Дело № 3а-14/2020
42OS0000-01-2019-000591-65
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровский областной суд
в составе судьи Михеевой С.Н.,
при секретаре Злобиной П. С.,
с участием прокурора Волковой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05.02.2020г
административное исковое заявление ООО «Кузбасская Энергокомпания» к Региональной энергетической комиссии Кемеровской области о признании недействующим Постановления РЭК Кемеровской области от 01.07.2016г № 95 «Об установлении ООО «Кузбасская Энергокомпания» долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Полысаево, на 2016-2019г в части установления тарифа на тепловую энергию на 2019г с 01.01.2019г,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Кузбасская Энергокомпания» обратились в суд с административным исковым заявлением и просят признать недействующим Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 01.07.2016г № 95 «Об установлении ООО «Кузбасская Энергокомпания» долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Полысаево, на 2016-2019гг» в части установления тарифа на тепловую энергию на 2019г с 01.01.2019г.
Обязать принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанное недействующим Постановление РЭК Кемеровской области от 01.07.2016г № 95 «Об установлении ООО «Кузбасская Энергокомпания» долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Полысаево, на 2016-2019гг» в части установления тарифа на тепловую энергию на 2019г.
Требования мотивированы тем, что Общество осуществляет деятельность по теплоснабжению на территории г. Полысаево Кемеровской области на основании заключенного с органом местного самоуправления Полысаевского городского округа Концессионного соглашения от 08.06.2016г №1 в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в соответствии с действующим федеральным законодательством. РЭК Кемеровской области установили долгосрочные тарифы на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Полысаево, на 2016-2019гг оспариваемым постановлением. В Приложении №2 к указанному постановлению установлены одноставочные тарифы на 2019 год:
- для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения на период с 01 января по 20 июня в размере 1 231, 69 руб/Гкал., на период с 01 июля по 31 декабря в размере 1 354,85 руб/Гкал;
- для населения на период с 01 января по 30 июня в размере 1 453,39 руб/Гкал, на период с 01 июля по 31 декабря в размере 1 598,72 руб/Гкал.
17.12.2018г РЭК Кемеровской области принято постановление № 567 «О внесении изменений в постановление РЭК Кемеровской области от 01.07.2016г № 95 «Об установлении ООО «Кузбасская Энергокомпания» долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Полысаево, на 2016-2019гг, в части 2019 года».
В целях корректировки долгосрочных тарифов внесены изменения в Приложение «2 к Постановлению № 95 от 01.07.2016г и установлены тарифы на 2019год:
- для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения на период с 01 января по 30 июня в размере 1 231,68 руб/Гкал., на период с 01.июля по 31 декабря в размере 1 379,48 руб/ Гкал.;
- для населения на период с 01 января по 30 июня в размере 1 478,02 руб/Гкал., на период с 01 июля по 31 декабря в размере 1 655,38 руб/Гкал.
Решением Кемеровского областного суда от 08.05.2019г признано недействующим постановление РЭК Кемеровской области от 17.12.2018г № 567 «О внесении изменений в постановление РЭК Кемеровской области № 95 от 01.07.2016г. Решение суда вступило в законную силу, однако РЭК Кемеровской области не приняли заменяющий признанный недействующим нормативный правовой акт. Общество вынужденно использовать тариф, установленный оспариваемым постановлением, который является долгосрочным, установленным методом индексации. Однако, указанный тариф не является экономически обоснованным, в связи с чем нарушает их права. Оспариваемое постановление подлежит признанию недействующим с 01.01.2019г, поскольку с указанной даты оно вошло в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую силу.
В судебном заседании представитель ООО «Кузбасская Энергокомпания», Шин С.А., действующий на основании доверенности, представивший диплом о высшем юридическом образовании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель РЭК Кемеровской области, Федорова В.С., действующая на основании доверенности, представившая диплом о высшем юридическом образовании, заявленные требования не признала, поддержала письменные возражения.
Выслушав стороны, заключение прокурора Волковой А.Г., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, проверив письменные материалы дела, исследовав материалы тарифного дела, суд приходит к следующему.
