Дело № 12-25/2017
РЕШЕНИЕ
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Щенникова Е.В.,
при секретаре судебного заседания Габовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт
09 марта 2017 года жалобу защитника Лажанева О.А. Мороковой Л.В. на постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми от 26 октября 2016 года,
установил:
Постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми от 26.10.2016 Лажанев О. А. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлением, защитник Лажанева О. А. Морокова Л. В. обратилась в суд с жалобой, в обоснование доводов которой указала, что государственный орган допустил неверную квалификацию деяния, не уведомил о проведении проверки. Кроме того, указала, что администрация не может являться надлежащим субъектом административной ответственности, поскольку земельный участок, на котором обнаружено захламление, входит в контур межселенной территории, которая в Сыктывдинском районе согласно картографическому описанию, установленному Законом РК от 06.03.2006 № 13-РЗ «Об административно-территориальном устройстве Республики Коми», отсутствует. Ссылаясь на то, что земельный участок не входит в состав межселенной территории Сыктывдинского района, а располагается в границах сельского поселения «Ыб», представитель полагает, что распоряжение таким участком осуществляется администрацией СП «Ыб».
В судебном заседании представитель отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми Савина М. Г с доводами жалобы не согласилась, находя их основанными на неверном толковании норм права, а обжалуемое решение законным и обоснованным.
Привлекаемое лицо Лажанев О. А. в судебное заседание не явился, своего защитника в судебное заседание не направил.
Заслушав объяснения должностного лица органа надзора, проверив материалы дела об административном правонарушении № 61-16/ЗН, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что отделом государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми 20.07.2016 в 10 часов 45 минут на земельном участке сельскохозяйственного назначения, имеющим кадастровый номер №, расположенном в местечке Волокул деревни Захарово села Ыб Сыктывдинского района Республики Коми, выявлено нарушение требований земельного законодательства РФ, выразившееся в том, что в 230 м по полевой дороге от поворота налево с центральной дороги с. Ыб вблизи д. Захарово с левой стороны по ходу движения несанкционированно размещены разнородные отходы строительного мусора, твердые бытовые отходы в двух местах, где размеры первого места захламления составили: длина – 22,26 м, ширина – 8,34 м, средняя высота – 0,7 м, – с площадью захламления – 185,65 кв.м; размеры второго места захламления составили: длина – 2,85 м, ширина – 1,79 м, средняя высота – 0,6 м, – с площадью захламления – 5,1 кв.м.
В ходе проведения административного расследования должностным лицом выявлено, что земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 11:04:0401001:1952, расположенный по адресу: Сыктывдинский район, Республика Коми, – относится к землям сельскохозяйственного назначения и предназначен для ведения сельского хозяйства и входит в контур межселенной территории.
По факту выявленного правонарушения государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми 07.10.2016 в отношении должностного лица руководителя администрации МО МР «Сыктывдинский» составлен протокол № 61–16/ЗН об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, допустил захламление земельного участка сельскохозяйственного назначения, то есть не выполнил установленные требования по защите земель и охране почв от негативного воздействия, ухудшающего качественное состояние земель.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Оценивая доводы жалобы, оснований для отмены или изменения решения судьи не нахожу.
Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.
Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полномочия по муниципальному земельному контролю руководителем администрации района в границах муниципального образования осуществлялись ненадлежащим образом, что стало причиной загрязнения земельного участка с кадастровым номером №, имеющим согласно кадастровой выписке свое расположение в межселенной территории как части территории административно-территориального образования муниципального района «Сыктывдинский».
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации, под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
Органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений.
Согласно п. 35 ч. 1 ст. 15 Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится в числе прочих осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.
Частями 3 и 4 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Из анализа указанных положений закона следует, что вопросы осуществления муниципального земельного контроля за земельным участком, расположенном на территории Сыктывдинского района за пределами населенного пункта, отнесены к ведению администрации МО МР «Сыктывдинский», а доводы об обратном суд находит основанными на неверном токовании норам материального права.
Решением Совета МО МР «Сыктывдинский» от 29.10.2015 № 2/10-2 Лажанев О. А. с 30.10.2015 назначен на должность руководителя администрации МО МР «Сыктывдинский».
Оценив представленные в материалы дела доказательства, прихожу к выводу, что руководитель администрации МО МР «Сыктывдинский» в нарушение статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации не предотвратил процессы негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающие качественное состояние земель на земельных участках сельскохозяйственного назначения.
Суд учитывает, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных сведений у суда не имеется.
Действия руководителя администрации МО МР «Сыктывдинский» правильно квалифицированы по части 2 статьи 8.7 Кодекса РФ об административным правонарушениях. Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административным правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельства административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, другими материалами дела.
Наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса РФ об административным правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления, в ходе производства допущено не было, а равно оснований для удовлетворения доводов жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 2.9, 30.5 – 30.8 Кодекса РФ об административным правонарушениях, судья
решил:
постановление № 61-16/ЗН начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми от 26.10.2016 о признании Лажанева О.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей оставить без изменения, жалобу защитника Лажанева О.А. Мороковой Л.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня получения его копии через Сыктывдинский районный суд Республики Коми.
Судья Е.В. Щенникова