву были даны ответы, что он утратил право на получение жилья, достигнув возраста 23 лет. Администрация не может предоставить жилье Грачеву, потому что на данный момент ему исполнилось 46 лет, он имеет в собственности жилое помещение.
Представитель ответчика Администрации Нытвенского муниципального района Евсеева А.С. так же исковые требования не признала, поддержала письменное возражени, приобщенное к материалам дела и в судебном заседании пояснила, что Грачев не состоял на учете граждан, нуждающихся в получении жилья до 2013 года, не после. Лица из числа детей-сирот предоставляют заявление, к которому должны быть приложены документы удостоверяющие личность и подтверждающие статус сироты. Грачев, при обращении в администрацию не предоставил необходимые документы: свидетельство о смерти отца, решение суда о лишении его матери родительских прав, т.е. не подтвердил свой статус сироты.
Представитель третьего лица Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия, в возражении просит в иске отказать, поскольку свое право на получение жилого помещения Грачев В.А. начал реализовывать в 2018 г., достигнув возраста 45 лет, на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения не вставал. После 01.07.2017 г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилые помещения предоставляются органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, им же осуществляется формирование списка детей-сирот. Истец в сводном списке не значится.
Представитель третьего лица ТУ Минсоцразвития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам Костарева Е.С. в судебном заседании не согласна с иском, просит отказать в его удовлетворении, поддержала возражение администрации Нытвенского муниципального района, т.к. дети-сироты могут воспользоваться правом на получение жилья до 23 лет, статус сироты Грачевым В.А. не подтвержден.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет следующие понятия:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
В соответствии со ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ (в редакции ФЗ № 15-ФЗ от 29.02.2012 г.), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.При этом действие положений статьи 8 указанного Закона в приведенной редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (до 01.01.2013 г.), в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные данным Федеральным законом N 159-ФЗ, в том числе и право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Следовательно, с достижением совершеннолетия (18 лет) и до достижения возраста 23 лет лица из указанной категории граждан в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны письменно обратиться в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Право на предоставление жилого помещения у гражданина старше 23 лет, относившегося к числу лиц, перечисленных в вышеназванном Законе, сохраняется только в том случае, если до достижении возраста 23 лет лицо было признано имеющим право на льготное обеспечение жилым помещением и состояло на учете нуждающихся в жилом помещении, но не было обеспечено жилой площадью.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принят Государственной Думой 4 декабря 1996 года, вступил в силу со дня его официального опубликования.
В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (ред. от 08.05.2018) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят ЗС ПО 16.12.2004), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
4. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
5. Жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров.
Согласно свидетельству о рождении Грачев В. А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, родителями указаны ФИО3 и ФИО4 (л.д. 11).
Из копии паспорта Грачева В.А. следует, что он с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 10).
Свидетельством подтверждается, что Грачев В.А. в ДД.ММ.ГГГГ окончил школу-интернат <адрес> (л.д. 12).
В справке ГБУ «ЦТИ ПК» от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Грачев В.А. не имеет приватизированного жилья и не использовал право на бесплатную приватизацию на территории <адрес> и <адрес>, каких-либо объектов недвижимости за ним не зарегистрировано (л.д. 22).
29.03.2018 г. Грачев В.А. обратился с заявлением об обеспечении жильем в Министерство образования и науки <адрес> (л.д. 23).
В ответе Министерства социального развития Пермского края от 11.05.2018 г. указано, что с заявлением о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями спецжилфонда, Грачев В.А. не обращался. Его возраст достиг предельного, в связи с чем он не может быть включен в вышеуказанный список (л.д. 24).
Грачев В.А. обратился с заявлением о даче разъяснений и содействии по обеспечению жильем в Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края (л.д. 25), также с заявлением об обеспечении жильем (содействии в обеспечении жильем) в администрацию г.Нытва (поступило 04.04.2018 г.), администрацию г.Краснокамска (л.д. 26, 29).
В ответе администрации Нытвенского муниципального района от 15.04.2018 г. указано, что право на постановку в льготную очередь, как ребенок-сирота, Грачев В.А. утратил в 1996 г., когда ему исполнилось 23 года (л.д. 27).
В ответе администрации Краснокамского муниципального района от 10.04.2018 г. указано, что возраст Грачева В.А. свидетельствует об утрате статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не дает права на решение вопроса о включении в список. Вопросы постановки граждан на жилищный учет, предоставления жилья отнесены к компетенции органов местного самоуправления по месту регистрации заявителя (л.д. 31).