В силу требований части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что оспариваемое постановление от 01.07.2016 № 95 с приложением, принято в установленном законом порядке Региональной энергетической комиссией Кемеровской области, что соответствует Постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2013 № 371 « Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Кемеровской области.
Согласно пункта 18 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденный Приказом ФСТ России 07.06.2013 № 163, разработанный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012г № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», постановление было принято на заседании коллегиального органа, образованного в установленном порядке в органе регулирования.
В соответствии с пунктом 22 Регламента оспариваемое постановление принято в форме, установленной в Приложение № 1к Регламенту.
Процедура принятия указанного нормативного правового акта была соблюдена, указанное обстоятельство не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Указанное постановление опубликовано в Электронном бюллетене региональной энергетической комиссии Кемеровской области, зарегистрированном в качестве средств массовой информации, согласно свидетельству Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор» от 21.11.2014г № Эл ФС77-59906, (л.д.139, 140).
Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010г № 190-ФЗ «О теплоснабжении»; Основ ценообразования в сфере теплоснабжения; Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012г № 1075; Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Приказом ФСТ России от 13.06.2013г № 760-э.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 названного Закона, к числу которых относятся тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям (часть 3 статьи 7 Закона).
Из материалов дела следует, что ООО «Кузбасская энергокомпания», осуществляющая регулируемую деятельность по поставке тепловой энергии и теплоносителя 15.06.2016г обратилось в РЭК Кемеровской области с заявлением № 8 об утверждении тарифов на 2016-2018г на теплоноситель и на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения, реализуемую на потребительском рынке города Полысаево. К заявлению приложена пояснительная записка, обосновывающая необходимость установления тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке, концессионное соглашение № 1 от 08.06.2016г и необходимые документы, подтверждающие расчеты.
Орган регулирования открыл тарифное дело, представленное в судебное заседание в двух томах. По материалам тарифного дела, представленным ООО «Кузбасская Энергокомпания» (г. Полысаево) для определения величины НВВ и уровня тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке, на 2016-2019г, 20.07.2016г составлено экспертное заключение, (л.д.141-193). В указанном экспертном заключении регулятор обосновал величину НВВ и уровня тарифов. Каких-либо возражений либо доказательств, опровергающих указанные выводы административным истцом не предоставлено.
По результатам рассмотрения поступившего заявления РЭК Кемеровской области принято оспариваемое постановление от 01.07.2016г № 95 «Об установлении ООО «Кузбасская Энергокомпания» долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Полысаево, на 2016-2019 годы», с Приложением №2, (л.д.137-138).
Оспаривая указанный нормативный правовой акт ООО «Кузбасская Энергокомпания» полагает, что он противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, предусматривающим корректировку указанным тарифам. Вместе с тем, регулятор не произвел корректировку тарифов на 2019 год, в связи с чем, в указанной части их права нарушены.
Судом неоднократно предлагалось административному истцу уточнить основания или предмет заявленных требований, однако такого уточнения не последовало, в связи с чем суд при рассмотрении дела исходит из заявленного предмета требований.
Статьями 3 и 7 Федерального закона о теплоснабжении (в редакции действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) установлены общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, которыми являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения; развитие систем централизованного теплоснабжения; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения, обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.
Одним из основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приведенным федеральным законом определен обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя (п.9 ч.1 ст. 7).
В силу пунктов 13,14,15,16,20,28,33 Правил установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки, экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий отчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату, расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).
Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями (п.33 Правил).
Одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов ( ч.1 ст.9 ФЗ о теплоснабжении), при применении которого НВВ регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (п.71 Основ).