Из сообщения администрации Нытвенского городского поселения от 19.07.2018 г. следует, что Грачев В.А. на учет как нуждающийся в жилом помещении не состоит, не обращался с заявлением на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 43).
Выпиской из ЕГРН от 03.09.2018 г. подтверждается, что Грачев В.А. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Грачев В.А. обратился с заявлением о предоставлении жилья в 2018 году в возрасте 44 лет, не представив необходимых документов для подтверждения статуса ребенка-сироты.
Суд, исследовав представленные сторонами доказательства, приходит к выводу о том, что Грачев В.А. не относится и не относился ни к одной из категории лиц предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на которых распространялись и (или) распространяются дополнительные гарантии в виде права на жилое помещение, предусмотренные ФЗ N 159 (ст. 8), в связи с чем, оспариваемое право у истца никогда не возникало.
При этом суд исходит из того, что понятия (категории) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей введены в законодательство РФ Федеральным законом N 159 23.12.1996, истец достиг возраста 18 лет 16.06.1991, а Федеральный закон N 159 не распространил свое действие на правоотношения, возникшие до его вступления в законную силу. Истец к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не относился и не относится в настоящий момент в силу того, что к указанной категории лиц, отнесены лица относившиеся, имевшие статус детей - сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, от 18 до 23 лет, имевшие соответствующие гарантии, права в соответствии с имевшимся статусом и имеющие соответствующие права на настоящий момент, истец же никогда не имел статуса ребенка-сироты или/либо ребенка, оставшегося без попечения родителей, соответственно и не мог и не может быть отнесен к лицам из их числа, на момент введения в законодательство такого понятия категории лиц.
Согласно п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР (действовавшего на момент достижения Грачевым В.А. совершеннолетия), вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам в том числе, по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям.
В соответствии с п. 31 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31.07.1987 г. N 872 "О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" было установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в детском учреждении или обучении в среднем профессиональном - техническом училище, высшем и среднем специальном учебном заведении либо по окончании срока службы в ВС СССР обеспечиваются вне очереди благоустроенным жильем.
С учетом изложенного, по достижении возраста 18 лет на Грачева В.А., как на лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распространялась дополнительная гарантия по обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке согласно п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР.
Внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно только при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.
В данном случае указанные требования закона истцом соблюдены не были. До достижения 23 лет Грачев В.А. на учет нуждающихся в получении жилья не встал, с соответствующим заявлением в уполномоченные органы не обращался. И хотя в период, когда истец находился в несовершеннолетнем возрасте, от него не требовалось заявление для постановки на указанный учет, вместе с тем, вопреки доводов его представителей, это не означает, что на органе опеки и попечительства, образовательном учреждении или ином учреждении бессрочно лежит обязанность по принятию мер по обеспечению истца жильем.
Суд считает необоснованными доводы истца и его представителей о том, что несвоевременность обращения истца с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения и необеспечения его жилым помещением связана исключительно с ненадлежащим исполнением полномочий органом опеки и попечительства по защите его прав, на тот период являющейся несовершеннолетним, учитывая, что на протяжении более 26 лет, уже будучи способным самостоятельно защитить свои интересы, Грачев В.А. никаких мер к их отстаиванию не предпринимал. При том, что никаких препятствий лично обратиться в соответствующие органы у него не было.
Гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста. Следовательно, если лицо из указанной категории граждан до достижения им 23-летнего возраста не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истец не исполнил надлежащим образом возложенную на него гражданско-процессуальным законодательством обязанность, не представил доказательств того, что он в период времени с 18-летнего до 23-летнего возраста письменно обращался в администрацию Нытвенского района с заявлением о включении его как имеющего статус из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилья, не представлено. Доказательств, подтверждающих наличие каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших ему своевременно реализовать свои жилищные права, так же не представлены.
На основании изложенного, суд признает исковые требования необоснованными, незаконными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, ст. 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать Грачеву В. А. в удовлетворении требований к администрации Нытвенского городского поселения Пермского края, администрации Нытвенского муниципального района Пермского края о признании за ним права на обеспечение жилым помещение в качестве меры социальной поддержки и возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда в границах Нытвенского городского поселения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 21 сентября 2018 года.
Судья Л.А. Пищикова