Как следует из материалов дела по предложению регулируемой организации принято решение о применении метода индексации установленных тарифов на долгосрочный период регулирования, который к ООО «Кузбасская Энергокомпания» применен впервые. При рассмотрении дела об установлении тарифов орган регулирования исключил расходы по конкретным статьям затрат, подробно описанных в экспертном заключении. Разногласий на момент установления тарифов от административного истца в адрес регулирующего органа не поступало. В судебном заседании представитель административного истца также не отрицал, что ими не оспариваются цены (тарифы), установленные первоначальным нормативным правовым актом методом индексации на долгосрочный период. В результате заявленных регулируемой организацией тарифов на тепловую энергию с 01.01.2017г-1241.79 руб/Гкал; с 01.07.2017- 1241.79 руб/Гкал; с 01.01.2018-1328.72 руб/Гкал; с 01.07.2018- 1421.73 руб/Гкал., регулирующей организацией установлены тарифы на производство тепловой энергии на 2016-2019гг, приведенные на стр.45-46 экспертного заключения, для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения2016г с 01.07.2016-1017.91 руб/Гкал; с 01.01.2017-1017.91 руб/Гкал; с 01.07.2017-1119.71руб/Гкал; с 01.01.2018- 1119.71 руб/Гкал; с 01.07.2018-1236.69 руб/Гкал; с 01.01.2019- 1231.69 руб /Гкал, с 01.07.2019- 1354,85 руб/Гкал. Для населения-2016г с 01.07.2016-1201,13 руб /Гкал; с 01.01.2017 1201,13 руб/Гкал; с 01.07.2017-1321,26 руб/Гкал; с 01.01.2018-1321,26 руб/Гкал; с 01.07.2018- 1453,39 руб/Гкал; с 01.01.2019-1453,39 руб/Гкал; с 01.07.2019- 1598,72 руб/Гкал, (л.д.185-186). Указанные тарифы на тепловую энергию на первый долгосрочный период регулирования 2016-2019гг по периодам календарной разбивки расчитаны на основании долгосрочных параметров регулирования, с учетом ограничения платы граждан за коммунальные услуги в 2016г (п.17 ст. 10 ФЗ о теплоснабжении), а также принимая во внимание соблюдение баланса экономических интересов предприятия и его потребителей. Необходимая валовая выручка для расчета тарифов методом индексации установленных тарифов определена на основе долгосрочных параметров регулирования, которые определяются перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяются. Долгосрочные параметры регулирования отражены подробно на стр. 8-9 экспертного заключения, (л.д.148-149). Расходы, заявленные предприятием подробно приведены на стр.10-44 экспертного заключения. С учетом всех подтвержденных расходов определена общая величина НВВ на 2016 год, средневзвешенная величина НВВ и общая сумма корректировки НВВ в среднем 2016 год к предложениям предприятия в сторону снижения, что отражено на стр.45 экспертного заключения.
Согласно пункту 73 Основ ценообразования величина операционных расходов определяется в соответствии с пунктами 58-60 Основ и включает в себя, в том числе расходы на приобретение сырья и материалов и определяемые в соответствии с методическими указаниями другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств и др. Базовый уровень операционных расходов регулируемой организации определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования для каждой регулируемой организации с учетом пунктов 28-31, 40-42, 44 и 58 Основ ценообразования (п.3).
Расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности (п.40 Основ).
Объем плановых (расчетных) расходов определяется исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг). При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в соответствии с пунктами 28-31 Основ ценообразования (п.31).
Согласно пункту 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке: а)установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей- если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе: прогноз индекса потребительских цен; цены на природный газ, предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуг ЖКК для соответствующей категории потребителей; динамика цен (тарифов) на товары (услуги).
Согласно пункту 36 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения операционные (подконтрольные) расходы расчитываются по формуле (10), исходя из базового уровня операционных расходов (определяемого для первого года долгосрочного периода регулирования) и индекса эффективности операционных расходов, выраженного в процентах, индекса потребительских цен, определенного на основании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 1-й год, коэффициента эластичности операционных расходов по количеству активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, устанавливаемого равным 0,75 и индекса изменения количества активов, применяемого с целью учета зависимости операционных расходов от размера активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, определяемого на 1-й год.
Из материалов тарифного дела следует, что регулируемая организация предоставила РЭК Кемеровской области расчет расходов и затрат, приведенные в томах 1,2, а также долгосрочные параметры государственного регулирования для участия в конкурсном отборе на получение права владения и пользования муниципальными котельными г. Полысаево и долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения методом индексации. Все указанные документы были учтены регулирующим органом, что подтверждается экспертным заключением. Административным истцом не оспаривалось обоснованность принятых регулирующим органом документов и установление базового и плановых долгосрочных тарифов, указанных выше.
Учитывая изложенное, доводы представителя административного истца в части экономически необоснованных тарифов на долгосрочный период, в том числе на 2019г, являются необоснованными. В судебном заседании представителем не опровергнуто необоснованности указанных расчетов, более того, не отрицалось, что при установлении тарифов на долгосрочный период методом индексации (2017-2019гг), регулирующий орган правильно учел представленные регулируемой организацией документы при рассмотрении их заявления и каких-либо нарушений действующего законодательства не допустил.
Вместе с тем, представитель административного истца настаивал на том, что в оспариваемой части постановление РЭК Кемеровской области от 01.07.2016г № 95 подлежит признанию недействующим, поскольку регулирующий орган не произвел корректировку в соответствии с действующим законодательством.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по указанным основаниям ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
ООО «Кузбасская Энергокомпания» представила сведения о понесенных расходах в 2018г на период 2019г и заявление о корректировки указанных расходов на период 2019г.
РЭК Кемеровской области было открыто тарифное дело о корректировке тарифов на тепловую энергию и принято решение о корректировке тарифов в части корректировки на 2019г.
Решением Кемеровского областного суда от 08.05.2019г признано недействующим постановление РЭК Кемеровской области от 17.12.2018г № 567 «О внесении изменений в постановление РЭК Кемеровской области от 01.07.2016г № 95 «Об установлении ООО «Кузбасская Энергокомпания» долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Полысаево, на 2016-2019гг, «в части 2019» со дня принятия, (л.д.15-26).
Административный истец полагает, что РЭК Кемеровской области не принял взамен признанного недействующим нормативного правового акта заменяющий его нормативный правовой акт, в связи с чем полагает, что необходимо признать недействующий оспариваемый в части нормативный правовой акт, который действовал на период 2019г и затрагивал их права, поскольку расчет тарифов ООО «Кузбасская Энергокомпания» производила по действующему тарифу в первоначальной редакции, однако без учета корректировки.
В данном случае суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по указанным оснований, поскольку вопросы правоприменения не могут являться основанием для их удовлетворения.
Права административного истца подлежат восстановлению в ином порядке, которого он не лишен в соответствии с требованиями ст. 12 ГПК РФ.
Более того, административный истец, как регулируемая организации, не лишен возможности обращения в орган регулирования с документами, подтверждающими понесенные убытки, для учета убытков и компенсации их в последующем периоде регулирования тарифов в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении». Законодатель также предусмотрел возможность компенсации дополнительных расходов, понесенных в регулируемый период, и не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов.
Основами ценообразования предусмотрено, что в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), такие расходы учитываются при установлении тарифов на последующий период, начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного истца пояснил, что в настоящее время они не терпят убытков в связи с необходимостью расчета тарифа, установленного оспариваемым нормативным правовым актом, поскольку до середины декабря 2019г ими выставлены требования потребителям на основании постановления РЭК Кемеровской области от 17.12.2018г № 567 и каких-либо возвратов потребителям в связи с признанием его недействующими ими не осуществлялось.
Наличие требований об оплате тарифов до конца 2019г потребителям в размере тарифов, установленных в долгосрочном периоде, в части 2019г в действующей до 31.12.2019г редакции не является основанием для удовлетворения заявленных требований по указанным выше основаниям.
Иных оснований по которым оспариваемый нормативный правовой акт может быть признан недействующим не приведено и судом не установлено.
Исходя из совокупности исследованных доказательств, оспариваемый в части нормативный правовой акт не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется в полном объеме.
Руководствуясь ст. 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ООО «Кузбасская Энергокомпания» о признании недействующим постановления РЭК Кемеровской области от 01.07.2016г №95 «Об установлении ООО «Кузбасская Энергокомпания» долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Полысаево, на 2016-2019 годы, в части установления тарифа на тепловую энергию на 2019 год с 01.01.2019г, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение 1 месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 18.02.2020г.